+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Субъект дисциплинарной ответственности

Специальная дисциплинарная ответственность отличается от общей по следующим признакам: 1) кругу лиц, подпадающих под ее действие; 2) мерам дисциплинарного взыскания; 3) кругу лиц и органов, наделенных правом применять взыскания; 4) по порядку применения и обжалования взысканий.

Одним из видов специальной дисциплинарной ответственности является ответственность по уставам и положениям о дисциплине. Она распространяется в основном на работников соответствующей отрасли народного хозяйства, которые выполняют в ней основные, профилирующие работы, а также на работников центрального аппарата. Уставы (положения) не только определяют круг этих лиц, но и указывают должностных лиц, имеющих право налагать дисциплинарные взыскания. [15]

К работникам, несущим дисциплинарную ответственность по уставам (положениям) о дисциплине, наряду с общими взысканиями могут применяться и взыскания, предусмотренные в соответствующем уставе (положении). Например, Уставом о дисциплине работников морского транспорта, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г.[28], введено такое дисциплинарное взыскание, как предупреждение о неполном служебном соответствии, которое применяется в случаях: а) систематического невыполнения служебных обязанностей и распоряжений руководителя; б) неоднократного совершения дисциплинарных проступков; в) нарушений законов и иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности мореплавания, сохранности имущества на море, предотвращения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, защиты и сохранения морской среды. [37]

Уставом о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2000г.[27] в качестве дисциплинарного взыскания предусмотрено изъятие дипломов у капитанов и лиц командного состава рыбопромыслового флота на срок до 3 лет с переводом с согласия работника на другую работу на тот же срок с учетом профессии (специальности) за нарушение трудовой дисциплины, создавшее угрозу безопасности мореплавания, жизни и здоровью людей на море, загрязнения окружающей среды, а также за грубое нарушение правил ведения промысла.

На основе специальных положений дисциплинарную ответственность несут также руководящие работники, избираемые, утверждаемые или назначаемые на должности высшими органами государственной власти и управления Российской Федерации.

Основанием применения дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, который рассматривается в соответствии с ч. 1 ст. 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[21] как «неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей». В этом случае к государственному служащему могут быть применены следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».[21]

Перечень дисциплинарных взысканий, указанных в данном Законе, несколько отличается от того перечня, который представлен в Трудовом кодексе РФ. Так, например, в нем нет такого вида взыскания, как предупреждение о неполном должностном соответствии.

Несмотря на то что такие взыскания, как замечание и выговор, носят моральный характер, тем не менее они являются дисциплинарными взысканиями со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями.

Дисциплинарная ответственность наступает за виновное противоправное действие или бездействие, нарушение обязанностей по службе, причиняющее ущерб служебному порядку, т.е. за совершение дисциплинарного правонарушения конкретным лицом. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 15)[21] государственные служащие несут дисциплинарную ответственность и за исполнение неправомерного поручения. В этом случае дисциплинарной ответственности подвергается не только гражданский служащий, исполнивший такое поручение, но и давший это поручение руководитель. Помимо этого, на них могут быть возложены и другие виды ответственности: гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность.

За иные деяния, не связанные с выполнением трудовых обязанностей, дисциплинарное взыскание наложено быть не может. Нередко руководители применяют дисциплинарные взыскания за недостойное поведение государственного служащего в быту или в связи с привлечением их к административной ответственности, например за неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, за мелкое хулиганство и иные правонарушения, не связанные с трудовой деятельностью и совершенные им вне рабочего времени и вне поручения работодателя. Дисциплинарные взыскания в таких случаях не могут быть применены, так как они не связаны со служебной деятельностью государственного гражданского служащего.[34]

Для дисциплинарной ответственности характерны следующие признаки: совершение лицом служебного (дисциплинарного) проступка и отношения подчиненности лица, на которое налагается дисциплинарное взыскание, и лица, налагающего это взыскание.

Основания и условия дисциплинарной ответственности, виды дисциплинарных взысканий, полномочия органов исполнительной власти и руководителей по их наложению, а также порядок их применения и обжалования в зависимости от вида государственной службы устанавливаются федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине, регламентами внутренней организации федеральных органов исполнительной власти и другими актами.

На основе специальных положений дисциплинарную ответственность несут также судьи, прокуроры, их заместители, помощники, следователи. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»[16] предусматривает такие меры специальной ответственности, как понижение в классном чине; предупреждение о неполном служебном соответствии; лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации»; лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации» (п. 1 ст. 41.7).

Дисциплинарное взыскание может быть применено только за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, то есть обязанностей, обусловленных существованием трудовых отношений между работником и работодателем. Между тем, исключения из этого правила возможны, и они предусмотрены федеральными законами в отношении отдельных категорий государственных служащих. Например, в соответствии со статьей 41.7 закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» [16] основанием для наложения дисциплинарных взысканий на прокурорских работников является не только неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей, но и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника.

Сегодня судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в соответствии со ст. 12.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».[22] За совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм вышеуказанного Закона, а также положений кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей) на судью, за исключением судей Конституционного Суда РФ, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий. Под дисциплинарным проступком понимается противоправное виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей. Для судей снованием дисциплинарной ответственности может являться поступок, не соответствующий нормам морали. В прошлом к служителям правосудия могли применяться следующие меры дисциплинарной ответственности: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на другое место службы, штраф, краткосрочный арест, увольнение.[38]

Необходимо отметить преобладание в прошлом дисциплинарной ответственности судьи, включающего в себя отставку, штраф или краткосрочный арест.

Дисциплинарная ответственность некоторых категорий государственных служащих либо вообще не предусмотрена или декларативна, либо не имеет реальных механизмов осуществления. Явка на заседания для депутатов ГД является их должностной обязанностью: «Депутат государственной Думы обязан присутствовать на заседаниях». Однако не являются редкостью случаи срывов заседания ГД из-за отсутствия кворума. Между тем какая-либо ответственность за отсутствие на заседаниях депутатов без уважительных причин действующим законодательством не предусмотрена. Правда в 2005 году из-за ситуации произошедшей на пленарном заседании, Комитету по Регламенту и организации работы Госдумы предложено внести на рассмотрение палаты предложения по усилению дисциплинарной ответственности депутатов за регулярные отсутствия на пленарных заседаниях, заведомо ложные, некорректные высказывания и оскорбительные действия, предусмотрев в качестве наказания удаление из зала пленарных заседаний и наложение денежного штрафа. Думается, что за нарушение трудовой дисциплины Регламента ГД должны быть предусмотрены меры дисциплинарного воздействия, применяемые к депутатам ГД.[39]

Основание и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации, их заместителей по требованию представительного органа работников прописаны в ст. 195 ТК РФ.[10]

Работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, руководителем структурного подразделения организации, их заместителями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах его рассмотрения в представительный орган работников. Если факт нарушения подтвердился, работодатель обязан применить к руководителю организации, руководителю структурного подразделения организации, их заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.[40]

Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[21] определен порядок наложения дисциплинарного взыскания и его снятия. Так, за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание (ст. 57). До его применения представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Следует отметить, что отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Перед применением дисциплинарного взыскания должна проводиться служебная проверка с целью установления всех обстоятельств совершения правонарушения, что является непременным условием для принятия представителем нанимателя объективного и справедливого решения.

Такая проверка осуществляется либо по решению представителя нанимателя, либо по письменному заявлению гражданского служащего. Служебная проверка является важным процедурным моментом, так как на основании ее результатов будет принято соответствующее решение. Закон гласит, что при ее проведении должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены факт совершения дисциплинарного проступка, вина гражданского служащего, причины и условия, способствовавшие его совершению, а также характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка.[41]

Служебная проверка поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения государственного органа и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

По результатам служебной проверки составляется письменное заключение, на основании которого представителем нанимателя выносится решение о наложении дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения и не может применяться позднее шести месяцев, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — не позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. Днем обнаружения проступка считается день, когда о нем стало известно непосредственному руководителю. Следует отметить, что законодательство четко определяет, что в месячный срок не включается период временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения самой служебной проверки. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.[33]

Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию по служебным спорам государственного органа или в суд. Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не был подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Представитель нанимателя вправе снять с него это взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.[41]

Итак, специальную дисциплинарную ответственность несут работники, на которых распространяются уставы и положения о дисциплине. Положения и уставы о дисциплине обязательны для всех работников, которые попадают под их действие.

Дисциплинарная ответственность

Понятие дисциплинарной ответственности

Дисциплинарная ответственность – вид юридической ответственности, следовательно, для нее характерны все признаки юридической ответственности. Она наступает за противоправное, виновное, наказуемое деяние и заключается в применении мер государственного принуждения.

Основные отличительные черты дисциплинарной ответственности в том, что она налагается во внесудебном (административном) порядке и, поскольку является ответственностью перед работодателем, то налагается только в порядке подчиненности по службе. Дисциплинарная ответственность заключается в основном в применении морально-правовых санкций (предупреждение, выговор, строгий выговор и т. д.).

Дисциплинарная ответственность может быть регламентирована не только нормами административного, но и трудового, исправительно-трудового и других отраслей права. Нормы административного права регулируют дисциплинарную ответственность лишь тогда, когда работодателем является государство, т. е. в отношении государственных служащих.

Сущность (содержание) дисциплинарной ответственности заключается в наложении дисциплинарных взысканий за нарушение трудовой или служебной дисциплины на подчиненных уполномоченными на то органами (должностными лицами).

Исходя из данного определения, для всестороннего изучения дисциплинарной ответственности необходимо рассмотреть четыре основных момента:

  • основания (ответственность за что?);
  • субъекты ответственности (в отношении кого?);
  • дисциплинарные взыскания (путем применения чего?);
  • порядок наложения дисциплинарных взысканий (в каком порядке?).

Основания дисциплинарной ответственности

1) дисциплинарный (должностной) проступок – противоправное, виновное нарушение трудовой или служебной дисциплины, не влекущее уголовной ответственности.

Под нарушением трудовой или служебной дисциплины понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом своих трудовых или служебных обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего распорядка (присягой, указаниями вышестоящих начальников и т. д.);

2) административное правонарушение. В отношении отдельных категорий государственных служащих (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, работники железнодорожного, морского, речного транспорта и т. д.) в определенных законом случаях за совершение административного правонарушения ст. 2.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает возможность их привлечения не к административной, а к дисциплинарной ответственности;

3) нарушение норм морали, нравственности. Статья 26 Закона РФ «О статусе военнослужащих» предусматривает дисциплинарную ответственность «за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины, норм морали и воинской чести. ». Пункт «м» ст. 19 Закона РФ «О милиции» в качестве одного из оснований увольнения сотрудника милиции со службы предусматривает «совершение проступка, порочащего честь сотрудника милиции». Это одни из не-многочисленных вызывающих дискуссию случаев применения юридической ответственности не за правонарушение. По нашему мнению, здесь возникает противоречие принципу права, согласно которому любая юридическая ответственность наступает за невыполнение или ненадлежащие выполнение своих юридических обязанностей. Воинская честь и честь сотрудника милиции чаще всего определяются нормами морали, нравственности, не установленными нормами права. Наступление юридической ответственности за их нарушение является довольно спорным и приводит к многочисленным проблемам в правоприменительной деятельности.

Субъекты дисциплинарной ответственности

Субъектами дисциплинарной ответственности могут быть только физические лица. При этом у данных физических лиц с субъектом применения дисциплинарных взысканий должны быть отношения подчиненности. Поскольку отношения подчиненности возможны только в рамках трудовой или служебной деятельности, то логично предположить, что субъектами дисциплинарной ответственности могут быть только лица, являющиеся членами какого-либо административного коллектива (имеются лишь некоторые исключения, допускающие дисциплинарную ответственность без отношений подчиненности. Например, наложение дисциплинарных взысканий комендантом студенческого общежития на студентов, проживающих в общежитии). Возрастные ограничения субъектов дисциплинарной ответственности определяются возрастными ограничениями, предъявляемыми к членам того административного коллектива, в рамках которого они привлекаются к дисциплинарной ответственности. Представляется, что аналогичным способом опосредуются и требования к установлению вменяемости правонарушителя.

Дисциплинарные взыскания

Дисциплинарные взыскания могут быть установлены только нормативными актами. Эти нормативные акты не обязательно должны иметь силу закона, они могут иметь и силу подзаконных актов (Дисциплинарный Устав ВС РФ, утвержденный Указом Президента РФ, и т. д.). Для различных категорий граждан могут быть предусмотрены различные меры дисциплинарного принуждения.

Статья 192 Трудового кодекса РФ предусматривает три вида дисциплинарных взысканий для всех работающих и служащих:

1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям (перечень исчерпывающий).

Для тех государственных служащих, которые охватываются Законом РФ «Об основах государственной службы РФ» от 31 июля 1995 г., помимо указанных Трудовым кодексом предусмотрено еще два (ст. 14): строгий выговор и предупреждение о неполном служебном соответствии.

Применение мер дисциплинарного принуждения, не закрепленных соответствующими нормативными актами, не допускается.

Порядок наложения дисциплинарных взысканий

Порядок наложения дисциплинарных взысканий устанавливается законами и подзаконными актами в зависимости от категорий лиц, к которым они применяются. Поэтому рассмотрим основные, характерные почти для всех привлекаемых к дисциплинарной ответственности требования к порядку наложения дисциплинарных взысканий.

Дисциплинарные взыскания могут быть наложены с учетом соблюдения ряда процессуальных требований:

  • они налагаются только уполномоченными на то органами либо должностными лицами;
  • до наложения взыскания требуются письменные объяснения нарушителя;
  • они должны быть наложены не позднее 10 суток с момента, когда соответствующему начальнику стало известно о факте совершения проступка, а в случае проведения служебной проверки, – не позднее одного месяца с момента окончания проверки;
  • за один проступок может быть наложено лишь одно взыскание;
  • взыскания не могут быть наложены по истечении шести месяцев с момента совершения проступка;
  • факт наложения взыскания может быть обжалован в установленном порядке и т. д.

Понятие дисциплинарного проступка. Субъекты дисциплинарной ответственности. Дисциплинарное производство

Читайте также:

  1. I. Влияние налогов на производство.
  2. I. Понятие о форме организации воспитательного процесса
  3. II. Понятие агроэкосистемы
  4. NVIDIA CUDA. Понятие GPGPU.
  5. T Системный подход. Понятие архитектуры.
  6. V. Критерии оценки государственного междисциплинарного экзамена
  7. V. Понятие легитимного порядка
  8. А. Понятие бытия.
  9. Абсентеизм. Понятие и причины.
  10. Административно-правовые нормы: понятие и сущность
  11. Административные правовые отношения: понятие, особенности и виды.
  12. Акты применения права : понятие, виды, отличие от нормативного правового акта.

Дисциплинарный проступок — противоправное виновное нарушение трудовой или служебной дисциплины сотрудником (работником), за который предусмотрена ответственность в дисциплинарном порядке. Для дисциплинарного проступка характерно неисполнение сотрудником (работником) своих функциональных (трудовых) обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка, воинскими уставами и положениями о внутренней дисциплине, должностными инструкциями, вытекающими из трудового договора (контракта), заключенного сотрудником (работником) с конкретной организацией.

Субъектами дисциплинарной ответственности могут быть только физические лица. При этом у данных физических лиц с субъектом применения дисциплинарных взысканий должны быть отношения подчиненности. Т.о. субъектами дисциплинарной ответственности могут быть только лица, являющиеся членами какого-либо административного коллектива.

Дисциплинарное производство — вид административно-юрисдикционного производства, урегулированная административно-правовыми нормами деятельность уполномоченных субъектов, направленная на привлечение лиц, виновных в совершении дисциплинарных проступков к дисциплинарной ответственности.

Стадии дисциплинарного производства:

1. Принятие решения о возбуждении дисциплинарного производства.Решение о возбуждении дисциплинарного производства принимает первый руководитель учреждения, предприятия, организации в случае получения им достаточных данных о совершении подчиненными дисциплинарного проступка. Руководитель принимает решение о возбуждении дисциплинарного производства с необходимостью проведения служебного расследования, либо без такового.

2. Служебное расследование (проверка).Решение о проведении служебного расследования произвольно принимает первый руководитель учреждения, ведомства, предприятия, коммерческой структуры, в случае, если для решения вопроса о виновности или невиновности сотрудника (работника), допустившего дисциплинарный проступок, нарушение трудового договора или недобросовестно исполняющего функциональные обязанности необходима дополнительная проверка.В случае, когда имеются достаточные данные, свидетельствующие о наличии в действиях виновного признаков дисциплинарного проступка, а также, если лицо, допустившее этот проступок полностью признает свою вину, проведение служебного расследования не обязательно и первый руководитель принимает решение о наказании минуя стадию служебного расследования.

3. Принятие решения о дисциплинарном наказании.Дисциплинарное взыскание налагается лицом (руководителем) или органом, назначившим (имеющим право назначать) совершившего служебный проступок на должность. Дисциплинарное взыскание налагается в устной (замечание, выговор) или письменной форме. Приказ (распоряжение) или постановление о применении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется (сообщается) служащему, подвергнутому взысканию, под расписку.

4. Обжалование решения о дисциплинарном взыскании.Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Особенности дисциплинарного производства. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. (ст. 193 ТК). За каждый проступок может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание. При наложении взыскания учитываются: характер проступка; обстоятельства, при которых он совершен; прежнее поведение служащего; соответствие степени вины и тяжести совершенного проступка.

Следующая
Дисциплинарная ответственностьСтрогий выговор - это дисциплинарное взыскание

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector