+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Трудовые функции профессионального стандарта педагога

Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, для планирования карьеры, формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования. Стандарт провозглашён основой для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем. От вводимых им требований к учителю зависит исчисление трудового стажа, начисление пенсий и другие материальные блага педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
professionalnyy_standart_pedagoga_makarova_t.p.rar19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Макарова Татьяна Павловна, ГБОУ СОШ №618 г. Москвы

Профессиональный стандарт педагога

Макарова Татьяна Павловна,

учитель высшей категории

ГБОУ СОШ №618 г. Москвы

Утвержден и начнет работать с 1 января 2015 года профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.

По мысли авторов профессионального стандарта педагога, он предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, для планирования карьеры, формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования. Стандарт провозглашён основой для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем. От вводимых им требований к учителю зависит исчисление трудового стажа, начисление пенсий и другие материальные блага педагогов.

Иными словами, стандарт определяет собой «наше всё» в педагогической профессии: тип, характер и содержание образования педагога; его трудоустройство, государственную аттестацию и присвоение соответствующей категории; объём трудовых договоров и даже размер будущей пенсии.

Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.

Стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» установлено, что в функции педагога входят:

— разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;

— осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;

— участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;

— планирование и проведение учебных занятий;

— систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;

— организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;

— формирование универсальных учебных действий;

— формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями;

— формирование мотивации к обучению;

— объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

Общенациональный проект стандарта может быть дополнен региональными требованиями , учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории.
Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательной организации , в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ (школа для одаренных, инклюзивная школа и т.п.).

Требования к образованию и обучению — высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Требования к опыту практической работы не предъявляются.

  • Общепедагогическая функция.
  • Обучение.
  • Воспитательная деятельность.
  • Развивающая деятельность.
  • Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования.

Трудовые функции реализуются через трудовые действия, состава которых определяется содержанием необходимых умений и необходимых знаний.

1. Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы.

2. Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

3. Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.

4. Планирование и проведение учебных занятий.

5. Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению.

6. Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.

7. Формирование универсальных учебных действий. Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее — ИКТ)

8. Формирование мотивации к обучению.

1. Владеть формами и методами обучения, оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

2. Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде. 3. Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

4. Владеть ИКТ-компетентностями : общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ- компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).

5. Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно — досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко — культурного своеобразия региона.

1. Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС. Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях.

2. Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики. Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки. Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий.

3. Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов)

1.Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды. Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы.

2.Проектирование и реализация воспитательных программ. Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.). Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).

3.Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.

4. Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде. Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.

1.Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

2. Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их.

3. Создавать в учебных группах разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников.

4. Поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу.

5. Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.

6. Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися.

7. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.

8. Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач.

1. Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС. Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях.

2. Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики. Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки. Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий.

3. Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов)

1. Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития.

2. Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

3. Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.

4. Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью. Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико — педагогического консилиума.

5. Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.

6. Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу.

7. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.

8. Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.

9. Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся.

1. Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. 2. Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ. 3. Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).

5. Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося.

6. Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся. 7. Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся.

8. Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и межпредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик.

1. педагогические закономерности организации образовательного процесса.

2. Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития, 3. Теорию и технологии учета возрастных особенностей обучающихся. 4. Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально — психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ. 5. Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью.

6. Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей.

7. Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ.

8. Сделан акцент на соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

Система критериев дифференциации уровней стандарта профессиональной деятельности педагога включает:

  • описание особенностей выполнения тех или иных трудовых действий педагогом на каждом уровне профессионального развития;
  • описание компетенций, требуемых для выполнения трудовых функций и трудовых действий педагогом;
  • описание технологии оценки соответствия педагога одному из уровней.

Уровни профессионального развития педагога:

  • Первый уровень — уровень начинающего педагога . Имеет право осуществлять педагогическую деятельность по результатам успешного прохождения квалификационного экзамена. Владеет компетенциями на начальном уровне, может осуществлять педагогическую деятельность на предписанном уровне.
  • Второй уровень — уровень продвинутого педагога , деятельность которого характеризуется освоением различных компетенций, которые могут быть связаны с работой с особым контингентом детей — дети с девиантным поведением, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, не владеющие или плохо владеющие русским языком, одаренные дети. Или с выполнением функций по организации образовательного процесса и создания условий обучения.
  • Третий уровень — уровень педагога-методиста , владеющего методами и технологиями обучения и воспитания на уровне, позволяющем транслировать их другим педагогам. Педагог может остаться на данном уровне и проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности или на получение права на прохождение на следующий уровень.
  • Четвертый уровень — педагог-исследователь , обобщающий опыт профессиональной деятельности с целью разработки новых образовательных технологий, способный осуществлять апробацию и внедрение инновационных технологий в образовании.

Оценка профессиональной деятельности педагога:

  • При оценке профессиональной деятельности педагога дошкольного образования считать приоритетным комплексный подход.
  • Высокая оценка должна включать: сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребёнка, положительного отношения ребёнка к детскому саду, высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада.

Динамические показатели успешной профессиональной деятельности педагога:

  1. Достижения по реализуемой примерной общеобразовательной программе за последние 3 года.
  2. Создание предметно пространственной развивающей среды.
  3. Повышение квалификации, профессиональная переподготовка.
  4. Обобщение и распространение собственного передового педагогического опыта.
  5. Участие в профессиональных конкурсах, опытно-экспериментальной работе.
  6. Положительные отзывы профессионального сообщества, родителей воспитанников, социальных партнеров о результатах деятельности воспитателя.

Профессиональный стандарт «Педагог»

татьяна дрожилкина
Профессиональный стандарт «Педагог»

Выступление с презентацией по теме

«Профессиональный стандарт “ Педагог”»

на занятии с воспитателями в рамках методической работы

Текст выступления Слайд

Уважаемые коллеги, сегодня мы поговорим о профессиональном стандарте «Педагог», который был утвержден приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 54н. Рассмотрим структуру профстандарта и требования, которые он предъявляет к профессиональной квалификации педагога № 1

«Профессиональный стандарт “ Педагог”»

Для начала разберемся, что такое профессиональный стандарт. На слайде вы видите определение. Согласно Трудовому кодексу РФ профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, которая необходима работнику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности № 2

профстандарт

Профстандарт направлен на то, чтобы повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования и установить единые требования к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности № 3

Каковы цели профстандарта

К функциям профстандарта относится:

• преодоление технократического подхода в оценке труда педагога;

• обеспечение координированного роста свободы и ответственности педагога за результаты своего труда;

• избавление педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей;

• мотивирование педагога на постоянное повышение квалификации № 4

Каковы функции профстандарта

Согласно приказу Минтруда России № 544н профстандарт применяется при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда Слайд № 5

Когда применяется профстандарт

На слайде вы видите основные разделы профстандарта. Всего их три:

• Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

• Характеристика обобщенных трудовых функций Слайд № 6

Характеристика профстандарта

Чтобы нам было проще разобраться в структуре профстандарта, предлагаю дать определение основным терминам.

Вид профессиональной деятельности – это совокупность обобщенных трудовых функций, которые имеют близкий характер, результаты и условия труда.

Обобщенная трудовая функция – совокупность связанных между собой трудовых функций, которая сложилась в результате разделения труда в конкретном производственном (образовательном) процессе.

Трудовая функция – это система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции.

Трудовое действие – процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.

Квалификационный уровень – совокупность требований к компетенциям, которые разделяются по параметрам сложности, нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности.

Квалификация – уровень знаний, умений и профессиональных навыков, опыт работы работника.

Компетенция – способность применять знания, умения и опыт в профессиональной деятельности Слайд № 7

Посмотрите на слайд. На нем представлен первый раздел профстандарта – Общие сведения. Он включает:

• Наименование вида профессиональной деятельности

• Основную цель вида профессиональной деятельности

• Отнесение к видам экономической деятельности Слайд № 8

Следующий раздел профстандарта – Описание трудовых функций. Профстандарт определяет две обобщенные трудовые функции, которые соответствуют уровню дошкольного образования – 5-му и 6-му уровням квалификации.

Более высокий, шестой уровень квалификации включает в себя владение тремя трудовыми функциями: «Общепедагогическая функция. Обучение», «Развивающая деятельность», «Воспитательная деятельность».

Трудовые действия, необходимые знания и умения, входящие в трудовые функции 6-го уровня квалификации, представлены без разделения на уровни образования.

Пятый уровень квалификации представлен трудовой функцией «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования». Слайд № 9–10

Описание трудовых функций

На следующих слайдах вы видите, что все трудовые функции включают: трудовые действия, необходимые умения и знания, а также другие характеристики Слайд № 11–12

Рассмотрим, какие требования к воспитателю предусматривает обобщенная трудовая функция «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ».

На слайде видно, что это: требования к образованию и обучению, требования к опыту практической работы и особые условия допуска к работе Слайд № 13

Обобщенная трудовая функция «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ»

Таким образом, исходя из структуры профстандарта, данные о профессиональной деятельности воспитателя можно представить следующим образом. Посмотрите на слайды.

Для того чтобы ближе познакомиться с требованиями профстандарта и оценить, насколько вы соответствуете им, я предлагаю вам заполнить «Лист самооценки соответствия требованиям профстандарта “ Педагог”». В нем перечислены все трудовые действия, необходимые умения и знания по каждой трудовой функции, о которых мы сегодня говорили. Инструкция, как оценивать, – в листе. Прошу заполнить его и принести на следующее занятие полученные результаты.

Спасибо за внимание! Слайд № 14–15

о профессиональной деятельности педагога ДОО

Профессиональный стандарт педагога-воспитателя дошкольного образования

    23.07.2018
  • Опубликовано: expert123.ru
  • Категория: Педагогическая деятельность

Профессиональный стандарт педагога-воспитателя дошкольного образования

Новый стандарт дошкольного образования предъявляет требования к содержанию образования, к его результатам, а также к условиям реализации образовательного процесса. В плане внедрения ФГОС ДО особое внимание уделено кадровому обеспечению и подготовке педагогов дошкольного образования. Основные требования к педагогам определены в тексте Профессионального стандарта педагога. Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог. И не просто педагог, а специалист, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности.

Основная функция современного детского сада любого вида – целенаправленная социализация личности ребенка, то есть введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника.

Связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС и профстандарту

Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и ДОУ — дошкольные образовательные учреждения. К этой категории относятся ясли, детские сады и другие организации, занимающиеся образованием детей в возрасте до 7 лет, когда наступает время школ, гимназий и т. д.

К педработникам ДОУ (воспитателям, педагогам и т. д.) сейчас применяется 2 вида стандартов:

  • ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;
  • профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.

Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Кроме того, ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2017 года.

Тем не менее и ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой тесно связаны. Дело в том, что с 2017 года, когда вступят в силу профстандарты для педагогических работников, ФГОС должны будут разрабатываться с учетом заложенных в профстандарте требований.

Что включает в себя профстандарт воспитателя детского сада

Профстандарт воспитателя в детском саду и других ДОУ включает в себя следующие структурные части:

  1. Общие сведения о стандарте

В этом разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности относится профстандарт педагога дошкольного образования, какие коды ОКЗ и ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности. Здесь нужно отметить, что по профстандарту понятие «педагог» шире, чем «воспитатель». К педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях общего образования. Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ (к воспитателям относится код 3320) и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования).

  1. Функциональная карта

Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции:обучения;воспитания;развития.

  1. Характеристика функций

В этой части профстандарта педагога ДОУ функции, упомянутые в функциональной карте, подробно характеризуются. Кроме того, здесь устанавливаются официальные названия для должностей («воспитатель», «педагог» и т. д.), требования к образованию и другие квалификационные условия. Надо отметить, что здесь используются и данные единого квалификационного справочника, утвержденного Минздравсоцразвития РФ в 2010 году.

  1. Сведения о том, какие организации разработали профстандарт

Упоминание разработчиков профстандарта выносятся в отдельный раздел. Так, профессиональный стандарт педагога ДОУ по ФГОС был разработан МГППУ при участии ЦО № 109 г. Москвы.

Профстандарт для педагога ДОУ, подлежащий введению в 2017 году, должен стать новым и эффективным способом упорядочения работы детских садов и других дошкольных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной деятельности в них, а также добиться большей компетентности от работников.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (выдержка).

Следующая
СпорыТрудовые отношения с иностранными гражданами

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector