+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Трудовой договор по профстандартам (образец)

Вопросы регулирования профессиональных стандартов с 01.07.2016 регулируют положения статьи 195.3 ТК РФ. До сих пор многие организации и ИП не знают, как с ними работать. Когда в силу их необходимо переписывать внутреннюю кадровую документацию? Нужно ли корректировать штатное расписание и должностные инструкции? Что делать если оказалось, что образование сотрудников не удовлетворяет принятым стандартам? Обязательно ли переучивать работников, отправлять их на курсы повышения квалификации? И, главное, кто всё это контролирует? Профсоюзы? Инспекции по труду? Давайте разбираться.

Содержание статьи

Для чего нужны профстандарты

Профессиональный стандарт – это название важного основополагающего документа, который содержит описание следующих норм:

  1. Трудовые функции работника в соответствии с его квалификацией и занимаемой должностью.
  2. Требования к его опыту и знаниям.

Таким образом, можно сказать, что профессиональные стандарты включают в себя описание качественного уровня квалификации сотрудника, которому тот обязан соответствовать, чтобы по праву занимать свое место в штате любой компании вне зависимости от рода ее деятельности (ст. 195.1 ТК РФ).

Все профстандарты примерно одинаковы и имеют единую структуру (согласно приказу Минтруда России от 12.04.2013 № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта»).

В отличие от специализированных справочников по квалификациям, профстандарты дают более четкое представление о рабочих функциях трудящихся, которые имеют абсолютно точные и подробные описания. Возможно, со временем профстандарты полностью заменят квалификационные справочники как документация, более соответствующая требованиям нынешнего времени.

Государственный реестр профстандартов

Все сведения о профессиональных стандартах, утвержденных Министерством труда, внесены в особый Государственный реестр. Этот перечень размещен на официальной странице Минтруда России в соответствующем разделе. См. http://profstandart.rosmintrud.ru/:

Профстандарты и область их использования

Данные стандарты можно применять и учитывать в нижеперечисленных целях:

  • для организации обучения и аттестации сотрудников;
  • формирования политики при укомплектовании штата предприятия высококвалифицированными кадрами;
  • организации процессов управления;
  • выведения внутренних тарифов на производимые работы;
  • облегчения классификации тарифных разрядов;
  • выработки собственных систем оплаты рабочего времени с учетом особенности труда на конкретном предприятии.

Являются ли профстандарты обязательными для выполнения или лишь призваны облегчить организацию предприятия и производства? Должен ли работодатель (владелец компании) беспрекословно следовать им, принимая за пошаговую инструкцию? Или он вправе сам выбирать область и порядок их применения? Попробуем разобраться и с этими вопросами.

Обязательное применение стандартов

Абзац третий части 2 статьи 57 ТК РФ говорит про обязательность профстандартов. В частности, в этом положении упомянут такой важный документ, как трудовой договор. Так, если получение работником предприятия особых льгот, компенсаций или ограничений напрямую связано с выполнением обязанностей, присущих конкретной должности, то работодатель обязан руководствоваться справочниками по квалификациям или же государственными профстандартами.

Поэтому очень важно учитывать такие нюансы и грамотно составлять и заполнять всю необходимую документацию. Если же ошибка будет допущена и это всплывет (предположим, по ходатайству самого работника или в результате текущей проверки предприятия), то руководство компании может быть привлечено к ответственности.

Административный кодекс в 4-й части статьи 5.27 предусматривает наказание за такую преступную халатность – большой штраф. Его размер может варьироваться:

    Что, впрочем, не избавляет бывшего или настоящего работника от последующих проблем с получением им всех положенных ему льгот и компенсаций за уже прошедший период.

    Требование к соответствию работников профстандартам

    Статья 195.3 ТК РФ регулирует применение профстандартов работодателями. В ней дано краткое, но емкое определение квалификации работника. И пояснено, что если законодательно определены требования к квалификации трудящегося лица, то и применение стандартов становится бесспорной обязанностью работодателя, а не его правом.

    Чтобы было понятнее, разберем этот момент на примере профстандарта для бухгалтеров в 2019 году. Итак, в соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», главбух, который пришел устраиваться (например, в ОАО или страховую организацию), обязан соответствовать следующим требованиям:

    1. Высшее образование.
    2. Стаж работы по специальности «Бухгалтерия» или «Аудит» – не менее 3-х лет из последних пяти.

    Но нужно ли предъявлять данные требования, если бухгалтер устраивается в обычное ООО? Что делать, если у потенциального главбуха нет высшего образования, но он имеет ценный опыт и хороший послужной список? Посмотрим на профстандарт «Бухгалтер». Из него следует, что человека можно принять на должность бухгалтера и с высшим и со средним образованием.

    Поэтому считаем, что высшее образование обязательно бухгалтеру только если он планирует работать в организациях, входящих в перечень, приведенный в части 4 статьи 7 Закона № 402-ФЗ (например, в ОАО). Если нет, то достаточно будет иметь среднее образование и опыт работы, которые прописан в профстандарте.

    Повышение квалификации сотрудников

    Работодатель вправе направлять сотрудников своего предприятия на курсы переподготовки и повышения квалификации. В соответствии со статьей 196 Трудового кодекса, это его право, но не обязанность. То есть, данное решение он может принимать по своему усмотрению, исходя из соображений целесообразности такового обучения. Чаще всего – для поднятия статуса компании на рынке, ее престижа и квалификации работников, задействованных в рабочих процессах.

    Спорный момент: обязательно ли учиться?

    Насчет вышеназванных положений до сих пор есть споры и различные мнения. Одни эксперты ссылаются на статью 195.3 Трудового кодекса (на первую ее часть), другие на эту же статью во второй ее части, находя в них некоторое расхождение и неточности, позволяющие двоякое толкование их смысла.

    В результате некоторые считают, что применять профстандарты нужно обязательно, а другие полагают, что они носят лишь рекомендательный характер. Однако и те и другие сходятся во мнении, что если законодательно не установлены обязательные требования к квалификации сотрудников определенной специальности, то они могут нести в себе лишь рекомендательный характер для работодателя и не более того. Причем последний вправе использовать их по своему усмотрению, выставляя сотрудникам более жесткие или, наоборот, более мягкие требования, чем того требует стандарт.

    Сами же работники тоже неоднозначно реагируют на профстандарты. Многие из них высказывают опасения, что полученное ими на различных курсах образование будет нести лишь формальный характер. И придумано это законотворцами лишь с одной целью – в очередной раз опустошить их кошелек. Ведь на данный момент в законе нет четкого определения, кто же будет все это оплачивать.

    Пример использования профстандартов в рекомендательных целях

    Допустим, что действующее законодательство не предъявляет жестких требований к квалификации специалистов определенных профессий. Пусть, в нашем случае, для наглядности, это будет «Специалист по кадрам». Следовательно, применить к этой должности можно профессиональные стандарты для кадровиков, утвержденные на 2019 год. Но использовать их, только взяв их за основу для облегчения составления документации.

    К примеру, приняв профстандарт за некий шаблон, можно:

    • грамотно определять названия должностей;
    • функции, связанные с исполнением рабочего процесса;
    • выставлять разумные требования к их квалификации, опыту, образованию.

    То есть, данный документ, по сути, выступает фундаментом, позволяющим работодателю находить точки опоры при построении естественных рабочих процессов в коллективе.

    Вопросы применения ст. 195.3 ТК РФ

    Все разночтения и толкования статьи 195.3 ТК РФ связаны с ее относительной новизной. Возникает очень много вопросов по области ее применения. Более того, до сих пор не установлен:

    • единый метод внедрения на предприятия профстандартов (план и т. п.);
    • мера ответственности работодателя и работников, уже давно трудящихся в своих компаниях, в случае, если последние не в состоянии на текущий момент соответствовать профстандартам.

    И совершенно не ясно, что делать с новыми потенциальными работниками, которые только планируют прийти, чтобы трудиться на предприятие. Рынок труда сейчас переполнен, но не всё так однозначно. Это совершенно не говорит о том, что нет нехватки и дефицита ценных кадров. Не всегда новый работник, имеющий высшее образование, способен заменить старого, имеющего за плечами только среднее профессиональное образование, но зато обладающего колоссальным опытом.

    Чиновникам Минтруда России постоянно поступают различные вопросы по поводу применения профстандартов. Приведем некоторые вопросы и ответы на них.

    Неукоснительное следование профстандартам

    Вопрос: Есть ли необходимость неукоснительно следовать требованиям утверждённых профессиональных стандартов?

    Ответ: Да. Работодатель должен иметь в виду, что обязан жестко руководствоваться требованиями при принятии человека на работу, если речь идет о вопросах, регулируемых статьями 57 часть 2 и 195.3 ТК РФ. В иных случаях все требования носят сугубо рекомендательный характер.

    Обязательность профстандартов в частных организациях

    Вопрос: Обязательно ли исполнение профессиональных стандартов для частных организаций? Или они призваны упорядочить работу государственных и муниципальных компаний и предприятий?

    Ответ: Да, обязательно. Закон един для всех, вне зависимости от форм собственности и статуса предприятия и ее владельца.

    Различия в профстандарте и квалификационном справочнике

    Вопрос: Как следует поступать, если для одной и той же профессии в справочнике по квалификациям и в профессиональном стандарте прописаны различные требования? Какой из этих двух документов использовать в таких случаях?

    Ответ: Право выбора в данном случае принадлежит работодателю.

    Увольнение работников

    Вопрос: Можно ли уволить сотрудника, если вдруг оказалось, что он не соответствует требованиям профессионального стандарта? Например, у него нет высшего образования и необходимого стажа работы, которые стали обязательными по новым правилам?

    Ответ: Нет, введение новых профессиональных стандартов не может являться основанием для увольнения ранее нанятых работников. Уволить работников можно лишь на основании результатов проведенной аттестации.

    Изменение трудовых обязанностей

    Вопрос: Должны ли быть автоматически изменены обязанности трудящихся с введением нового профессионального стандарта?

    Ответ: Нет, автоматического изменения обязанностей в данном случае не предусмотрено.

    Изменение трудовых договоров

    Вопрос: Закон обязывает работодателя начать переписывать трудовые договора и должностные инструкции для своих сотрудников с вступлением в силу новых стандартов?

    Ответ: Да, но только в том случае, если требования профессиональных стандартов являются обязательными применимо к конкретной должности.

    Оплата обучения

    Вопрос: Кто должен оплачивать курсы повышения квалификации и переподготовки сотрудников, если того требует работодатель?

    Ответ: Закон не может однозначно ответить на этот вопрос. Нужно решать, исходя из содержания других правоустанавливающих внутренних документов. Поднимать трудовой договор, различные соглашения, коллективные договоры. У работодателя нет прямой обязанности оплачивать профессиональное образование сотрудников.

    Перевод на более высокую должность

    Вопрос: Имеет ли право работодатель назначить на должность лицо, которое по условиям профессионального стандарта ей не соответствует?

    Ответ: Работодатель имеет на это право. В частности, работодатель может создать аттестационную комиссию. Она может решить, что рекомендуемое лицо обладает достаточным опытом, ответственно выполняет свои обязанности и в полной мере с ними справляется. И тогда можно работника перевести на вышестоящую должность.

    Ответственность за игнорирование требований профессиональных стандартов

    Утвержденные профессиональные стандарты очень важны в социальной сфере. Ответственность за их неисполнение предусмотрена в случае, когда они являются обязательными. Или в том случае, если они не являются обязательными, но работодатель добровольно принял на себя обязательства следовать их требованиям. Например, отразив это решение в локальном нормативном акте компании.

    Если работодатель обязан соблюдать профстандарты, но не делает этого, то его могут привлечь к ответственности на основании статьи 5.27 КоАП РФ. Привлекать к ответственности работодателей будут инспекции по труду.

    Также см. видео на тему профстандартов

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    допсоглашение к трудовому договору согласно Профстандарта педагога
    консультация на тему

    форма трудового допсоглашения составлена с учетом нормативно-правовой базы профессионального стандарта педагога

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    dopsoglashenie.doc77.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ № ________

    К ТРУДОВОМУ ДОГОВОРУ № ____ от «_____» ____________ 20 ___ г.

    __________________________________, в лице _______________________________________,

    (наименование работодателя) (должность, ФИО),

    действующего на основании _______________________________________________, именуемый в дальнейшем «Работодатель» с одной стороны, и ___________________________________________, (ФИО работника)

    именуемый(ая) в дальнейшем «Работник», с другой стороны, приняли настоящее соглашение, являющееся неотъемлемой частью трудового договора № ___ от «___» _____________ 20__ г., заключенного между __________________________________ и ______________________________________ , (именуемый далее – Трудовой договор), о нижеследующем:

    В соответствии с Приказом Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» дополнить Трудовой договор следующими пунктами:

    Раздел Работник обязан дополнить :

    1. Строгое выполнение требований должностной инструкции «Учитель», в соответствии с квалификацией и требованиями профессионального стандарта:

    Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы

    Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования

    Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды

    Планирование и проведение учебных занятий

    Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению

    Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися

    Формирование универсальных учебных действий

    Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ)

    Формирование мотивации к обучению

    Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

    Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

    Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

    Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде

    Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

    предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)

    Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона

    Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке

    История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества

    Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики

    Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях

    Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения

    Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий

    Рабочая программа и методика обучения по данному предмету

    Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства

    Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи

    Конвенция о правах ребенка

    Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

    1. Условия Трудового договора, не затронутые настоящим соглашением, остаются неизменными.
    1. Настоящее соглашение вступает в силу с «___» _____________ 20__ г.
    1. Настоящее соглашение составлено и подписано в двух экземплярах: по одному для каждой из сторон, при этом оба экземпляра имеют равную юридическую силу.

    Образец заполнения должностной инструкции по профстандарту

    Должностная инструкция

    Должностная инструкция представляет собой один из основных документов на предприятии. Она содержит перечень выполняемых трудовых функций, а также список целей, задач отдельного работника, занимающего конкретную должность. Оформляется этот документ непосредственно при приеме на работу и выдается на руки вместе с экземпляром трудового договора.

    Основные цели, которые преследуются при оформлении должностной инструкции:

    1. Формирование организационной основы на предприятии.
    2. Повышение уровня ответственности сотрудника за выполняемые им обязанности.
    3. Обеспечение объективности результатов проверки при необходимости проведения аттестации, наложения дисциплинарных взысканий, поощрений и т. д.

    Разработка инструкции должна производиться согласно штатному расписанию, исходя из основных задач и функций, которые возлагаются на работника и подразделение в целом.

    Как правило, к разработке целесообразно привлекать руководителей структурных подразделений для более четкого описания возлагаемых на сотрудника полномочий.

    Следует учесть, что оформлять инструкцию не обязательно. Нормы действующего трудового законодательства обязанности по выдаче инструкции не предусматривают. Но все же иметь ее рекомендуется:

    • для разделения полномочий и зон ответственности между сотрудниками;
    • их детального ознакомления со своими обязанностями;
    • при необходимости доказать такое ознакомление в суде или рассмотрении жалобы сотрудника Рострудом.

    Должностная инструкция в соответствии с профессиональным стандартом

    При создании должностной инструкции следует учитывать положения профстандартов для определенной должности.

    Профстандарт представляет собой унифицированной документ, содержащий основные требования, характеристику уровня знаний, умений, образования, стажа, опыта работы, необходимых для назначения определенного лица на определенную должность (ст. 195.1 ТК РФ).

    О том, какие профстандарты являются обязательными, читайте в статье «Обязательные профессиональные стандарты с 2016 года».

    Профстандарты обязательны для тех должностей, требования к квалификации в отношении которых установлены специальными нормативными актами или законом (ст. 195.3 ТК РФ). Как пример можно привести адвокатов, судей, учителей, врачей и т. д. Помимо этого, обязательное использование профстандарта (или пока еще допустимых справочников ЕКТС, ЕТС) предусмотрено ст. 57 ТК РФ для сотрудников, которые по должности имеют право на получение дополнительных льгот, премий, компенсаций либо для которых введены ограничения.

    Соответственно, при составлении должностной инструкции для некоторых категорий работников следует пользоваться профстандартом.

    ВАЖНО! Допустимо пользоваться только действующими стандартами, а они утверждены Минтрудом РФ еще не для всех должностей.

    Порядок составления

    Основные требования к должностной инструкции таковы:

    1. Она формируется исходя из требований, функций, основных задач подразделения, в которое сотрудник принимается на работу. Законом не регламентирована четкая форма этого документа, поэтому работодатель самостоятельно утверждает ее, а также порядок внесения в нее изменений.
    2. Оформлять инструкцию необходимо для каждой должности, которая есть в организации. При этом инструкция носит обезличенный характер.
    3. До того как будет заключен трудовой договор с работником, необходимо ознакомить его с инструкцией в случаях:
      • трудоустройства к работодателю впервые;
      • перевода на другую должность;
      • предложения вакантных должностей.
    4. Документ должен обладать четкой, лаконичной структурой и отражать основные функции, задачи, полномочия, которые возлагаются на работника, занимающего ту или иную должность.
    5. Документ утверждается руководителем организации без согласования с профсоюзными органами.

    Структура инструкции на основе профстандарта

    Должностная инструкция по профессиональному стандарту может иметь следующую структуру:

    1. Наименование предприятия, название отдела, в котором числится работник.
    2. Краткие необходимые сведения об организации, а также структурном подразделении.
    3. Схема подчиненности.
    4. Общие сведения, а также информация о должности.
    5. Сведения о работе с ее кратким описанием.
    6. Указание о возможности замещения.
    7. Цели и задачи выполняемой работы, а также ответственность.
    8. Права работника.
    9. Содержание выполняемых функций (должностные обязанности).
    10. Необходимые результаты оценки работ, а также их критерии.
    11. Самые частые и необходимые деловые контакты, которые будут необходимы при выполнении должностных обязанностей.
    12. Указание, как будет распределяться документация между работниками.
    13. Информация о том, ведение какой документации будет необходимо.
    14. Условия работы, включая режим труда и отдыха, оплату, безопасность и пр.
    15. Порядок оформления трудовых взаимоотношений.
    16. Список оснований, по которым трудовые отношения могут быть прекращены.
    17. Личностные качества (внешний вид, черты характера, способности и т. д.).

    Из профстандарта в инструкцию переносятся профессиональные требования, то есть требования относительно образования, стажа, опыта работы, уровня квалификации, необходимых для трудоустройства на указанную должность.

    Изменение инструкций с учетом положений профстандарта

    Что делать, если должностная инструкция уже утверждена и работник трудится согласно ей не один год, но необходимо привести ее в соответствии с профстандартом?

    Надо учесть несколько нюансов:

    1. Согласие работника не нужно, если поправки носят технический характер и не затрагивают функциональные обязанности (ст. 15, 57, 195.1 ТК РФ).
    2. Если же изменения коснутся существенных условий трудового соглашения, изменять их в одностороннем порядке не допускается. Нельзя также требовать от работника выполнения функций, не предусмотренных трудовым договором (ст. 57, 60, 72 ТК РФ).
    3. При необходимости внесения в должностную инструкцию поправок необходимо издание соответствующего распоряжения в свободной форме. Дальше допустимо выбрать один из подходящих вариантов:
      • составить документ под названием «Изменения к должностной инструкции», указав перечень вносимых изменений, а также какие пункты необходимо читать в новой редакции;
      • составить инструкцию в новой редакции (это удобно, если перечень изменений велик).
    4. Измененный документ также утверждается руководителем предприятия.
    5. С новым документом либо изменениями к нему также необходимо ознакомить работника под подпись.

    Образец инструкции

    Рассмотрим порядок составления должностной инструкции по профстандарту на примере должности главного бухгалтера. Необходимость использовать профстандарт (ст. 195.3 ТК РФ) при составлении этого документа обусловлена тем, что ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ установлены особые требования к уровню квалификации этой категории работников для некоторых организаций (АО, кредитные организации, лизинговые компании и др.).

    Итак, должностная инструкция будет состоять из следующих разделов:

    1. Общие положения, включая сведения:
      • о непосредственном начальнике главного бухгалтера;
      • том, кто будет назначать его на должность;
      • подчиненных;
      • лицах, которые смогут его заменять.
    2. Квалификационные требования. При составлении этого раздела следует руководствоваться профстандартом, утвержденным приказом Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта “Бухгалтер”» от 22.12.2014 № 1061н.
    3. Функциональные обязанности. Допускается составить на основании этого же профстандарта.
    4. Права. Необходимо указать, какие вопросы главный бухгалтер вправе решать самостоятельно, а какие только совместно с руководителем. Обязательно следует описать, выполнения каких действий сотрудник будет иметь право требовать от подчиненных.
    5. Ответственность. В случае заключения договора о материальной ответственности этот пункт также следует включить в инструкцию.

    Должностные инструкции — это документы, которые содержат перечень выполняемых сотрудником функций на предприятии. Для некоторых категорий работников необходимо привести этот документ в соответствие с действующими профстандартами.

    Следующая
    Трудовой договорТрудовой договор: рабочее время и время отдыха

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock detector