+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Применение результатов проведения специальной оценки условий труда

Специальная оценка условий труда — это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных гигиенических нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

В настоящее время обязанность проведения работодателем специальной оценки условий труда определена ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Специальная оценка условий труда (СОУТ) была введена с 1 января 2014 года взамен аттестации рабочих мест (АРМ).

Специальная оценка условий труда осуществляется в целях:

— выявления и идентификации опасностей на рабочих местах;

— оценки соответствия условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;

— мониторинга условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда;

— установление работникам, занятым на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантий и компенсаций, предусмотренным трудовым законодательством;

— освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам.

Результаты проведения специальной оценки условий труда применяются для:

— разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;

— информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

— обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;

— осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

— организации обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников;

— установления работникам гарантий и компенсаций;

— установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;

— расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— подготовки статистической отчетности об условиях труда;

— решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;

— определения видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;

— принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;

— оценки уровней профессиональных рисков и иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Идентификация потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса подразумевает в себе сопоставление и установление совпадения имеющихся факторов на рабочих местах с факторами, предусмотренными классификатором вредных и опасных производственных факторов.

Идентификация проводится экспертом по СОУТ на всех рабочих местах. Не проводится только в отношении рабочих мест, которые по результатам АРМ были признаны вредными или опасными и в отношении рабочих мест «списочников» (работников, чьи профессии относятся к Спискам № 1 и № 2 на гарантии и компенсации). Для этой группы рабочих мест и для рабочих местах, на которых были идентифицированы ОВПФ, проводятся инструментальные замеры, при которых определяется уровень воздействия на работника и устанавливается класс условий труда.

СОУТ подлежат все рабочие места, за исключением рабочих мест надомников, дистанционных работников и работников, которые вступили в трудовые отношения с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Периодичность проведения оценки остается прежней — 1 раз в 5 лет, кроме рабочих мест, которые по результатам получили положительную оценку. Для них предусмотрено декларирование, т.е. подтверждение соответствия условий труда государственным нормативам в области ОТ.

Решение о декларировании принимает эксперт по спецоценке на основе анализа, проведенного в ходе идентификации факторов. Работодатель же, оформив декларацию по установленной форме, обязан передать ее в Минтруд. Срок действия документа — пять лет, который автоматически продлевается без проведения каких-либо исследований, если на рабочих местах не происходит несчастных случаев и профзаболеваний.

Внеплановая СОУТ проводится в течение шести месяцев с момента наступления следующих обстоятельств:

1) в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

2) при несчастных случаях или по требованию профсоюзной организации или ГИТ;

3) по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения СОУТ;

4) в случае выполнения мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда;

5) в случаях замены производственного оборудования, изменения технологического процесса, изменения средств коллективной защиты.

При этом для каждого рабочего места оформляется новая карта СОУТ с учетом изменений и дополнений. Результаты повторной СОУТ оформляются соответствующими протоколами, при этом заполняется новая карта СОУТ или вносятся изменения в карту СОУТ, оформленную ранее. Вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию, но не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

Результаты СОУТ являются основой для создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, района, города, региона, республики. Информация о результатах СОУТ доводится до сведения работников организации. Документы СОУТ являются материалами строгой отчетности и подлежат хранению в течение 45 лет.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.04.2003 № 244 «Об утверждении Положения о проведении Государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации» государственный контроль за качеством проведения СОУТ возложен на органы Гострудинспекции и Государственной экспертизы условий труда в РФ. Ответственность за проведение СОУТ несет руководитель организации.

Нормативной основой проведения СОУТ являются:

— Санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы;

— Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, утвержденные постановлением Минтруда РФ с последующими изменениями и дополнениями;

— Список производств, цехов, профессий и должностей с вред­ными условиями труда, работа в которых дает право на дополни­тельный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный по­становлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25.17.74 г. № 298/ П-22, с последующими изменениями и дополнениями;

— Списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должнос­тей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспе­чение, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 г. № 10 и введенные в действие на территории России с 01.01.92 г. постановлением Совета Министров РСФСР от 02.10.91 г. № 517 (с последующими дополнениями и разъяснениями);

— Нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда.

Для организации и проведения СОУТ издается соответствующий приказ, создается аттестацион­ная комиссия предприятия, определяются сроки и график прове­дения работ по аттестации.

При этом в состав аттестационной комиссии организации включаются представители работодателя, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. В качестве представителей работодателя в состав комиссии могут включаться руководители структурных подразделений организации, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, главные специалисты организации, медицинские работники и др.

Аттестующая организация – независимая организация, оказывающая услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда сторонним организациям, имеющая в своем составе лабораторию, аккредитованную в установленном порядке на право проведения измерений и оценки вредных факторов рабочей среды и трудового процесса, оценки травмобезопасности рабочих мест, оценки обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Аттестующая организация должна быть независима (не аффилированна) по отношению к организации, в которой проводится аттестация рабочих мест.

Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда». Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда включено в соответствующий перечень услуг.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Результаты проведения специальной оценки условий труда

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:

1) сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда;

2) перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;

3) карты специальной оценки условий труда;

4) протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;

5) перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;

6) заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда

Определение предоставления льгот и компенсаций за вредные условия труда по результатам спецоценки

В соответствии с ФЗ «О специальной оценке условий труда» если в случае проведения специальной оценки условий труда выявляются рабочие места, на которых условия труда отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда, работник имеет право на следующие виды гарантий и компенсаций, предусмотренных законом:

? Оплата труда в повышенном размере;

? Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;

? Сокращенная продолжительность рабочего времени;

? Выдача молока или других равноценных пищевых продуктов;

? Проведение периодических медицинских осмотров.

? Обеспечение лечебно-профилактическим питанием;

? Право на досрочное назначение трудовой пенсии;

В результате специальной оценки условий труда в цехе на рабочем месте слесаря по ремонту агрегатов мы выявили ряд вредных и опасных факторов. Следовательно, рабочий имеет право на получение гарантий и компенсаций, которые указаны в таблице 3.

Таблица 3 — Гарантии и компенсации, предоставляемые работнику

Виды гарантий и компенсаций

Необходимость в установлении

Повышенная оплата труда работника (работников)

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск

Сокращенная продолжительность рабочего времени

Молоко или другие равноценные пищевые продукты

Право на досрочное назначение трудовой пенсии

Проведение медицинских осмотров

Мероприятия по улучшению условий труда

По результатам СОУТ организация, проводящая СОУТ, разрабатывает план мероприятия по улучшению и оздоровлению условий труда в организации. План мероприятий разрабатывается на основании превышения норм измеренными значениями ВОПФ для конкретных рабочих мест.

Так с учетом класса условий труда 3.2 по шуму и 2 по тяжести трудового процесса, на рабочем месте слесаря по ремонту агрегатов рекомендуется следующие мероприятия:

а) Для снижения воздействия на работника повышенного уровня шума соблюдать установленные регламентированные перерывы как мероприятие «защита временем»;

б) Выдать работникам наушники противошумные;

в) Усилить контроль за использованием средства индивидуальной защиты (органов слуха и дыхания) для снижения воздействия повышенного уровня шума на работников;

Применение результатов проведения специальной оценки условий труда

Применение результатов проведения специальной оценки условий труда регулируется статьей 7 закона о специальной оценке условий труда. Указанная статья определяет основные варианты использования полученных при проведении специальной оценки условий труда результатов.

Одним из результатов проведения специальной оценки условий труда (равно как ранее — аттестации рабочих мест) является разработка и реализация мероприятий по улучшению условий труда работников.

Как уже говорилось выше, каждое работающее по трудовому договору лицо имеет право на получение от работодателя определенной информации, касающейся выполняемой работы. Ныне действующая редакция ч. 2 ст. 57 ТК РФ предусматривает указание в трудовом договоре характеристик условий труда на рабочем месте — при наличии на последнем вредных и (или) опасных условий труда.

Традиционно по итогам проведения аттестации/специальной оценки работодателем должен быть решен вопрос об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты либо оснащении рабочих мест средствами коллективной защиты. Основные вопросы, связанные с обеспечением работников специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты, регулируются Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н.

Следует отметить, что с одной стороны, такая форма контроля за безопасностью производственных процессов как специальная оценка условий труда достаточно эффективна — если учесть то, что специальная оценка, проводимая, в том числе, с помощью технических средств, объективна. С другой стороны, с учетом пятилетней нормативной периодичности проведения специальной оценки работодатель не должен абсолютизировать ее результаты, неуклонно продолжая обеспечивать здоровые и безопасные условия труда в организации с применением всех доступных ему правовых, экономических и иных средств;

Кроме того, обнаружение в результате проведения специальной оценки условий труда вредных и (или) опасных производственных факторов является основанием для проведения работодателем обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников. Приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н были утверждены перечни вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых должны проводиться медицинские осмотры.

Говоря о таком применении результатов специальной оценки, как установление работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций, нужно отметить, что недавние изменения в ТК РФ достаточно подробно определяют особенности последних. Так, ст. 92 в числе субъектов, имеющих право на установление им сокращенной продолжительности рабочего времени, называет работников, условия труда которых по итогам специальной оценки отнесены к вредным условиям труда 3 и 4 степени, а также к опасным. Указанные субъекты должны работать не более 36 часов в неделю. Статья 117 ТК РФ предусматривает, что тем работникам, условия труда которых на основании специальной оценки отнесены к опасным либо вредным 2, 3 или 4 степени, имеют право на дополнительный отпуск продолжительностью не менее 7 календарных дней. Статья 147 ТК РФ ведет речь о повышенной оплате труда лиц, работающих во вредных или опасных условиях. Минимальный размер подобного повышения должен составлять 4% от тарифной ставки либо оклада работника, если более высокий размер не установлен локальными актами работодателя, коллективным или трудовым договором.

Помимо названных статей, прямо определяющих содержание и количественную сторону гарантий и компенсаций, можно отметить еще ст. 222 ТК РФ «Выдача молока и лечебно-профилактического питания», в развитие которой был принят приказ Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 45н «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов», Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов». Согласно последнему Перечню работник в дни фактической занятости на работах с соответствующими вредными производственными факторами бесплатно получает молоко в количестве 0,5 л.

Результаты проведения специальной оценки условий труда также могут являться основанием для установления дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР с учетом класса (подкласса) профессионального риска. В рассматриваемой ситуации хорошо заметно, как посредством норм различных нормативных актов законодатель пытается побудить работодателя обеспечивать требуемые условия труда для своих работников. Пункт 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» устанавливает дополнительные тарифы, размер которых дифференцируется в зависимости от результатов специальной оценки. Так, обладатель рабочих мест, класс условий труда на которых допустимый или оптимальный, дополнительные средства не вносит вообще. При наличии вредных и опасных условий труда дополнительный взнос составляет от 2 до 8 процентов. При этом нужно добавить, что расчет дополнительных тарифов осуществляется применительно к каждому рабочему месту с вредными или опасными условиями труда, что создает дополнительную финансовую нагрузку на работодателя.

Использование результатов специальной оценки для расчета скидок либо надбавок к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предполагает, что добросовестный работодатель в определенных случаях может рассчитывать на определенную экономию средств, в то время как пренебрегающий правилами охраны труда — на обратный результат. Приказом Минтруда России от 1 августа 2012 г. № 39н была утверждена Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Результаты проведения специальной оценки также могут использоваться работодателем и для обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда (в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);

Приказом Росстата от 29 августа 2013 г. № 349 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования» утверждены соответствующие формы федерального статистического наблюдения, среди которых — и форма № 1-Т (условия труда) «Сведения о состоянии условий труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда». В указанную форму по результатам специальной оценки условий труда подлежит внесению информация о количестве работающих, чья трудовая деятельность протекает в условиях, не соответствующих гигиеническим нормативам (с дифференциацией в зависимости от конкретных неблагоприятных факторов — повышенного уровня шума, вибрации, повышенной запыленности или загазованности воздуха и т.п.).

При решении вопроса о связи заболевания работника с воздействием на него на рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов, расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний также могут (и должны) использоваться результаты проведения специальной оценки условий труда.

Использование результатов проведения специальной оценки условий труда для рассмотрения и урегулирования возникающих между сторонами трудовых отношений и их представителями разногласий, касающихся обеспечения безопасных условий труда, судя по опыту проведения аттестации рабочих мест, может быть достаточно массовым.

Также результаты проведения специальной оценки условий труда могут использоваться для определения видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий предоставления.

При принятии решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников работодатель руководствуется результатами специальной оценки рабочих мест по условиям труда в соответствии со ст. 224 ТК РФ. Указанная статья говорит об обязанности работодателя соблюдать соответствующие ограничения, связанные с привлечением к выполнению работ с вредными и опасными условиями труда в ночное время, сверхурочно; с переводом на другую работу на основании медицинского заключения и т.п.

Согласно части 14 статьи 209 ТК РФ под профессиональным риском понимается вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия неблагоприятных производственных факторов при исполнении работником трудовых обязанностей, а также в других случаях, установленных ТК РФ и другими федеральными законами. Также в указанной статье отмечается, что порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений.

Говоря об иных целях, предусмотренных российским законодательством, для которых могут применяться результаты проведения специальной оценки условий труда, можно в качестве примера выделить следующие: как представляется, результаты проведения специальной оценки могут использоваться для привлечения работодателя и его работников к различным видам юридической ответственности, а также для привлечения работодателем к такой ответственности своих работников.

Следующая
Условия трудаОтдых после суточного дежурства в полиции

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector