+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Требования к обучающим организациям по повышению квалификации

Для современного производства характерно повышение требований к уровню образования и профессиональной подготовки работников. Несмотря на то, что профессиональное обучение (начальное, среднее и высшее) организуется главным образом в соответствующих учебных заведениях, работодателю также дано право осуществлять профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации своих работников.

Организация профессиональной подготовки и повышения квалификации работников самим работодателем важна для каждой из сторон: работодатель получает рабочую силу, которая подготовлена с учетом организации труда и производства в конкретной организации (сфере производства), а работник приобретает необходимые профессиональные навыки (совершенствует их) и повышает тем самым конкурентоспособность на рынке труда, расширяет возможности самореализации [26, c.5].

Можно выделить следующие основные правовые документы, регулирующие систему обучения персонала на предприятии:

1. Конституция Российской Федерации, 1993 г.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации, № 197-ФЗ от 30.12.2001г. (в редакции Федерального Закона от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ)

3. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», № 125-ФЗ от 22.08.1996 г. (в редакции Федерального Закона от 25.06.2002 г. № 71-ФЗ)

5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг», № 505 от 05.07. 2001 г.

6. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов», №610 от 26.06.1995 г. (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации № 213 от 10.03.2000 г.)

7. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности», № 796 от 18.10.2000 г.

8. Приказ Минобразования России «Об утверждении примерной формы договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования», № 3177 от 28.07.2003 г.

В Трудовом кодексе РФ, IX раздел «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников», глава 31 «Общие положения» (ст. 196, 197) определяют правовые основы системы внутрифирменного обучения персонала.

Статья 196. Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров.

«Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.

Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости — в образовательных учреждениях начального среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности.

Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором».

В соответствии с данной статьей право принятия решения о необходимости подготовки и переподготовки кадров предоставлено работодателю. Исходит он при этом из собственных нужд, то есть исходя из необходимости полного и своевременного обеспечения производства кадрами требуемой профессии (специальности) и квалификации в соответствии с долговременными и оперативными планами его развития. К основным причинам, в связи с которыми необходимо осуществлять работу по подготовке и переподготовке кадров, относятся: расширение объемов и диверсификация производства, его перепрофилирование, техническое перевооружение, модернизация и реструктуризация, применение новых технологий и совершенствование организации производства, труда и управления, а также обеспечение замены работников, выбывающих по разным причинам (выход на пенсию, текучесть и др.). Следует отметить, что установленные данной статьей права и обязанности работодателя относятся к предприятиям и организациям всех организационно-правовых форм и не зависит от форм собственности.

В рамках производственного обучения производятся следующие виды подготовки:

первичная профессиональная подготовка молодежи и других лиц, впервые выступающих на рынок труда и ищущих работу;

повышение квалификации работников, имеющих профессиональную подготовку, с целью повышения тарифного разряда (класса) по этой профессии;

освоение второй (смежной) профессии, что позволяет развивать квалификационный потенциал работника и более рационально использовать рабочее время;

переподготовка работников, то есть освоение ими новой профессии (специальности), что позволяет решать вопросы трудоустройства высвобождающихся работников.

Наименование приобретаемой при этом учеником профессии и квалификации должно соответствовать Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих, что особенно важно соблюдать для профессий, связанных с предоставлением каких либо льгот, либо наличием ограничений.

Наряду с проведением производственного обучения работодатель может при необходимости направлять работников на обучение в образовательные учреждения начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования.

Условия и порядок, в соответствии с которыми проводится профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников, устанавливаются в коллективном договоре, соглашениях или в трудовом договоре конкретным работником.

Профессиональное обучение может проводиться в следующих формах:

без отрыва от работы;

с частичным отрывом от работы.

Работодатели иногда пытаются проводить обучение своих работников после окончания рабочего дня либо в выходные дни. Такие действия являются незаконными, и работник имеет полное право эти занятия не посещать. Согласно ст. 106 Трудового кодекса РФ временем отдыха является время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. А исходя из ст. 107 Трудового кодекса РФ время по окончании рабочего дня (ежедневный (междусменный отдых)) и выходные дни являются видами времени отдыха.

Таким образом, работника нельзя обязать посещать занятия во время отдыха, а учебный процесс работодатель должен организовать в рабочее время. Во время профессионального обучения работник полностью или частично освобождается от работы.

График обучения определяется по соглашению работника и работодателя. Согласно ч. 2 ст. 203 Трудового кодекса РФ ученики могут или полностью освобождаться от основной работы, или выполнять эту работу на условиях неполного рабочего времени [26, c.105].

Данной статьей именно на работодателя возлагается обязанность повышать квалификацию работников, если это является непременным требованием для допуска к работе в определенных видах производства, либо условием качественного выполнения должностных обязанностей. Такие обязательства относятся к требованиям, которые установлены Федеральными законами либо иными нормативными правовыми актами, но только утвержденными на уровне Российской Федерации. Таким образом, в новую редакцию данной статьи внесено уточнение, в соответствии с которым нормативные правовые акты иного уровня (например, субъектов федерации) не являются основанием для обязательного повышения квалификации работников.

Статья 197. Право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

«Работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.

Право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации Трудовой кодекс рассматривает как одно из основных трудовых прав работников, которое предусмотрено статьей 21. Оно базируется на Конституции Российской Федерации (статьи 37, 43), в соответствии с которой каждому гражданину представлена свобода выбора рода деятельности и профессии, предоставлено право на образование.

Право на образование реализуется на основании законов Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.92 г. (в редакции от 13.01.1996 г.) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96 г. (в редакции от 25.06.2002 г.).

Данная статья прямо указывает на то, что при осуществлении этого права работодатель и работник вступают в определенные правовые отношения путем заключения дополнительного договора (см. статью 198 Трудового кодекса).

Это важно знать:  Повышение квалификации: закупки (223 ФЗ)

Профессиональная подготовка на производстве осуществляется для лиц, не имевших ранее профессии и приобретающих ее впервые, на основе ученического договора, заключаемого между работодателем и работником. Организуется такая подготовка в форме индивидуального, бригадного, курсового обучения и в других формах (Глава 32 «Ученический договор»).

Переподготовка организуется с целью освоения новой профессии и обеспечения трудовой мобильности высвобождающихся работников, которые в связи с изменением производственных условий не могут быть использованы по прежней профессии.

Наряду с переподготовкой практикуется обучение работников вторым (смежным) профессиям, что позволяет расширить их профессиональный профиль и применять более рациональные формы организации труда.

Повышение квалификации рабочих представляет собой систематически проводимую работу по развитию профессионального мастерства по имеющейся профессии путем освоения необходимых теоретических знаний, практических умений и навыков, которые позволяют выполнять более сложные работы.

Подготовка, переподготовка, и повышение квалификации работников проводится на учебно-производственной базе организации, в учебных центрах государственной службы занятости, а также в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.

Таким образом, в данной главе нами определены основные понятия:

Образование — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и способов поведения, необходимых для подготовки человека к жизни и труду. Уровень образования обусловливается требованиями производства, научно-техническим и культурным уровнем, а также общественными отношениями.

Обучение персонала — это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей

Профессиональное обучение — это комплексный, непрерывный процесс формирования у сотрудников организации специфических профессиональных навыков посредством специальных методов обучения

Обучение персонала — 1) это форма организации учебного процесса;

2) особая система обучения, ориентированная на персонал конкретного предприятия и строящаяся на решении специфических именно для данной организации проблем, проводимая как на территории предприятия, так и в корпоративных учебных центрах с привлечением как собственных, так и внешних преподавателей.

Система обучения персонала — это комплекс взаимосвязанных процессов, структур, учебных программ, форм и методов обучения, а также материально-технических средств, реализуемый непосредственно на территории компании или в корпоративных учебных центрах с привлечением как собственных, так и внешних преподавателей.

Данная система обучения обеспечивает образовательный процесс, направленный на интеграцию и постоянное совершенствование компетентности, развитие индивидуальных знаний, умений и навыков работников, необходимых для обеспечения конкурентоспособности организации.

Процессы — это этапы организации и проведения внутрифирменного обучения, а структуры — это специалисты или подразделения (сектора, отделы, управления), занимающиеся вопросами обучения.

Основными характеристиками процесса обучения персонала организации являются: целенаправленность, единство процессов накопления, выработки и трансляции знаний, открытость.

Корпоративное обучение позволяет создать активную среду внутри компании, которая не только аккумулирует уже имеющиеся знания и навыки, но и позволяет быстро усваивать новый опыт, усиливая конкурентные преимущества компании

Основные этапы системы обучения персонала в организации исследователи определяют следующим образом: постановка целей обучения, определение потребности в обучении, определение содержания, форм и методов, необходимых ресурсов, выбор и подготовка преподавателей, подготовительные мероприятия, проведение обучения и оценка его эффективности.

Для оптимального проведения обучения сотрудников компании, необходимо правильно выбрать формы и методы обучения. Обучение рабочих кадров на предприятиях осуществляется в трех основных формах: индивидуальной, бригадной и курсовой.

При индивидуальном обучении к каждому обучаемому прикрепляется инструктор, назначаемый из числа квалифицированных рабочих или мастеров. Бригадная форма обучения применяется при обучении группы рабочих по одной специальности. Курсовая система обучения предполагает два этапа: первый — в учебных группах на специально созданной для этого учебно-производственной базе под руководством инженеров отдела производственного обучения; второй — на рабочих местах и действующих цехах предприятия под руководством мастера производственного обучения или индивидуально под руководством инструктора.

Различают следующие формы обучения персонала: коучинг (наставничество), ротация, лекции и семинары, кейсы, кружки качества, тренинг, деловые игры, стажировка, дистанционное обучение, самостоятельное обучение.

Методы обучения — одна из важнейших категорий общей и профессиональной педагогики, это те способы, с помощью которых преподаватель решает стоящие перед ним задачи по обучению, управляет учебным процессом. В настоящее время все больший упор делается на использование методов активного обучения и на развитие у слушателей в ходе обучения навыков групповой работы.

Если основываться на принятой в мировой практике классификации методов обучения в зависимости от характера связи, с практической деятельностью, то их следует разделить на две группы:

1) методы обучения, применяемые в ходе выполнения работы (обучение на рабочем месте), к которым относят производственный инструктаж (адаптация), ассистирование или подготовка стажеров, подготовка в проектных группах, делегирование, метод усложняющихся задач, использование учебных методик, инструкций, «спаривание» («близнецы»), «инструкционный тренинг»;

2) методы обучения вне рабочего места (должностных обязанностей), как правило, касается руководителей или высоко квалифицированных специалистов. Задачи обучения персонала вне рабочего места состоят в систематическом обзоре по определенным областям и тенденциям развития, в стимулировании инициативы и формировании новых идей, в отработке поведения и получении информации о влиянии типичных стилей поведения.

Методы профессионального обучения вне рабочего места предназначены прежде всего для получения теоретических знаний и для обучения умению вести себя в соответствии с требованиями производственной обстановки

Для современного производства характерно повышение требований к уровню образования и профессиональной подготовки работников. Несмотря на то, что профессиональное обучение (начальное, среднее и высшее) организуется главным образом в соответствующих учебных заведениях, работодателю также дано право осуществлять профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации своих работников.

Основные документы, регламентирующие права и обязанности работников и работодателей в сфере профессионального обучения закреплены в ряде нормативных документов, в том числе Конституции Российской Федерации, Трудовом кодексе и др.

Организация профессиональной подготовки и повышения квалификации работников самим работодателем важна для каждой из сторон: работодатель получает рабочую силу, которая подготовлена с учетом организации труда и производства в конкретной организации (сфере производства), а работник приобретает необходимые профессиональные навыки (совершенствует их) и повышает тем самым конкурентоспособность на рынке труда, расширяет возможности самореализации.

«Об образованиии в Российской Федерации»

Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций

Вы здесь

Cогласно Федеральному закону № 273-ФЗ с 1 сентября 2013 года педагогические работники получат право на получение дополнительного профессионального образования (далее – ДПО) по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (п. 2 ч. 5 ст. 47).

В остальных вопросах правила освоения программ ДПО являются общими для всех отраслей. Программы повышения квалификации наряду с программами профессиональной переподготовки относятся к видам дополнительных профессиональных программ, реализуемых по виду дополнительное профессиональное образование.

Организация предоставления ДПО в государственных образовательных организациях Федеральным законом № 273-ФЗ отнесена к полномочиям органов государственной власти федерального и регионального уровней (п. 3 ч. 1 ст. 6, п. 9 ч. 1 ст. 8).

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, либо получающие образование по данному уровню (ч. 3 ст. 76).

Дополнительные профессиональные программы могут быть реализованы в организациях ДПО (в качестве основной цели деятельности), в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования (за рамками основной цели деятельности).

Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты[1], квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям (ч. 9 ст. 76).

Квалификационные требования по должностям работников образования содержатся в соответствующих квалификационных характеристиках в разделах «Должен знать» и «Требования к квалификации». Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н (с последующими изменениями).

Это важно знать:  Повышение МРОТ в Кузбассе в 2019 году

Требования к уровню квалификации педагогических и иных работников образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию, и требования к непрерывности их профессионального развития установлены соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС).

Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих ФГОС среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ (ч. 10 ст. 76).

Обучение по дополнительным профессиональным программам может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании (ч. 11 ст. 76).

При реализации образовательных программ могут использоваться различные образовательные технологии (дистанционные, электронное обучение и др., ч. 2 ст. 13).

Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно в соответствии с образовательной программой и (или) договором об образовании (см. ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ), заключаемым с обучающимся (слушателем) либо направляющей его организацией (ч. 5 ст. 17, ч. 13 ст. 76).

Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке (ч. 14, 15 ст. 76). Эти документы входят в группу документов о квалификации (ч. 10 ст. 60).

Из перечня видов документов исключено свидетельство, которое ранее выдавалось слушателям, освоившим программы повышения квалификации объемом свыше 100 часов. Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ свидетельство должно выдаваться по результатам профессионального обучения в целях подтверждения присвоения разряда (класса, категории) (п. 2 ч. 10 ст. 60).

Исходя из положений Федерального закона № 273-ФЗ относительно итоговой аттестации обучающихся и установленного перечня допустимых в Российской Федерации видов документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении, иные виды документов, например, сертификаты и тому подобное, не могут считаться документами, свидетельствующими об освоении образовательных программ либо их части.

При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации (ч. 16 ст. 76). Тем самым законодатель подчеркивает необходимость наличия у слушателей определенного уровня профессионального образования, предшествующего освоению программ ДПО.

Законодатель отказался от установления по дополнительным профессиональным программам каких-либо образовательных стандартов или федеральных государственных требований.

Свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ признаются недействующими со дня вступления в силу Федерального закона № 273-ФЗ, то есть с 1 сентября 2013 г. (ч. 8 ст. 108). По итогам освоения дополнительных профессиональных программ слушателям будут выдаваться документы о квалификации, образцы которых будут самостоятельно устанавливаться организациями, осуществляющими образовательную деятельность (ч. 3 ст. 60).

Требования к объему учебного времени по программам повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию, установлены соответствующими ФГОС. Так, ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) предусматривает, что непрерывность профессионального развития работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования, должна обеспечиваться освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 108 часов, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий (п. 22 данного ФГОС).

Педагогическим работникам следует обратить внимание, что программы повышения квалификации должны реализовываться только в рамках ДПО, а не профессионального обучения.

[1]Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, ст.195.1 Трудового кодекса РФ

Требования к обучающим организациям по повышению квалификации

УТВЕРЖДАЮ
Директор ЧУО ДПО «Учебный Центр «Стимул»
_____________ Р.Н Хуснутдинов

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Частным учреждением-организацией
дополнительного профессионального образования
«Учебный центр «Стимул»

1 .Общие положения

1.1. Настоящее ПОЛОЖЕНИЕ разработано с целью оптимизации деятельности по организации курсов Повышения квалификации в частном учреждении — организации дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Стимул» (далее – Учебный центр).
1.2. ПОЛОЖЕНИЕ определяет порядок организации курсов повышения квалификации, виды работ, контрольные сроки исполнения учебной программы, формы и порядок контроля успеваемости, самостоятельной работы слушателей, ответственность должностных лиц, требования к документации.
1.3. В настоящем ПОЛОЖЕНИИ используются следующие понятия:

Повышение квалификации – обновление знаний и совершенствование навыков специалистов, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач.

Функцию Администратора курсов повышения квалификации – лица, осуществляющего функцию администрирования в рамках своих должностных обязанностей выполняет зам. директора Учебного центра по организации учебной работы.

Деятельность по организации курсов повышения квалификации – система целенаправленных и контролируемых процессов и действий, осуществляемых Учебным центром, который обеспечивает оказание услуг по дополнительному профессиональному образованию в соответствии с нормативными требованиями.

Слушатель курсов повышения квалификации — лицо, зачисленное на обучение приказом директора учебного центра (руководителя учреждения), обеспечивающего повышение квалификации и переподготовку кадров.

1.4. Настоящий порядок разработан в соответствии с Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов».

2.Порядок деятельности по организации курсов повышения квалификации:

2.1.Деятельность по организации курсов повышения квалификации организует и координирует Администрация (директор и зам.директора) Учебного центра.
2.2. Зам.директора (Администратор) составляет график проведения курсов повышения квалификации в Учебно-методическом центре, контролирует его выполнение. График составляется с учетом поступивших заявлений от слушателей и организаций г.Ульяновска и Ульяновской области.
2.3 В случае, если группа не была сформирована из-за недостаточного количества заявлений слушателей и оформленных Договор на обучение, Учебный центр незамедлительно информирует об этом граждан и учреждения, подавших заявки на обучение о переносе даты начала обучения.
2.4. Ответственность за своевременную явку на курсы повышения квалификации лежит на стороне, направляющей слушателя на курсы, а так же на самом слушателе.
2.5. Администрация Учебного центра проводит подготовку учебно-методической документации (учебного плана, учебно-методического плана, программы повышения квалификации) в соответствии с утвержденной дополнительной профессиональной программой. К разработке учебно-методической документации могут привлекаться преподаватели курсов, а также, по согласованию, представители заказчиков, специалисты организаций и предприятий, органов исполнительной и законодательной власти.
2.6. Организация курсов повышения квалификации включает три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

1. Подготовительный этап начинается с разработки проекта учебного плана, учебной программы и расписания курсов повышения квалификации по программам повышения квалификации. До начала обучения зам. директора по организации учебной работы (администратор курсов повышения квалификации) предоставляет директору на утверждение следующую информацию:

— учебный план;
— расписание курсов повышения квалификации;
— список группы.

На подготовительном этапе производится:

— формирование группы слушателей (прием заявок по прилагаемой форме, подготовка списка группы);
— подготовка расписания;
— подбор преподавательского состава курсов повышения квалификации;
— подготовка и тиражирование учебно-методических и организационных материалов.

Зам. директора (Администратор) обеспечивает заключение договоров возмездного оказания преподавательских услуг, готовит проект приказа о проведении курсов повышения квалификации с указанием ответственных лиц за организацию курсов и разработку учебно-методического обеспечения, а также состава экзаменационной комиссии.

Это важно знать:  Повышение квалификации тренера

2. Основной этап администрирования курсов повышения квалификации начинается с вводной беседы со слушателями. Зам. директора вместе с преподавателем осуществляет сверку предварительного списка слушателей с фактически присутствующими, вносит изменения в список, проверяет точность персональных данных слушателей и передает информацию для подготовки приказа. Зам.директора (Администратор) и преподаватель информирует слушателей о режиме (расписании) занятий, правилах внутреннего распорядка, требованиях к освоению программы. В день начала обучения курсов зам. директора готовит приказ о зачислении слушателей на обучение по программе повышения квалификации с учетом возможных изменений в составе слушателей. Приказ предоставляется на подпись директору Учебного центра в день начала курсов. Зам. директора (Администратор курсов повышения квалификации) контролирует проведение занятий преподавателями в соответствии с расписанием, готовит документационное обеспечение итоговой аттестации, осуществляет анкетирование слушателей. Готовит приказ о завершении обучения слушателей на курсах повышения квалификации, в который включаются слушатели, выполнившие все требования учебного плана, успешно прошедшие итоговую аттестацию. Оформление документов о повышении квалификации производится администрацией Учебного центра (директор и зам.директора) на основании приказа о завершении обучения.

3. Документ о повышении квалификации слушатель получает лично. При этом он ставит подпись в Журнале учета выдачи документов о повышении квалификации, где указывается название программы, сроки обучения, дата получения документа, номер и дата регистрации приказа о завершении обучения. Журнал учета выдачи документов о повышении квалификации хранится в офисе Учебного центра. Записи в Журнал вносятся зам.директора или директором Учебного центра. На заключительном этапе Зам. директора (Администратор) формирует пакет отчетной документации о результатах проведения курсов повышения квалификации. Документация ведется по форме, установленной настоящим Порядком. Пакет отчетной документации хранится в архиве Учебного центра в течение 5 лет.

3. Правила приема слушателей:

Курсы повышения квалификации проводятся по личным заявлениям граждан, заявкам учреждений и организаций г.Ульяновска и Ульяновской области. Со слушателем курсов повышения квалификации заключается Договор на обучение – об оказании образовательных услуг. В офисе Учебного центра лично слушателем заполняется заявление установленной формы и бланк – согласие на обработку персональных данных. Также слушателем предоставляется копия документа о наличии базового образования (высшего или средне – технического). Зачисление специалистов на курсы повышения квалификации в качестве слушателей оформляется приказом директора Учебно-методического центра. Слушатели, опоздавшие к началу учебы на 2 дня и более без уважительных причин, на обучение не зачисляются.

4. Режим занятий:

Организация образовательного процесса в Учебном центре регламентируется учебным планом, расписанием занятий. Занятия на курсах повышения квалификации проходят в режиме не более 8 часов в день. Начало занятий — не ранее 9 часов утра. Для всех видов аудиторных занятий академический Час устанавливается продолжительностью 45 минут. Одно занятие включает, как правило, четыре академических часа. Перерыв между учебными занятиями составляет не менее десяти минут.

5. Формы и порядок итоговой аттестации

5.1 Оценка качества освоения программы повышения квалификации осуществляется аттестационной (экзаменационной) комиссией.
5.2. Формой итоговой аттестации слушателей курсов повышения квалификации является Зачет ( в форме собеседования), подготовка, написание и защита реферата, тестирование по разделам программы повышения квалификации.
5.3 .Слушатель считается аттестованным, если имеет положительные оценки преподавателя по итогам тестирования, защиты реферата или выполнения контрольной зачетной работы.
5.4. Для определения эффективности и качества обучения слушателей на курсах повышения квалификации может быть рекомендовано к применению два вида тестирования: входящее и итоговое.
5.5. Входящее тестирование рекомендуется проводить преподавателем на начальном этапе обучения с целью определения уровня профессиональной подготовки слушателей перед началом обучения.
5.6. Итоговое тестирование рекомендовано после прохождения учебного курса и позволяет сделать выводы о приобретенных знаниях слушателями курсов повышения квалификации и качестве обучения.
5.7. Входящее и итоговое тестирование может состоять из одинаковых, специально разработанных преподавателем вопросов по каждой программе повышения квалификации.
5.8. В состав итоговой аттестационной комиссии входят: председатель, который организует и контролирует ее деятельность, обеспечивает единство требований, предъявляемых к слушателям, и члены комиссии из числа преподавателей, специалистов Учебного центра, специалистов организаций по профилю осваиваемой слушателями программы.
5.9. Состав членов аттестационной комиссии утверждается директором Учебного центра.
5.10. При положительных результатах итоговой аттестации слушатели получают документы о повышении квалификации.
5.11. Слушателям, не окончившим полный курс обучения, не допущенным и не прошедшим итоговую аттестацию, Учебным центром выдается справка о прослушивании курса.
5.12. Аттестационный лист и протокол заседания аттестационной комиссии сдаются в Офис, затем в архив Учебного центра, обеспечивающее их сохранность в соответствии с установленным порядком хранения в течение пяти лет.

6. Порядок и формы проведения самостоятельной работы слушателей.

6.1. Самостоятельная работа является неотъемлемой составляющей процесса повышения квалификации и частью итоговой оценки знаний слушателей курсов повышения квалификации, выполняется во внеаудиторное время.
6.2. Самостоятельная работа может быть представлена в виде: реферативной работы, контрольной работы, проектного задания и иных форм.

Реферат – это изложение практических результатов исследования случая по предлагаемой теме.

Контрольная работа – это работа в виде ответов на вопросы.

Проектное задание – это комплексная самостоятельная работа, имеющая целью научить самостоятельно применять полученные знания по программе для решения конкретных практических задач.

6.3. Темы самостоятельной работы составляются преподавателями курсов повышения квалификации и утверждаются Директором Учебного центра.
6.4. Объем заданий и форма проведения самостоятельной работы доводятся до слушателей не позднее второго занятия на курсе.
6.5. Проверка самостоятельных работ слушателей осуществляется преподавателем курса повышения квалификации в установленном порядке с занесением результатов («зачтено», «не зачтено») в итоговую ведомость.

7 .Порядок и основания перевода, отчисления и восстановления слушателей.

7.1. Вопрос о переводе слушателя с одной образовательной программы на другую решается Администрацией Учебного центра на основании личного заявления слушателя.
7.2. Слушатель может быть отчислен из числа обучающихся в Учебном центре:

— по инициативе обучающегося;
— по инициативе администрации (как не прошедший в течение срока обучения итоговую аттестацию, нарушающий учебную дисциплину, отсутствующий на занятиях более 2 дней);
— в связи с завершением обучения.

7.3. Лица, отчисленные за неуспеваемость по итоговой аттестации, а также отчисленные за нарушение учебной дисциплины, как не явившиеся по неуважительной причине на итоговую аттестацию могут быть зачислены в порядке восстановления для повторного прохождения итоговой аттестации на основании личного заявления по разрешению директора Учебного центра на курсы повышения квалификации по пройденной программе.
7.4. Основанием перевода, отчисления и восстановления слушателей является приказ директора Учебного центра.

8. Порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между Учебным центром и слушателями.

8.1. Основанием возникновения образовательных отношений является договор на оказание образовательных услуг.
8.2. Договор об оказании образовательных услуг заключается с учреждением, направившим на обучение специалиста, либо с физическим лицом, желающим пройти обучение на курсах повышения квалификации за свой счет.
8.3. Основанием для изменения образовательных отношений является внесение соответствующих изменений в договор.
8.4. Образовательные отношения прекращаются в случаях перечисленных в п. 7.2.
8.5. Порядок и условия восстановления в Учебном центре слушателя, отчисленного по инициативе Учебного центра, определяются директором Учебного центра в индивидуальном порядке.
8.6. Основанием для восстановления образовательных отношений является приказ директора Учебного центра о восстановлении слушателя.

Следующая
Повышение квалификацииСрок действия свидетельства о повышении квалификации

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector