+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Увольнение в связи с утратой доверия военнослужащего

Хотя статистических данных о количестве уволенных по рассматриваемому основанию военнослужащих в открытой печати не имеется, однако, судя по косвенным данным, кадровые органы Вооруженных Сил Российской Федерации также довольно активно используют указанный инструмент освобождения от нечестных, не внушающих доверия кадров.
Более чем пятилетняя правоприменительная практика в рассматриваемой области общественных отношений показала необходимость создания правовых барьеров для недопущения повторного поступления на государственную, в том числе военную, службу, а также на работу в военные организации лиц, ранее уволенных в связи с утратой доверия.
Данный вопрос в числе прочих рассматривался на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, состоявшемся 30 октября 2013 г. По итогам заседания был составлен перечень поручений Президента Российской Федерации от 14 ноября 2013 г. N Пр-2689, где в подп. «а» п. 6 Минтруду России предписывалось подготовить и представить в установленном порядке предложения о формировании и обнародовании списка лиц, уволенных в связи с утратой доверия, в целях недопущения в дальнейшем их поступления на государственную службу.
Во исполнение данного поручения был подготовлен и в последующем принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части размещения в государственной информационной системе в области государственной службы сведений о применении взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений» от 1 июля 2017 г. N 132-ФЗ (вступает в силу с 1 января 2018 г.).
В соответствии с названным законодательным актом в антикоррупционное законодательство введено новое понятие — «реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия». В этих целях Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ дополнен новой статьей (ст. 15), согласно которой сведения о применении к лицу взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия. Указанный реестр должен быть общедоступным, для чего подлежит размещению в государственной информационной системе в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Наличие сведений о лицах, включенных в указанный реестр, позволит получать достоверную информацию о соблюдении претендентами требований законодательства о противодействии коррупции при отборе кандидатов на замещение должностей государственной (в том числе военной) службы, а также поступающих на работу по трудовому договору в военные организации.
Федеральным законом от 1 июля 2017 г. N 132-ФЗ внесены дополнения в 11 законодательных актов в части, касающейся возложения на государственные органы и работодателей обязанности включать сведения обо всех лицах, уволенных в связи с утратой доверия в указанный выше реестр. В частности, ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» дополнена п. 1.1 следующего содержания: «Сведения об увольнении военнослужащего с военной службы в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включаются соответствующим федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых военнослужащий проходил службу, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный статьей 15 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Нормой аналогичного содержания дополнена ст. 81 ТК РФ, в соответствии с которой работодатель обязан включать сведения о применении к работнику дисциплинарного взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия в указанный выше реестр.
Таким образом, с 1 января 2018 г., даты вступления в силу Федерального закона от 1 июля 2017 г. N 132-ФЗ, кадровые органы Вооруженных Сил Российской Федерации будут обязаны включать сведения обо всех лицах, уволенных в связи с утратой доверия (военнослужащих, государственных гражданских служащих, работниках), в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия.
Кроме того, исходя из логики и смысла рассматриваемого законодательного акта, у кадровых органов одновременно возникает обязанность при приеме граждан на военную и государственную гражданскую службу, а также на работу в обязательном порядке проверять, не содержатся ли сведения о претендентах на службу (на работу) в реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия. Наличие таких сведений в данном реестре должно быть достаточным основанием для отказа кандидату в заключении с ним контракта или трудового договора.
Следует отметить, что порядок включения сведений в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, порядок исключения сведений из реестра, а также порядок ведения и размещения реестра в государственной информационной системе в области государственной службы будут определяться Правительством Российской Федерации. Предполагается, что указанной государственной информационной системой будет определена федеральная государственная информационная система «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации», на официальном сайте которой в соответствии с законодательством Российской Федерации размещается информация о вакантных должностях государственных органов, включая аппараты судов, и органов местного самоуправления.
Таким образом, чтобы рассматриваемая новация антикоррупционного законодательства начала эффективно действовать, до конца текущего года должны быть приняты подзаконные акты:
а) постановление Правительства Российской Федерации, определяющее порядок включения сведений о привлечении лиц к ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия за коррупционные правонарушения в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, исключения сведений из реестра, а также порядок ведения и размещения указанного реестра в государственной информационной системе в области государственной службы в сети Интернет;
б) Постановление Правительства Российской Федерации о внесении соответствующих изменений в Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной государственной информационной системе «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации» от 3 марта 2017 г. N 256. В частности, следует установить, что в данной системе должна размещаться информация об увольнении в связи с утратой доверия не только государственных служащих, но и лиц, работавших в государственных организациях по трудовому договору (например, о работниках Вооруженных Сил Российской Федерации).
Кроме того, как представляется, необходимо внести соответствующие изменения в Порядок деятельности должностных лиц и органов военного управления по организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденный Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 октября 2015 г. N 660.
Прежде всего, коррективам должны быть подвергнуты нормы данного документа, касающиеся порядка увольнения военнослужащих с военной службы. Здесь должен быть определен порядок действий кадровых органов по направлению сведений о военнослужащих, уволенных с военной службы в связи с утратой доверия, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, для размещения в государственной информационной системе в области государственной службы.
Также представляется целесообразным дополнить вышеназванный Приказ Министра обороны Российской Федерации нормами, обязывающими командиров (начальников) и соответствующие кадровые органы при принятии решений о заключении контрактов о прохождении военной службы с лицами, поступающими на военную службу из запаса, учитывать наличие (отсутствие) сведений о данных гражданах в реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия.

Библиографический список

1. Бараненкова И.В. О некоторых проблемах привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2014. N 7.
2. Бараненкова И.В. Особенности применения к военнослужащим дисциплинарных взысканий за коррупционные правонарушения (может ли идти один «в ногу», а остальные — нет?) // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2017. N 7.
3. Корякин В.М. Увольнение с военной службы в связи с утратой доверия: постановка проблемы // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2011. N 10.
4. Костюк О.Н., Корякин, В.М. Увольнение с военной службы в связи с утратой доверия как последствие неурегулированного конфликта интересов на военной службе // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2012. N 2.
5. Планкин Н.А. Увольнение с военной службы как санкция за коррупционное правонарушение: проблемы правоприменения // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2014. N 9.
6. Штаненко В.И. Увольнение военнослужащих в связи с утратой доверия // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2013. N 2.

Содержание статьи

Противодействие коррупции

Методические материалы по применению в Вооруженных Силах Российской Федерации института утраты доверия к военнослужащим, федеральным государственным гражданским служащим и работникам, совершившим коррупционные правонарушения

Утверждены статс-секретарем –
заместителем Министра обороны
Российской Федерации 9 сентября 2017 г.

1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях формирования единого подхода в деятельности руководящих должностных лиц органов военного управления, воинских частей и организаций, при применении к военнослужащим, федеральным государственным гражданским служащим Министерства обороны Российской Федерации и работникам, (далее – военнослужащие, гражданские служащие и работники) совершившим коррупционные правонарушения, взыскания − увольнение в связи с утратой доверия (далее − взыскание).

2. Задачами Методических рекомендаций являются:

  • обеспечение практической реализации подразделениями по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также должностными лицами, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, Положения о проверках в целях противодействия коррупции, утвержденным Указом Президента Российской Федерации
  • от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению»;
  • повышение эффективности института утраты доверия и мер, принимаемых руководящими должностями лицами органов военного управления, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации к военнослужащим, гражданским служащим и работникам, совершившим коррупционные правонарушения.

3. Руководствуясь правовыми предписаниями законодательных актов, указанными в абзаце первом пункта 1 настоящих Методических рекомендаций, увольнение в связи с утратой доверия производится в случае:

  • непринятия военнослужащим, гражданским служащим и работником мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого они являются;
  • непредставления военнослужащим, гражданским служащим и работником сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
  • участия военнослужащего, гражданского служащего и работника на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
  • осуществления военнослужащим, гражданским служащим и работником предпринимательской деятельности;
  • вхождения военнослужащего, гражданского служащего и работника в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
  • нарушения военнослужащим, гражданским служащим и работником, их супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

4. Взыскание применяется на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицом, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений), а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов (в отношении гражданских служащих и работников) или аттестационную комиссию (в отношении военнослужащих), − и на основании рекомендации комиссии (аттестационной комиссии).

5. При применении взыскания учитывается характер совершенного коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения военнослужащим, гражданским служащим и работником должностных обязанностей.

6. Взыскание применяется не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске, других случаев отсутствия на службе (на работе) по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов (аттестационной комиссией). При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

7. По результатам проверочных мероприятий издается приказ должностного лица о применении взыскания с указанием

коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых нарушены, или об отказе в применении взыскания с указанием мотивов, копия которого вручается военнослужащему, гражданскому служащему и работнику под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

8. Военнослужащий, гражданский служащий и работник вправе обжаловать взыскание в письменной форме в установленном федеральным законодательством порядке.

9. Военнослужащий, гражданский служащий и работник считается не имеющим взыскания в порядке, определенном, правовыми предписаниями, указанными в абзаце первом пункта 1 настоящих Методических рекомендаций.

Каких льгот лишается военнослужащий если уволен как невыказавший доверие

Кроме того, исходя из логики и смысла рассматриваемого законодательного акта, у кадровых органов одновременно возникает обязанность при приеме граждан на военную и государственную гражданскую службу, а также на работу в обязательном порядке проверять, не содержатся ли сведения о претендентах на службу (на работу) в реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия. Наличие таких сведений в данном реестре должно быть достаточным основанием для отказа кандидату в заключении с ним контракта или трудового договора.

О некоторых правовых последствиях увольнения военнослужащих и лиц гражданского персонала в связи с утратой доверия (Багдасарян И

  1. Право ежегодного прохождения бесплатного лечения в подведомственных медучреждениях.
  2. При военной службе сроком до 10 лет все военнослужащие, получившие увольнение в ряды запаса, сохраняют полное право на предоставление жилья из средств местного федерального бюджета.
  3. Они обладают правом бесплатного переезда к новому месту жительства, а также на свободную перевозку домашних вещей при помощи железнодорожного контейнера, общий вес личных предметов не должен превышать 20 т.

Положенные льготы при увольнении с военной службы — что это

Пока правительству удается скрывать, что планы реформирования системы льгот и социальных гарантий, предоставляемых военнослужащим, значительно масштабней озвученной представителями Минфина замены бесплатного проезда в городском общественном транспорте суммой в 760 рублей. Законопроект «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый Госдумой в первом чтении, предполагает лишение военнослужащих права на бесплатное получение участков под дачи и жилищное строительство в сельской местности и права на освобождение от уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц (ст. 17 «Право собственности. Льготы по налогам» Федерального закона «О статусе военнослужащих» полностью признается утратившей силу), отменяется также право на первоочередное предоставление мест для детей в школах и детсадах (пункт 6 ст. 19 Закона «О статусе военнослужащих»), и ряда других.

Законодатели лишили военнослужащих всех льгот

Увольнение военнослужащих в связи с утратой доверия должно производиться по одному из оснований, которые прописаны в законодательстве. Процедура является стандартной и лишает военнослужащего большинства последующих компенсаций и льгот. Судебная практика имеет различные случаи, но обжаловать такое увольнение можно только при наличии доказательной базы, а также нарушениях при процессе.

Увольнение военнослужащих в связи с утратой доверия

Что касается налога на имущество, то в соответствии с ч. 7 ст. 4 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» от уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более.

Льготы для военнослужащих, уволенных в запас, соответствуют статье увольнения

Прежде всего стоит отметить, что в отношении граждан, имеющих данный статус, гарантируется перерасчет пенсий по факту увеличения размера довольствия для тех или иных категорий военнослужащих. Следующая значимая привилегия для военных пенсионеров заключается в начислении надбавки к пенсиям за выслугу лет, а также назначаемым при инвалидности в размере 100%. При этом соответствующая надбавка не должна быть меньше, чем 200% от минимальной величины пенсии по старости. Отметим, что в том случае, если человек получает от государства выплаты за выдающиеся достижения или заслуги перед страной, подобные надбавки могут не начисляться.

Увольнение с военной службы: основания, единовременное пособие, обеспечение военных пенсионеров

Кроме того, как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 1999 г. (утвержден Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июня 1999 г.) со ссылкой на определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда N 14В-99пр-8, основание расторжения трудового договора, предусмотренное п. 7 ст. 81 ТК Российской Федерации, является самостоятельным и наличия вступившего в силу приговора суда не требуется. Достаточно конкретного факта совершения работником виновных действий, дающих основание для утраты к нему доверия со стороны администрации.

Увольнение с военной службы в связи с утратой доверия: постановка проблемы

Случаи увольнения любого работника: бухгалтера, военнослужащего, или даже руководителя предприятия, директора, любого госслужащего, например, прокурора, нередки в судебной практике. Процедура увольнения по ст.81 п.7 ч.1 ТК РФ имеет под собой особые основания: уволить можно тех работников, которые имели дело с денежными/материальными ценностями и были уличены в их растрате.

Как можно уволить по статье в связи с утратой доверия

Отдельно Законом №273-ФЗ устанавливается, что все вышеназванные нарушения могут являться основаниями для увольнения с государственной службы (в последнем случае — с работы). При этом увольнение рассматривается в качестве меры ответственности государственных служащих (граждан).

Правовое регулирование и проблемы использования формулировки «утрата доверия» в отношении военнослужащих и сотрудников силовых ведомств

2.1. Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами «а», «в» и «г» пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 настоящего Федерального закона, или иные граждане, не пребывавшие в запасе на день заключения контракта о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами «а», «в» и «г» пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 настоящего Федерального закона, подлежащие увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом «е.1» пункта 1, подпунктами «в», «д» и «е» пункта 2 настоящей статьи, и на момент увольнения не выслужившие срок военной службы по призыву с учётом продолжительности военной службы по контракту, направляются для прохождения военной службы по призыву. При этом продолжительность военной службы по контракту засчитывается им в срок военной службы по призыву из расчёта два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, указанные лица имеют право отказаться от направления для прохождения военной службы по призыву и досрочно увольняются с военной службы.

Статья 51

Прежде чем делать распоряжение и готовить все документы на увольнение, специалист отдела кадров обязан запросить объяснительную записку от сотрудника. Если сотрудник отказывается признавать вину, то ему вручается уведомление под расписку, что он обязан предоставить объяснительную в течение 2 дней.

Порядок увольнения работника в связи с утратой доверия случаи и основания

Права и основные льготные условия, предоставляемые военным, определяются федеральным законодательством №76 от 27.05.1998. А поправки по нему вносят обычно не реже чем два раза за год. Государство наделяет военнообязанных, уволенных со службы, правом на бесплатный проезд на всех видах транспорта, помимо только частного, бесплатной реабилитацией и лечением, служившие на Севере могут ездить в отпуск бесплатно. Обратная дорога для них, кстати, тоже является бесплатной.

Какие существуют льготы по увольнению с военной службы

Таким образом, абзац третий подпункта «д.1» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» — в системной взаимосвязи с иными правовыми нормами федерального законодательства, в том числе определяющими правовое положение лиц, проходящих военную службу, устанавливающими принципы и порядок увольнения со службы в связи с утратой доверия, — не может рассматриваться как нарушающий конституционные права лиц, проходящих военную службу.

Определение Конституционного Суда РФ от 14 января 2014 г

Всегда, когда дело касается расторжения трудового договора, крайне важно соблюдать определенные сроки. Так, согласно пунктам Трудового законодательства, если сотрудник продолжает работать после даты, обозначенной в приказе и уведомлении, да к тому же ему не выдали ни денег, ни документов, то договор с ним продляется автоматически.

Увольнение по статье Утрата доверия — юридические тонкости деликатного вопроса

24. Военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно — не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона и настоящим Положением.

Следующая
По инициативе работодателяУвольнение в связи с сокращением должности

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector