+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Расчет четырехмесячного денежного содержания при увольнении

Президентским Указом от 31.12.2010 г. № 1657 «Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов» предопределено сокращение предельной численности госслужащих и работников тех органов, деятельностью которых руководит российское Правительство, а также федеральных агентств и служб, подведомственных таким министерствам.

По задумке Правительства, 50% бюджетных ассигнований, высвободившихся в результате оптимизации численности госслужащих, будут направляться для материального стимулирования работников, оставшихся на службе.

Сокращение должностей может осуществляться как через уменьшение количества должностей, так и путём мероприятий по реорганизации госоргана либо изменения его структуры (пересмотр штатного расписания или штата, уставных документов и т.п.).

Служащие, уволенные по причине сокращения должностей государственной службы, пользуются всеми предусмотренными действующим законодательством гарантиями, льготами и компенсациями. Давайте подробнее рассмотрим, какими именно.

Предупреждение об увольнении госслужащих

Наниматель обязан в письменной форме предупреждать работников об увольнении по причине сокращения не позднее, чем за 2 месяца. На это указывает часть четвертая ст.31 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон № 79-ФЗ).

Увольнение государственного служащего может быть осуществлено без двухмесячного срока предупреждения лишь с письменного согласия работника.

Также работодателю за 2 месяца до предстоящего увольнения необходимо уведомить об этом событии выборный профсоюзный орган госоргана, а не только самих служащих. Такое требование содержит ст.38 Закона №79-ФЗ.

Действия представителя нанимателя при сокращении госслужащих

Приняв решение о сокращении должностей государственной гражданской службы, соответствующие органы власти и представители нанимателей должны учесть и соблюсти отдельные положения нормативных правовых актов.

Работодателю необходимо в течение 2-х месяцев с момента письменного предупреждения о сокращении госслужащих решить следующие вопросы:

  1. Оценить возможность преимущественного права работников, попавших под сокращение, на замещение свободных должностей гражданской службы.
  2. Предусмотреть возможность продолжения дальнейших отношений с данной категорией государственных гражданских служащих.

Оба данных вопроса могут решаться в рамках внеочередной аттестации государственных служащих. Законом №79-ФЗ (ч. 7 ст.31) преимущественное право на замещение должности предоставляется служащим, имеющим более высокую квалификацию, более длительный стаж работы (службы) по специальности или гражданской службы, соответствующий уровень профессионального образования и более высокие показатели результата профессиональной служебной деятельности.

Варианты продолжения трудовых отношений

Законом №79-ФЗ (ч. 1 ст.31) предусматривается, что в случае сокращения должностей гражданской службы трудовые отношения с занимающими их служащими могут быть продолжены:

  • если госслужащему предоставят возможность замещения иной должности гражданской службы в этой же государственной организации, либо в другом госоргане с учетом стажа его работы (службы) по специальности или стажа гражданской службы, профессионального образования госслужащего и уровня его квалификации;
  • при направлении гражданского служащего на повышение квалификации либо профессиональную переподготовку.

Такого рода вариант возможен в случае наличия у работодателя должностей, по которым некоторые гражданские служащие находятся в отпусках по уходу за ребенком, длительно болеют, находятся в длительных отпусках без сохранения денежного содержания и т.д.

Следует учесть, что одновременно с выходом на работу «основного» служащего расторгается служебный контракт, заключенный с временным работником.

В органах власти зачастую заняты не только госслужащие, но и иные категории работников, трудовая деятельность которых не регламентируется Законом № 79-ФЗ. К ним относятся так называемые «технические исполнители», обслуживающий персонал и т.п.

Если государственного служащего переводят на такие должности, не предусмотренные Реестром должностей государственной гражданской службы РФ, речь необходимо вести не о переводе (переходе), а об увольнении работника с гражданской службы и о приеме того же сотрудника на новую должность.

В случае, если госслужащий отказывается от направления на переподготовку, либо его не устраивает альтернативная предложенная должность, он увольняется с гражданской службы по причине сокращения: пункт 6 части 1 ст.33 Закона №79-ФЗ будет являться основанием для увольнения.

Компенсация при увольнении по сокращению

Госслужащему должна выплачиваться компенсация, равная четырехмесячному денежному содержанию, если он увольняется в связи с сокращением (ч. 9 ст.31 Закона № 79-ФЗ). Выходное пособие, которое предусматривает Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ), в данном случае не выплачивается.

Денежное содержание сохраняется также в течение пятого и шестого месяцев при увольнении по сокращению госслужащих, проходящих гражданскую службу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к таковым.

Президиум Верховного Суда РФ подтвердил правомерность осуществления государственным служащим данной выплаты, предусмотренной частью второй ст.318 ТК РФ. В этом случае речь также ведется о выплате компенсации в размере денежного содержания за 5-й и 6-й месяцы со дня увольнения, а не о выходном пособии.

Порядок расчета компенсации оговаривается в соответствующих локальных нормативных актах. Применительно к федеральным государственным гражданским служащим исчисление выплаты производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562. Этим документом утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее – Правила).

Расчет месячного денежного содержания государственных служащих согласно п.8 Правил состоит:

  • из установленных на дату расторжения служебного контракта оклада денежного содержания (оклад за классный чин и должностной оклад), ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, ежемесячной надбавки за выслугу лет, надбавки за работу с составляющими государственную тайну сведениями, а также из ежемесячного денежного поощрения;
  • из одной двенадцатой части размера премий за выполнение особо важных и сложных заданий, матпомощи и единовременной выплаты к отпуску, начисленных по факту в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

Пример расчета компенсации при сокращении госслужащего

Предположим, что государственный служащий, являющийся советником государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса, увольняется 01 марта 2013 года в связи с сокращением должности федеральной государственной гражданской службы.

Допустим, что его месячное содержание складывается из следующих выплат:

  • надбавка за выслугу лет (10%) – 542 рубля;
  • ежемесячное денежное поощрение (1 оклад) – 5419 рублей.

В отношении государственных служащих субъектов РФ соответствующими законами или иными нормативными правовыми актами могут предусматриваться несколько иные правила расчета компенсации.

Рассматриваемая выплата относится к компенсационным выплатам, связанным с увольнением, а потому в полной мере не включается в базу для начисления страховых взносов и не облагается налогом на доходы физических лиц.

Иные выплаты при увольнении

При увольнении по сокращению гражданским служащим наряду со специальной компенсацией производятся другие установленные выплаты, включая:

  • Денежное содержание за отработанное служебное время в окончательный расчет;
  • Компенсацию за неиспользованные на дату увольнения отпуска (при этом выплата производится за все неиспользованные дни отпуска без каких-либо ограничений);
  • Материальную помощь;
  • Единовременную выплату к отпуску.

Матпомощь и единовременная выплата к отпуску производятся в порядке, предусмотренном соответствующими ведомственными нормативными актами. В отдельных случаях данные единовременные выплаты к отпуску производятся пропорционально количеству календарных дней отработанных в году увольнения и т.д.

В окончательный расчет приведенные выплаты производятся при увольнении служащего с государственной гражданской службы. Если же госслужащего переводят на иную должность гражданской службы, указанные выплаты производятся в общем порядке. В частности, выплата госслужащему материальной помощи и единовременной выплаты к отпуску производятся на основании его письменного заявления, а компенсация за неиспользованный отпуск – в случае дальнейшего увольнения и т.п.

Как отмечалось ранее, с письменного согласия госслужащего представитель нанимателя вправе расторгнуть с данным сотрудником служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности за два месяца. Однако Закон № 79-ФЗ, в отличие от ТК РФ, не предусматривает в данном случае возможность выплаты предусмотренной ст.180 ТК РФ дополнительной компенсации, равной размеру денежного содержания, исчисленной пропорционально оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении времени. Следовательно, данная выплата государственным служащим не производится.

Приложение N 2. ПРИМЕРНЫЙ РАСЧЕТ ГОДОВОГО ДЕНЕЖНОГО СОДЕРЖАНИЯ, СРЕДНЕМЕСЯЧНОГО ЗАРАБОТКА ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА В СООТВЕТСТВИИ С ПУНКТОМ 3 СТАТЬИ 418 ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Распоряжения ФТС РФ от 08.12.2009 N 216-р)

В состав годового денежного содержания федерального государственного гражданского служащего для исчисления суммы единовременного пособия включаются все виды денежных выплат, установленные на момент гибели, получения телесного повреждения.

Виды денежных выплат (размеры и суммы условные):

I. Ежемесячные выплаты:
1. Должностной оклад (главный гос. таможенный инспектор таможни)4 510 руб. 00 коп.
2. Оклад за классный чин (советник гос. граждан. службы 3 класса)1 429 руб. 00 коп.
3. Надбавка за выслугу лет (30% от должностного оклада условно)1 353 руб. 00 коп.
4. Надбавка за особые условия гражданской службы (120% от должностного оклада условно)5 412 руб. 00 коп.
5. Надбавка допущенным к государственной тайне (10% от должностного оклада условно)451 руб. 00 коп.
6. Ежемесячное денежное поощрение (1 должностной оклад)4 510 руб. 00 коп.
7. Ежемесячное денежное поощрение в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач (2 должностных оклада условно)9 020 руб. 00 коп.
8. Премия (16,7% от оклада денежного содержания)992 руб. 00 коп.
9. Иные выплаты, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации
II. Единовременные выплаты:
10. Единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска (2 оклада денежного содержания)1 878 руб. 00 коп.
11. Материальная помощь (1 должностной оклад)4 510 руб. 00 коп.

Примечание: Федеральным государственным гражданским служащим, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, расчет производится с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок за службу в этих местностях.

Оклад денежного содержания — сумма оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы.

Для Методических рекомендаций премия установлена в твердом размере — 16,7% от оклада денежного содержания.

Выходное пособие госслужащему при увольнении

Право госслужащего на получение выходного пособия при увольнении зависит от оснований расторжения служебного контракта, а также локальных нормативных документов, определяющих особенности оплаты труда в госоргане. В статье разберем, при каких условиях выплачивается выходное пособие госслужащему при увольнении, а также рассмотрим пошаговую инструкцию расчета и выплаты пособия при прекращении служебного контракта с госслужащим.

Выходное пособие госслужащему при увольнении: размер, когда выплачивается

Порядок расчета и выплаты компенсаций при увольнении госслужащего регламентируются положениями закона №79-ФЗ «О госслужбе». Данный закон не содержит положений, касающихся права госслужащего на получение выходного пособия при увольнении, но при этом содержит условия, согласно которым государственный служащий вправе на получение компенсационных выплат при увольнении. Таким образом, можем сделать вывод, что компенсации госслужащим при увольнении являются аналогом выходных пособий, выплачиваемых сотрудникам в общем порядке согласно ТК РФ.

На основании закона №79-ФЗ, госслужащий вправе на получение компенсации при увольнении по одному из нижеследующих оснований:

№ п/п

Законодательные нормыСлужебный контракт с госслужащим расторгается по инициативе нанимателя в случае отсутствия сотрудника на рабочем месте по причине болезни сроком более 4-х месяцев подряд (на основании больничного листа).

4-месячное денежное содержание

Пп. 1 п. 1 ст. 39 закона №79-ФЗПри упразднении госоргана, в котором работает госслужащий, служебный контракт с ним прекращается по инициативе нанимателя. Также госслужащий может быть уволен по сокращению госдолжностей в органе.

4-месячное денежное содержание

В случае если на основании медицинского заключения госслужащему необходимо изменения условий труда, наниматель предлагает сотруднику должности в соответствие с медицинскими показаниями. При отказе

от перевода на другую должность, предложенную нанимателем по состоянием здоровья госслужащего, служебный контракт расторгается.

4-месячное денежное содержание

Подчеркнем, что нормы закона №79-ФЗ определяют выплаты при увольнении госслужащего в качестве компенсации, но не в качестве выходного пособия. В частности, п. 3.1 ст. 37 закона №79-ФЗ содержит требование о выплате компенсации в размере 4-месячного денежного довольствия при увольнении госслужащего в связи с ликвидацией госоргана или сокращением госдолжностей. При этом, согласно п. 3.1 ст. 37 закона №79-ФЗ, выходное пособие при увольнении по данным основаниям не выплачивается.

Расчет и выплата выходного пособия госслужащему при увольнении: пошаговая инструкция

Компенсация, выплачиваемая госслужащему при увольнении, рассчитывается на основании размера денежного содержания, действительного на момент расторжения служебного контракта.

Особенности расчета и выплаты компенсации государственному служащему при увольнении описаны ниже.

Шаг #1. Определение права госслужащего на компенсацию

На первом этапе представитель нанимателя (как правило, бухгалтер госоргана) определяет право госслужащего на получение компенсаций, в соответствие с основаниями для увольнения.

Перечень оснований служебного контракта, в соответствие с которыми госслужащему выплачивается пособия, описан в таблице выше.

Если госслужащий увольняется по общим основаниям, при которых согласно закону ФЗ-79 выплата компенсации не осуществляется, то в день расторжения служебного контракта наниматель выплачивает сотруднику:

  • зарплату за фактически отработанное время в текущем месяце;
  • компенсацию неиспользованного отпуска.

В частности, выплата компенсации не производится при увольнении по собственному желанию, по согласию сторон, при расторжении служебного контракта с связи с утратой доверия и прочими действиями сотрудника в части нарушения служебных обязанностей.

Шаг #2. Расчет компенсации госслужащему

При расчете выходного пособия и компенсационных выплат сотрудникам коммерческих фирм и производственных предприятий работодатель применяет нормы ТК РФ, в соответствие с которыми размер выплаты определяется на основании среднего заработка за расчетный период – 12 месяцев, предшествующих месяцу увольнения.

Расчет компенсации при увольнении госслужащего существенно отличается от описанного порядка. В отличии от расчета компенсации по ТК РФ, компенсационная выплата при расторжении служебного контракта рассчитывается на основании размера денежного содержания, действительного на дату увольнения.

При определении размера денежного содержания госслужащего наниматель учитывает:

  • оклад;
  • надбавку за выслугу, классность;
  • доплату за условия труда, ненормированный рабочий день, т.п.;
  • премию за добросовестное выполнение служебных обязанностей.

Формула для расчета компенсации увольняемому госслужащему имеет следующий вид:

Компенсациягосслужащему = ДенежСодерж * Коэфф,

где ДенежСодерж – размер денежного содержания, действительный на дату расторжения служебного контракта;
Коэфф – коэффициент, применяемый при расчете компенсации в зависимости от оснований увольнения.

Показатель коэффициента при расчете компенсации при увольнении госслужащего устанавливается в следующем порядке:

  • Коэфф = 4 – увольнение в связи с ликвидацией госоргана, сокращением, отказом от перевода по состоянию здоровья, отсутствием на рабочем месте в связи с временной нетрудоспособностью в течение более 4-х месяцев подряд;
  • Коэфф = 0,5 – расторжение служебного контракта в связи с призывом на военную службу либо на основании отказа в переводе в другую местность, на другую должность при существенных изменениях условий контракта.

Шаг #3. Выплата зарплаты и компенсации при увольнении госслужащего

Выплата компенсации при увольнении госслужащего производится не позже дня расторжения служебного контракта.

Помимо выплаты компенсации, наниматель в день увольнения обязан:

  • выплатить госслужащему зарплату за отработанное время и компенсацию неиспользованного отпуска;
  • выдать сотруднику трудовую книжку с отраженной в документе записью об увольнении.

Рассмотрим пример. 10.10.2019 года госслужащий Курочкин уволен в связи с упразднением госоргана.

Размер денежного содержания Курочкина состоит из:

  • оклада – 19.020 руб.;
  • надбавки за выслугу лет – 4.220 руб.;
  • доплаты за ненормированный рабочий день – 3.060 руб.

В октябре 2019 года – 23 рабочих дня, из которых Курочкин отработал 8 дней (с 01.10.2019 по 10.10.2019 включительно).

На момент увольнения за Курочкиным числится 2 дня неиспользованного отпуска, за которые наниматель обязан выплатить сотруднику компенсацию согласно среднедневному размеру денежного довольствия – 933 руб.

Также Курочкину положена компенсация в размере 4-месячного денежного содержания в связи с увольнением по ликвидации госоргана.

Рассчитаем выплаты Курочкину в день увольнения:

  1. Зарплата
    (19.020 руб. + 4.220 руб. + 3.060 руб.) / 23 дня * 8 дней = 9.147,83 руб.
  2. Компенсация отпуска
    933 руб. * 2 дня = 1.866 руб.
  3. Компенсация при увольнении в связи с ликвидацией госоргана
    (19.020 руб. + 4.220 руб. + 3.060 руб.) * 4 = 105.200 руб.

Общий размер выплат Курочкину в день увольнения составил 116.213,83 руб. (9.147,83 руб. + 1.866 руб. + 105.200 руб.)

Следующая
По инициативе работодателяКомпенсация за вынужденный прогул при незаконном увольнении

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector