+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Виды дисциплинарных взысканий в ОВД (МВД)

1. За добросовестное выполнение служебных обязанностей, достижение высоких результатов в служебной деятельности, а также за успешное выполнение задач повышенной сложности к сотруднику органов внутренних дел применяются следующие меры поощрения:

1) объявление благодарности;

2) выплата денежной премии;

3) награждение ценным подарком;

4) награждение почетной грамотой федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения;

5) занесение фамилии сотрудника в книгу почета или на доску почета федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения;

6) награждение ведомственными наградами;

7) досрочное присвоение очередного специального звания;

8) присвоение очередного специального звания на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел;

9) награждение огнестрельным или холодным оружием.

2. В качестве меры поощрения может применяться досрочное снятие ранее наложенного на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания.

3. В образовательных учреждениях высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел к курсанту, слушателю наряду с мерами поощрения, предусмотренными частью 1 настоящей статьи, могут применяться следующие меры поощрения:

1) предоставление внеочередного увольнения из расположения образовательного учреждения;

2) установление именной стипендии.

4. Допускается применение к сотруднику органов внутренних дел одновременно нескольких мер поощрения.

5. За заслуги перед государством сотрудник органов внутренних дел может быть представлен к награждению государственной наградой Российской Федерации, поощрению Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.

Награждение почетным знаком «Заслуженный сотрудник МВД Российской Федерации»
30.Порядок применения отдельных мер поощрения к сотрудникам органов внутренних дел.

Награждение почетным знаком «Заслуженный сотрудник МВД Российской Федерации» производится Президентом Российской Федерации по представлению Министра внутренних дел Российской Федерации с учетом мнения коллектива соответствующего органа внутренних дел.

Лица, награжденные почетным знаком «Заслуженный сотрудник МВД Российской Федерации», имеют право на:

получение ежегодного отпуска в удобное для них время;

дополнительный ежегодный отпуск в размере десяти календарных дней;

установление ежемесячной надбавки в размере 5 процентов должностного оклада;

преимущества при решении вопросов о предоставлении или улучшении жилой площади, распределяемой органами внутренних дел, при получении путевок в санатории, дома отдыха и пансионаты, а также при предоставлении иных социальных гарантий, установленных для сотрудников органов внутренних дел.

Положение о почетном знаке «Заслуженный сотрудник МВД Российской Федерации» утверждается Президентом Российской Федерации.

31. Нарушение служебной дисциплины – понятие, виды, правовая основа.
Нарушение служебной дисциплины

1. Нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

2. Грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел является:

1) несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации;

2) отсутствие сотрудника по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени;

3) нахождение сотрудника на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения либо отказ сотрудника от медицинского освидетельствования на состояние опьянения;

4) совершение сотрудником виновного действия (бездействия), повлекшего за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы жизни и (или) здоровью людей, создание помех в работе или приостановление деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо причинение иного существенного вреда гражданам и организациям, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

5) разглашение сотрудником сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальной информации (служебной тайны), ставших ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

6) небрежное хранение сотрудником вверенных для служебного пользования оружия и патронов к нему, повлекшее его (их) утрату, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

7) отказ или уклонение сотрудника от прохождения медицинского освидетельствования (обследования) в случаях, если обязательность его прохождения установлена законодательством Российской Федерации;

8) неявка сотрудника без уважительной причины на заседание аттестационной комиссии для прохождения аттестации;

9) умышленное уничтожение или повреждение сотрудником имущества, находящегося в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, повлекшие причинение существенного ущерба, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

10) нарушение сотрудником требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда) при условии, что это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, пожар, аварию, катастрофу) либо заведомо создало реальную угрозу наступления таких последствий, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

11) совершение сотрудником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, виновных действий, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя;

12) принятие сотрудником необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, находящегося в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба такому имуществу;

13) непредставление сотрудником сведений (представление заведомо недостоверных или неполных сведений) о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

14) сокрытие сотрудником фактов обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения;

15) публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, в том числе в отношении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, если это не входит в служебные обязанности сотрудника.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Система дисциплинарных взысканий в органах внутренних дел Российской Федерации Текст научной статьи по специальности « Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Ванюшина Ирина Николаевна

В статье рассматривается система дисциплинарных взысканий , применяемых в органах внутренних дел Российской Федерации. Дисциплинарные взыскания рассматриваются в историческом аспекте нормативного регулирования, проводится сравнительный анализ дисциплинарных взысканий в системе правоохранительной службы Российской Федерации.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Ванюшина Ирина Николаевна,

SYSTEM OF DISCIPLINARY SANCTIONS IN THE LAW ENFORCEMENT AGENCIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

N this article we consider the system of disciplinary sanctions used in the law enforcement agencies of the Russian Federation. Disciplinary sanctions are considered in the historical aspect of standard regulation, the comparative analysis of disciplinary sanctions in the law enforcement agencies of the Russian Federation is carried out.

Это важно знать:  Снятие дисциплинарного взыскания досрочно: образец приказа об отмене

Текст научной работы на тему «Система дисциплинарных взысканий в органах внутренних дел Российской Федерации»

№ 1 (4) 2015 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

УДК 342.92+351.74 И.Н. Ванюшина

СИСТЕМА ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ВЗЫСКАНИЙ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматривается система дисциплинарных взыскании, применяемых в органах внутренних дел Российской Федерации. Дисциплинарные взыскания рассматриваются в историческом аспекте нормативного регулирования, проводится сравнительный анализ дисциплинарных взысканий в системе правоохранительной служ бы Российской Федерации.

Ключевые сюва дисциплинарная ответственность, дисциплинарные взыскания, служебная дисциплина, правоохранительная служба.

SYSTEM OF DISCIPLINARY SANCTIONS IN THE LAW ENFORCEMENT AGENCIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

In this article we consider the system of disciplinary sanctions used in the law enforcement agencies of the Russian Federation. Disciplinary sanctions are considered in the historical aspect o f standard regulation, the comparative analysis of disciplinary sanctions in the law enforcement agencies of the Russian Federation is carried out.

Keywords: disciplinary ’ responsibility, disciplinary sanctions, official discipline, law enforcement service.

Изучение вопросов дисциплинарной ответственности и ее роли в повышении эффективности органов внутренних дел Российской Федерации остается важным направлением научных исследований в сфере государственной службы Российской Федерации. Как верно отмечает

В.И. Майоров, исследование эффективных технологий и современных методов кадровой работы на гос дарственной службе также, несомненно, представляет интерес дня ученых и практиков, эти вопросы должны представлять отдельный предмет самостоятельного научного анализа 15, с. 661.

Несмотря на то, что дисциплинарная ответственность является традиционным правовым средством повышения эффективности деятельности органов внутренних дел, се изучение нс теряет актуальности. Обусловлено это, во-первых, важностью деятельности органов внутренних дел. Органы внутренних дел являются основным видом специализированных правоохранительных структур государства, целью которых является создание системы защиты прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, это обусловлено тем, что деятельность правоохранительных органов неразрывно связана с жизнью российского общества, которое стремится к обшсм процесс>’ развития российской государственности и превращению России в зрелое гражданское общество 4.

Во-вторых, изменение законодательства, регламентирующего деятельность органов внутренних дел, требует его осмысления и изучения в механизме реализации, формулирования предложений по совершенствованию.

В-третьих, это связано с повышенным требованием общества к органам внутренних дел в частности и государственной службе в целом. Гражданское общество предъявляет все более высокие требования к функционированию институтов государственной службы. Оценка деятельности госслужащих зависит в частности от качественного оказания гражданам и организациям государственных услуг, от того, насколько высок процент отсутствия культуры общения с гражданами, проявления бюрократизма, и корру пции 5, с. 661.

К деятельности органов внутренних дел общество проявляет наиболее пристальное внимание. Реорганизация органов внутренних дел вызывает нс только повышенный интерес общества к их деятельности, но и ожидание кардинальных изменений. Этим обу словлены высокие требования общества к соблюдению служебной дисциплины, законности, профессиональной культуре и профессионализму сотрудников органов внутренних дел.

Современная система дисциплинарных взысканий в органах внутренних дел и дисциплинарное производство 111 установлены Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах вну тренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон о слу жбе в ОВД) 1111 и Дисциплинарным у ставом органов внутренних дел Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377 2. Система предусматривает следующие виды дисциплинарных взысканий:

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 1 (4) 2015

4) предупреждение о неполном служебном соответствии;

5) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел;

6) увольнение со службы в органах внутренних дел.

В образовательных организациях высшего образования МВД России:

7) назначение вне очереди в наряд (за исключением назначения в наряд по обеспечению охраны подразделения);

8) лишение очередного увольнения из расположения образовательной организации;

9) отчисление из образовательной организации.

Настоящий перечень дисциплинарных взысканий является специальным и отличается разнообразием по сравнению с обшей системой дисциплинарных взысканий, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, которая представлена тремя мерами дисциплинарной ответственности: замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям (ч. 1 ст. 192).

В системе государственной гражданской службы Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О гос дарствен ной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает возможность применения четырех видов дисциплинарных взысканий (ч. 1 ст. 57): 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) увольнение с гражданской службы по соответствующим основаниям 7.

В сравнении с органами государственной власти, в которых предусматривается прохождение правоохранительной государственной службы, органы внутренних дел отличаются также более широким перечнем дисциплинарных мер. Например, система мер дисциплинарной ответственности в ФТС России 12 и ФСКН России 18] представлена взысканиями: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) увольнение. К курсантам образовательной организации высшего образования ФСКН России также применяются взыскания в виде назначения вне очереди в наряд (за исключением назначения в наряд по обеспечению охраны подразделения), лишения очередного увольнения из расположения образовательной организации и отчисления из образовательной организации.

В Следственном комитете Российской Федерации 11() и прокуратуре Российской Федерации 9,

напротив, установлена более широкая, чем в органах внутренних дел, система дисциплинарных взысканий. К их сотрудникам и работникам могут быть применены такие дисциплинарные взыскания, как: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) понижение в специальном звании, в проку рату ре Российской Федерации — в классном чине; 5) лишение медалей Следственного комитета, в прокуратуре Российской Федерации — лишение нагрудного знака «За безупречну ю службу в прокуратуре Российской Федерации»; 6) лишение нагру дного знака «Почетный сотрудник»; 7) предупреждение о неполном слу жебном соответствии; 8) увольнение.

Современная система дисциплинарных взысканий, преду смотренная в органах внутренних дел, основана на преемственности дисциплинарных мер, выработанных многими десятилетиями в органах внутренних дел. Сегодня она применима нс только в МВД России, но и в отношении сотру дников органов внутренних дел. которые были к ним прикомандированы к иным федеральным органам исполнительной власти. Например, положения Федерального закона о слу жбе в ОВД о дисциплинарной ответственности применяются в ФМС России и ГФС России, нормы Положения о слу жбе в ОВД — в ФСИН России.

Несмотря на преемственность законодательства и традиции, существующие в органах внутренних дел в сфере дисциплинарной ответственности. заметна тенденция к сокращению системы дисциплинарных взысканий. Например, Дисциплинарный у став органов вну тренних дел СССН от 3 мая 1984 г. 3 предусматривал 11 мер дисциплинарных взысканий, из которых 9 общих дисциплинарных взысканий и 2 дисциплинарных взыскания, применяемых в у чебных заведениях МВД СССР (п. 14,18). К общим дисциплинарным взысканиям относились: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) арест с содержанием на гау птвахте до 10 су ток; 5) преду преждение о неполном служебном соответствии; 6) снижение в должности; 7) снижение в специальном звании лиц младшего начальствующего состава на одну ступень; 8) у вольнение из органов внутренних дел; 9) лишение нагру дного знака.

Дисциплинарные взыскания применялись в зависимости от категории должности в органах внутренних дел. На лиц среднего и старшего начальствующего состава применение дисциплинарного взыскания в форме увольнения из органов внутренних дел не предусматривалось. Срок арест с содержанием на гауптвахте лиц старшего начальствутощего состава мог составлять — до 5 су ток. Настоящему дисциплинарному

№ 1 (4) 2015 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

взысканию нс могли подвергаться начальники управлений, отделов внутренних дел исполнительных комитетов Советов народных депутатов автономных округов, районных, городских, районных в городах и им равные начальники, начальники вышестоящих органов внутренних дел и их заместители, а также иные начальники и их заместители, перечень которых определялся Министром внутренних дел СССР, полковники милиции и полковники внутренней службы, женщины -лица рядового и начальствутощего состава.

На лиц высшего начальствующего состава могли быть наложены только: 1) замечание: 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) преду преждение о неполном слу жебном соответствии: 5) снижение в должности.

В учебных заведениях и у чебных подразделениях МВД СССР, кроме общих дисциплинарных взысканий, применялись: 1) лишение у вольнения из расположения у чебного заведения, подразделения до I месяца: 2) назначения вне очереди в наряд по службе (за исключением назначения в караул или дежурным по подразделению) или на работу до 5 нарядов.

сокращены исключения из системы дисциплинарных взысканий для отдельных должностных категорий сотрудников органов внутренних дел. В первоначальной редакции Положения о слу жбе в ОВД к сотрудникам органов внутренних дел, занимающим должности высшего начальствутощего состава, понижение в специальном звании нс предусматривалось. В дальнейшем в редакции 2010 г. Положение о слу жбе в органах вну тренних дел устанавливало, что взыскание в виде понижения в должности или увольнения из органов внутренних дел нс применяется к сотрудникам органов внутренних дел, замещающим должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации (ч. 3 ст. 38) 6. В учебных заведениях МВД России продолжали действовать специальные дисциплинарные взыскания в отношении ку рсантов и слушателей: назначение вне очереди в наряд по слу жбе (за исключением назначения в караул или дежурным по подразделению), а также отчисление из учебного заведения.

В новый Федеральный закон о слу жбе в ОВД, в сравнении с предшественником, такие дисциплинарные взыскания, как снижение в специальном звании на одну ступень и лишение нагрудного знака из системы мер дисциплинарной ответственности были исключены. Наименование дисциплинарного взыскания «понижение в должности», предусмотренного ранее в Положении о службе в ОВД. было изменено в Федеральном законе о службе в ОВД на дисциплинарное взыскание «перевод на нижестоящу ю должность в органах внутренних дел».

1. Административно-процессуальное право : учебное пособие (курс лекций) / Я. Л. Ванюшин,

О. В. Гречкина. Э. Л. Лещина. А. Д. Магденко ; под общ. ред. проф. В. И. Майорова. — Челябинск : ГОУ ВПО ЧЮИ МВД России, 2009. — С. 125.

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 1 (4) 2015

ВАНЮШИНА Ирина Николаевна, преподаватель кафедры кадрового, морально-психологического и информационного обеспечения органов вну тренних дел. Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России.

E-mail: irinaonline ^bk.ru

VANYUSHINA Irina, lecturer of the Chair of Personnel, Moral-and-Psy chological and Information Support of Layy Enforcement Agencies; Ty umen Institute of Layy Enforcement Officers’ Advanced Training of the Ministry of Interior of Russia.

Понятие и виды ответственности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации

В процессе прохождения службы лица рядового и начальствующего состава ОВД, выполняя функциональные обязанности, должны знать о порядке и условиях привлечения их к ответственности в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения своих должностных обязанностей.

Ответственность сотрудников ОВД — это предусмотренная правовыми нормами обязанность виновного сотрудника претерпевать определенные неблагоприятные последствия в результате совершенного им деяния.

Уголовную ответственность сотрудники ОВД несут на общих основаниях в соответствии с действующим УК РФ. Отличительной особенностью при этом является то, что в ряде случаев они могут привлекаться к уголовной ответственности не как обычные граждане, а как должностные лица.

В соответствии со ст. 2.5. КоАП РФ сотрудники органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с Положением о службе в ОВД. За нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, сотрудники ОВД несут ответственность на общих основаниях. Кроме того, к ним не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста.

Служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленного законодательством Российской Федерации, Присягой, Контрактом о службе в ОВД, а также приказами МВД РФ и прямых начальников порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них правомочий.

Начальник несет ответственность за состояние служебной дисциплины среди подчиненных. Наряду с высокой требовательностью к ним он обязан:

  • — создавать необходимые условия для труда, отдыха и повышения квалификации подчиненных;
  • — воспитывать у подчиненных чувство ответственности за выполнение служебных обязанностей;
  • — не допускать протекционизма в работе с личным составом, преследования сотрудников органов внутренних дел по мотивам личного характера или за критику недостатков в деятельности органов внутренних дел;
  • — обеспечивать гласность и объективность в оценке служебной деятельности подчиненных;
  • — уважать честь и достоинство подчиненных.

За нарушение служебной дисциплины на сотрудников органов внутренних дел могут налагаться следующие виды взысканий:

  • — замечание;
  • — выговор;
  • — строгий выговор;
  • — предупреждение о неполном служебном соответствии;
  • — понижение в должности;
  • — снижение в специальном звании на одну ступень;
  • — лишение нагрудного знака;
  • — увольнение из органов внутренних дел.

В учебных заведениях Министерства внутренних дел Российской Федерации кроме перечисленных видов взысканий применяются взыскания в виде назначения вне очереди в наряд по службе (за исключением назначения в караул или дежурным по подразделению), а также отчисления из учебного заведения.

Сотрудник органов внутренних дел может быть одновременно отстранен от должности в случае привлечения его в качестве обвиняемого в совершении преступления, а также в случае грубого нарушения служебной дисциплины, делающего невозможным исполнение им служебных обязанностей. За время отстранения от должности сотруднику выплачивается денежное довольствие в полном размере.

Сотрудник органов внутренних дел вправе обжаловать наложенное на него взыскание последовательно вышестоящим начальникам вплоть до Министра внутренних дел Российской Федерации, а также в суд.

При нарушении служебной дисциплины подчиненным начальник обязан предупредить его о недопустимости таких действий, а при необходимости наложить дисциплинарное взыскание или передать материалы о проступке на рассмотрение суда чести.

Поощрения и дисциплинарные взыскания применяются прямыми начальниками в пределах предоставленных им прав.

Начальник при временном исполнении им обязанностей по должности, если об этом объявлено в приказе, пользуется дисциплинарными правами по временно исполняемой должности.

Дисциплинарные права, предоставленные нижестоящим начальникам, принадлежат и вышестоящим начальникам.



Поощрения и дисциплинарные взыскания объявляются приказами. Благодарность, замечание, выговор, назначение вне очереди в наряд могут быть объявлены устно. Взыскание, наложенное приказом, не может быть снято устно.

О поощрениях и дисциплинарных взысканиях сотруднику органов внутренних дел объявляется лично, перед строем или на совещании (собрании).

За каждый случай нарушения служебной дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание. При нарушении дисциплины совместно несколькими лицами дисциплинарные взыскания налагаются на каждого виновного в отдельности и только за совершенное им нарушение.

Приказ о применении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется сотруднику органов внутренних дел, подвергнутому взысканию, под расписку.

Сотрудники, подвергнутые дисциплинарному взысканию, не освобождаются от материальной ответственности за причиненный ущерб, а также от привлечения к административной или уголовной ответственности, если они виновны в совершении административного правонарушения (проступка) или в их действиях содержатся признаки состава преступления.

Досрочное снятие дисциплинарного взыскания в порядке поощрения производится начальником, наложившим это взыскание, равным ему или вышестоящим прямым начальником. Устное взыскание считается снятым по истечении одного месяца.

Прямыми начальниками являются начальники, которым сотрудники органов внутренних дел подчинены по службе, хотя бы временно. Ближайший к подчиненному прямой начальник является его непосредственным начальником. Сотрудники, не подчиненные друг другу по службе, могут быть старшими и младшими. Старшинство определяется специальным званием, а при равных званиях — занимаемой должностью.

До наложения взыскания от сотрудника, привлекаемого к ответственности, должно быть истребовано письменное объяснение. При необходимости проводится проверка указанных в нем сведений с вынесением заключения по результатам проверки.

Это важно знать:  Субъект дисциплинарной ответственности

Дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида и меры взыскания принимаются во внимание характер проступка, обстоятельства, при которых он был допущен, прежнее поведение виновного, признание им своей вины, его отношение к службе и др.

Дисциплинарное взыскание приводится в исполнение немедленно, но не позднее одного месяца со дня его наложения. По истечении этого срока взыскание в исполнение не приводится, но подлежит учету.

Дисциплинарное взыскание должно быть наложено до истечения десяти суток с того дня, когда начальнику стало известно о совершенном проступке, а в случаях проведения служебной проверки, возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении — не позднее 1 месяца соответственно со дня окончания проверки, рассмотрения компетентным органом или должностным лицом уголовного дела или дела об административном правонарушении и вынесения по ним окончательного решения, не считая времени болезни виновного или нахождения его в отпуске.

Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника приказом, считается снятым, если в течение года со дня его наложения этот сотрудник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию.

Сотрудникам, отсутствовавшим на службе без уважительных причин, денежное довольствие за время прогула не выплачивается. При этом они не освобождаются от дисциплинарной ответственности. При привлечении к дисциплинарной ответственности за пребывание на службе в нетрезвом состоянии необходимо руководствоваться результатами медицинского освидетельствования, а в случае отказа сотрудника от освидетельствования — показаниями не менее двух свидетелей. Получение каких_либо объяснений от сотрудника откладывается до его вытрезвления.

Дисциплинарное взыскание не может быть наложено во время болезни сотрудника либо в период его нахождения в отпуске или командировке, а также в случае, если со дня совершения проступка прошло более 6 месяцев, а по результатам ревизии или проверки финансово_хозяйственной деятельности — более 2 лет со дня его совершения. В указанные сроки не включаются период нахождения сотрудника в отпуске, время болезни, а также время производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении.

Если к сотруднику органов внутренних дел, по мнению начальника, необходимо применить меры поощрения или наказания, выходящие за пределы его прав, то он ходатайствует об этом перед вышестоящим начальником.

Вышестоящий начальник имеет право отменить дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим начальником, или наложить более строгое взыскание, если ранее объявленное не соответствует тяжести совершенного проступка.

Дисциплинарные взыскания на сотрудников следственного аппарата органов внутренних дел налагаются начальниками, которым предоставлено право назначения их на должность, а в случаях, связанных с процессуальной деятельностью сотрудников, — по согласованию с руководителями соответствующих следственных подразделений.

Начальник, превысивший предоставленные ему права по применению поощрений и наложению дисциплинарных взысканий, несет за это дисциплинарную ответственность.

Права и ответственность начальников по применению поощрений и наложению дисциплинарных взысканий устанавливаются Министром внутренних дел Российской Федерации.

В органах внутренних дел создаются суды чести рядового и младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава. Они призваны давать правовую и нравственную оценку выносимым на их рассмотрение проступкам и правонарушениям сотрудников; оберегать и укреплять авторитет органов внутренних дел; оказывать помощь начальникам ОВД в укреплении служебной дисциплины, профессионально_этическом воспитании личного состава; содействовать формированию у личного состава ОВД верности гражданскому и служебному долгу.

Суды чести действуют в соответствии с принципами законности, коллегиальности, демократизма, гласности; подотчетности, воспитательной и профилактической направленности, всесторонности и объективности рассмотрения фактов, доброжелательности, проявления чуткости, внимания и уважения к личности, реабилитации неправомерно обвиненного сотрудника.

Суд избирается в составе пяти или семи человек открытым голосованием на общем собрании соответствующей категории сотрудников или на собраниях их представителей. В состав суда избираются сотрудники, прослужившие в органе внутренних дел не менее шести месяцев, положительно характеризующиеся.

Состав суда избирается на два года и объявляется приказом начальника органа внутренних дел. Суды отчитываются о своей деятельности на собраниях, их сформировавших.

Материалы могут быть вынесены на рассмотрение судов чести или взяты к производству по собственной инициативе. Они рассматриваются в срок до десяти дней с момента поступления их в суд. Начальник не вправе до решения суда чести подвергать подчиненного за этот же проступок дисциплинарному взысканию. Суды чести не вправе рассматривать материалы о проступках и правонарушениях, за которые уже наложены дисциплинарные взыскания или по которым ранее состоялось решение компетентных органов или должностных лиц.

Суды чести могут рассматривать следующие материалы:

  • — о нарушении сотрудником органов внутренних дел служебной дисциплины;
  • — о недобросовестном отношении сотрудника органов внутренних дел к выполнению служебных обязанностей;
  • — о недобросовестном поведении сотрудника органов внутренних дел в свободное от службы время;
  • — о совершенных сотрудником органов внутренних дел правонарушениях, поступившие в установленном законом порядке из суда, органов следствия, прокуратуры, других компетентных органов и от должностных лиц.

Сотрудник, в отношении которого рассматривается материал судом чести, имеет право:

  • — знакомиться с материалами;
  • — участвовать в заседании суда;
  • — давать устные и письменные объяснения суду;
  • — представлять свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающим в ходе рассмотрения;
  • — заявлять отводы, ходатайства;
  • — возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в рассмотрении;
  • — обжаловать решение суда.

Суд чести может применять следующие меры воздействия:

  • — объявление общественного порицания;
  • — возбуждение ходатайства перед соответствующим прямым начальником о применении одной из мер воздействия (лишение нагрудного знака; снижение в специальном звании на одну ступень; отчисление курсанта, слушателя из учебного заведения, подразделения; понижение в должности; перемещение по службе; увольнение по службе).

Суд чести, рассмотрев проступок, может не применять мер воздействия, а ограничиться обсуждением, если сотрудник органов внутренних дел чистосердечно раскаялся, принес извинения коллективу и потерпевшему, а также добровольно возместил причиненный ущерб.

В законодательстве установлен определенный порядок обжалования и исполнения решений суда чести.

Жалоба подается в течение 7 дней со дня вынесения решения суда чести и рассматривается в срок до 7 дней, а в случае необходимости проведения проверки по жалобе — до 15 дней.

Если начальник органа, в котором создан суд, найдет жалобу обоснованной или сам установит, что решение суда чести противоречит нормативным актам или обстоятельствам дела, то он с приведением мотивов отменяет решение и направляет материалы в суд чести на новое разбирательство либо прекращает рассмотрение материалов.

В случае возбуждения судом чести ходатайства перед соответствующим прямым начальником о применении им одной из мер дисциплинарного воздействия (лишение нагрудного знака, понижение в должности, снижение в специальном звании на одну ступень, отчисление из учебного заведения, подразделения, увольнение из органов внутренних дел) начальник органа в месячный срок в пределах предоставленных ему прав принимает решение самостоятельно либо представляет вышестоящему начальнику решение суда чести со своим заключением.

Решения судов чести заносятся в послужные списки личных дел сотрудников. Решения действуют в течение года. Суд чести имеет право снять примененную им меру воздействия до истечения годичного срока или ходатайствовать перед начальником о досрочном снятии наложенного им взыскания при примерном поведении и добросовестном отношении к службе лица, привлеченного к суду.



В соответствии с действующим законодательством сотрудник ОВД несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, за исключением случаев, прямо предусмотренных ст. 243 ТК РФ.

Таким образом, все уполномоченные на то государственные органы и должностные лица в процессе привлечения сотрудников ОВД к ответственности должны действовать в режиме строгого соблюдения соответствующих законов и иных нормативно-правовых актов.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector