+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Правовое регулирование трудовых отношений

Источники трудового права — это нормативные правовые акты и отдельные нормы, которые призваны регулировать отношения, входящие в предмет трудового права.

Об источниках трудового права необходимо говорить в двух аспектах. Первый из них означает формальное проявление источников трудового права. В формальном понимании под источниками трудового права следует понимать весь массив нормативно-правовых актов и норм, направленных на регулирование отношений, составляющих предмет трудового права. Действительно, вначале правовым нормам придается определенная форма. Но придание данной формы вовсе не означает, что источнику права гарантирована реализация в отношения, для регулирования которых он создавался. Материализуются источники трудового права при реализации в конкретные отношения, превращая их в категорию правоотношений, то есть отношений, урегулированных нормами права. Сказанное позволяет говорить о материальном аспекте источников трудового права. Изучение источников права в материальном аспекте предполагает рассмотрение процесса их реализации в отношения, входящие в предмет трудового права. Только после перехода указанных отношений в категорию правоотношений можно сделать вывод о материальном проявлении источников трудового права.

Таким образом, между формальным и материальным проявлением источников трудового права находится процесс реализации.

Понятие «источники трудового права» характеризуется в качестве результата нормотворчества органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также как результат совместного нормотворчества работодателей и их объединений (их представителей) и работников (их представителей).

Виды источников трудового права сгруппированы как нормативные правовые акты, нормативные договоры (соглашения и коллективные договоры), постановления Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ в части признания неконституционными положений, принятых по вопросам, связанным срегулированием трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, решения судов соответствующего уровня о признании нормативных правовых актов или их частей, содержащих нормы трудового права, не соответствующими закону. Постановления Пленума Верховного Суда РФ по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, по нашему мнению, можно рассматривать как своеобразный дополнительный источник трудового права, к которому прибегают в правоприменительной деятельности при наличии неясности нормативных актов или пробелах в трудовом праве.

Принципы и нормы, составляющие систему международного трудового права, могут регулировать трудовые отношения в России методом прямого юридического воздействия, и опосредовано, т.е. после их предварительной имплементации в российскую законодательную систему. При этом приоритет будет оставаться за Конституцией России.

На современном этапе развития трудового права правотворческой деятельности Международной Организации Труда свойственны определенные преимущества по сравнению с другими универсальными и региональными международными организациями, (результатом этой деятельности для нашей страны стали значительное количество ратифицированных Конвенции, которые являются

Классификацию источников трудового права можно проводить по юридической силе. По этому критерию источники трудового права могут быть распределены следующим образом:

  • 1) Конституция РФ;
  • 2) международно-правовые акты о труде;
  • 3) федеральные конституционные законы, федеральные законы;
  • 4) законы субъектов РФ на соответствующей территории;
  • 5) подзаконные акты федеральных органов государственной власти;
  • 6) постановления КС РФ и ВС РФ; 7) подзаконные акты субъектов РФ;
  • 8) нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
  • 9) соглашения и коллективные договоры;
  • 10) локальные акты организации, рассчитанные на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц.

Данная классификация имеет решающее значение в других отраслях права. Однако при применении норм трудового права может быть использован акт, имеющий меньшую юридическую силу, но создающий для работников более благоприятные условия труда по сравнению с вышестоящим по юридической силе законодательством.

Конституция РФ занимает высшую ступеньку в иерархии источников трудового права. Другие источники трудового права должны соответствовать конституционным требованиям. Действующая Конституция РФ предполагает организацию определенного правопорядка, в том числе и в сфере труда. С принятием Конституции РФ обеспечено и применение международно-правовых актов о труде. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. До появления данного правила в Конституции РФ нормы международно-правовой регламентации труда не применялись. Например, Конвенция МОТ №47 о сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю, хотя и ратифицирована в 1956 г., на территории России не применялась. Вплоть до 7 октября 1992 г. норма рабочего времени в России составляла 41 час в неделю. Казалось бы, работники могли потребовать на основании данной Конвенции МОТ оплаты одного часа как сверхурочной работы за весь период с 1956-го по 1992 г. Однако до принятия Конституции РФ нормы международно-правовой регламентации труда не были включены в правовую систему России. Поэтому их применение стало возможным с момента принятия Конституции РФ, то есть с 1993 г. В связи с изложенным следует признать, что нормы Конституции РФ имеют приоритет и перед международно-правовой регламентацией труда.

С точки зрения формального выражения, организация общего правопорядка в сфере труда Конституция РФ является источником трудового права. Материальное выражение Конституции РФ в конкретных отношениях при регулировании труда связано с применением ее отдельных норм. При регулировании отношений, составляющих предмет трудового права, применяются, а следовательно, и проявляются в материальном смысле отдельные конституционные нормы.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина должны стать высшей ценностью, охрана которых объявлена обязанностью государства. Данная конституционная норма позволяет применить предписания трудового законодательства, наиболее полно отражающие права и свободы человека и гражданина в сфере труда. Причем обязанность обеспечить их реализацию возложена на полномочные государственные органы.

В ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда и здоровье людей. Государством исходя из перечисленных требований должен устанавливаться гарантированный минимальный размер оплаты труда. Названная конституционная норма применима во всех случаях оценки условий труда, их влияния на здоровье людей, а также при рассмотрении заявлений о величине минимальной заработной платы.

С точки зрения формально приданной юридической силы на втором месте после Конституции РФ в числе источников трудового права должны находиться акты и отдельные нормы международно-правовой регламентации труда. В п. 5 постановления Пленума ВС РФ от 31 октября 1995 г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» судам предписано руководствоваться нормами международно-правовой регламентации в том случае, когда законодательство РФ вступает с ними в противоречие. В частности, в названном постановлении суды нацелены на непосредственное применение Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также других норм международно-правовой регламентации. В перечисленных актах имеются нормы, которые могут быть применены к регулированию отношений, входящих в предмет трудового права. Например, в этих актах дано определение права на труд, которое внезапно исчезло из внутреннего законодательства РФ. В связи с чем российские правоприменители должны руководствоваться определением права на труд, данным в международных актах.

С позиции формального выражения Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах относятся к источникам трудового права. Тогда как материализоваться в конкретные отношения, входящие в предмет трудового права, могут лишь отдельные нормы названных международных актов.

В ст. 23 Всеобщей декларации прав человека закреплены право на труд, на свободный выбор места работы, на справедливые и благоприятные условия труда, право на равную оплату труда равной ценности без какой-либо дискриминации, право на получение справедливого и удовлетворительного вознаграждения, право на создание профессиональных союзов и вступления в них. В части, устанавливающей более льготный режим труда по сравнению с российским законодательством, данная норма должна применяться при регулировании отношений в сфере труда. В ст. 24 закреплено право на отдых и досуг. Поэтому указанная норма может быть применена при реализации работниками права на отдых и досуг. В ст. 25 гарантируется жизненный уровень, включая пишу, одежду, жилище, медицинский уход, необходимый для благосостояния человека и членов его семьи. Данная норма также применима при регулировании трудовых отношений. В ст. 26 гарантируется право на получение образования, в том числе и бесплатного. Рассматриваемая норма также применима при предоставлении льгот лицам, совмещающим работу с обучением.

Непосредственно при регулировании отношений, входящих в предмет трудового права, может быть применена и ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах, в которой провозглашено право на свободу ассоциации, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. В правоприменительной деятельности могут быть использованы и другие нормы, гарантирующие равенство прав и свобод, в том числе и в сфере труда.

В ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах закреплено право на труд, включающее право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается. Очевидно, что данная норма применима и в российской практике, так как предусматривает более льготные для работников условия по сравнению с внутренним законодательством. В ст. 7 закреплены право на справедливое вознаграждение и справедливую заработную плату за труд равной ценности, право на условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, право на одинаковое для всех продвижение на более высокие ступени по работе исключительно на основании трудового стажа и квалификации, право на отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени. Данная норма также предназначена для материализации в отношения, входящие в предмет трудового права. В ст. 8 закреплено право на свободу объединения и беспрепятственное осуществление профсоюзами своей деятельности по защите прав и свобод в сфере труда. Указанная норма также применима при регулировании трудовых отношений.

Нами перечислены основные нормы Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, которые могут материально проявиться в отношениях, входящих в предмет трудового права. Однако российские правоприменители чрезвычайно редко применяют нормы перечисленных актов при регулировании трудовых отношений. В силу чего они не проходят путь от формального к материальному выражению в конкретные отношения. Хотя постановлением ВС РФ от 10 октября 2003 г. №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» правоприменители нацелены на приоритетное применение норм международного права.

Правовое регулирование трудовых отношений

Анализ понятия и принципов правового регулирования трудовых отношений. Запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда. Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве. Обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда.

РубрикаГосударство и право
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления19.10.2013
Размер файла17,2 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Понятие и принципы правового регулирования трудовых отношений

Правовое регулирование трудовых отношений представляет собой создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства.

В международно-правовых трудовых отношениях важную роль играют принципы правового регулирования трудовых отношений, которые устанавливаются в соответствии с международным правом и с Конституцией РФ. В ст. 2 ТК РФ установлены основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений:

Свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, а также право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности.

Принцип свободы труда предполагает добровольность выбора профессии, специальности в соответствии со своими способностями, возможностями, личным желанием, состоянием здоровья. Данный принцип обеспечивается договорным методом привлечения к труду, основанным на соглашении сторон трудового договора. Административно-правовые методы привлечения к труду в современный период в России не применяются.

2. Запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда

Принудительный труд — это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания, (насильственного воздействия) в целях поддержания трудовой дисциплины, в качестве меры ответственности за участие в забастовке, в качестве меры наказания за иные взгляды, противоположные установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду ТК относит:

· нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере;

· требование работодателя о выполнении работником трудовых обязанностей, если он не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты;

· требование выполнять работу, угрожающую жизни или здоровью работника.

Не считается принудительным трудом:

· работа, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

· работа, выполняемая в условиях чрезвычайных обстоятельств;

· работа, выполняемая вследствие вступления в законную силу приговора суда.

Запрет дискриминации в сфере труда предполагает предоставление всем гражданам равных возможностей для реализации своих трудовых прав; запрет ограничений в трудовых правах или получения преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, возраста и других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Юридической гарантией защиты является предоставление гражданину, считающему, что он подвергся дискриминации в сфере труда, права обратиться в Федеральную инспекцию труда или в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда (ст. 3 ТК).

3. Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве

правовой трудовой дискриминация безработица

В соответствии с законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации», действующим в редакции от 7 августа 2000 г.1, и рядом других нормативных актов создана государственная система защиты граждан от безработицы и содействия в трудоустройстве. Определен правовой статус безработного, установлены дополнительные гарантии трудоустройства отдельных категорий граждан, в том числе работников, высвобождаемых в результате ликвидации организаций, сокращения численности или штата работников, молодежи, инвалидов и некоторых других. Предусмотрена выплата пособий по безработице, стипендий лицам, направленным службой занятости на переобучение, профессиональную переподготовку, повышение квалификации. В этих целях ряд норм трудового права обязывает работодателей в определенных случаях, чтобы избежать увольнения работников, предлагать им перевод на другую работу. Допускается временное введение неполного рабочего времени при угрозе массовых увольнений, вызванных изменениями в организации производства и труда.

4. Обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда

В том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска. Реализация этого принципа обеспечивается соответствующими институтами трудового права — охраны труда, рабочего времени и времени отдыха и др.

5. Обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы

Обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи. При этом оплата труда должна быть не ниже установленного законом минимального размера.

Принцип установления справедливой оплаты труда предполагает соблюдение требований ст. 132 ТК об оплате по труду, т. е. в зависимости от квалификации работника, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.

В соответствии со ст. 133 ТК минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. Однако эта норма пока не введена в действие. Порядок и сроки ее введения будут установлены федеральными законами (ст. 421 ТК), поскольку экономических возможностей для введения ее в настоящее время у государства нет.

Гарантиями реализации права на своевременную выплату заработной платы являются: установление ответственности (вплоть до уголовной) работодателя за задержку выплаты заработной платы и другие нарушения в оплате труда; материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы (ст. 236 ТК); право работника на приостановку в установленном порядке работы до выплаты задержанной суммы (ст. 142 ТК).

6. Обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе

С учетом производительности труда, квалификации и трудового стажа по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Данный принцип вводит для работодателей обязательные критерии, которыми они должны руководствоваться при повышении работников в должностях, выдвижении на руководящую работу, переводах на более квалифицированную работу. Соблюдение этого принципа в равной мере отвечает интересам и работника, и работодателя. Для работника — это серьезный стимул активизации трудовой деятельности, для работодателя — средство улучшения работы организации.

7. Сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

Путем государственного вмешательства в масштабе страны обеспечивается реализация основных принципов правового регулирования трудовых отношений, устанавливается минимум гарантий участникам отношений, который не может быть снижен в соглашениях о применении труда.

В ст. 9 ТК указано, что коллективные договоры, соглашения, а также трудовые договоры не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленных законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, они не могут применяться. В то же время повышение уровня правовых гарантий работников допускается. В частности, ст. 149 ТК, устанавливающая оплату труда при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, сверхурочных и т. д.), предусматривает, что размеры доплат за работу в указанных условиях не могут быть ниже определенных законодательством, т. е. могут их превышать. Таких норм в трудовом законодательстве достаточно много.

8. Социальное партнерство в сфере труда

Включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Социальному партнерству как средству согласования интересов работников, работодателей и государства в законодательстве уделено значительное место. Ему посвящены гл. 3-9 ТК.

9. Обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей

Реализация этого принципа обеспечивается установлением материальной ответственности работодателя за ущерб, причиненный по его вине работнику (гл. 37, 38 ТК).

10. Обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод в том числе и в судебном порядке

Право на судебную защиту — конституционное право граждан (ст. 46 Конституции РФ). Трудовой кодекс расширил рамки судебной защиты трудовых прав граждан, предоставив, в частности, им право обжалования в суд отказов в приеме на работу во всех случаях, когда гражданин считает отказ необоснованным (ст. 64 ТК).

Судебная защита не является единственным способом защиты; возможно обращение в другие государственные органы (в Федеральную инспекцию труда, в органы прокуратуры и т. д.), в общественные организации в рамках их компетенции.

Законодательством предусмотрен и новый способ защиты — самозащита работниками трудовых прав (ст. 379, 380 ТК), которая заключается в возможности отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также от работы, угрожающей его жизни и здоровью. При этом на время отказа от работы за работником сохраняются все трудовые права. Работодатель не вправе препятствовать трудящимся в осуществлении самозащиты, а также преследовать их за это.

11. Обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку

Данный принцип реализуется специальными нормами трудового права (гл. 60, 61 ТК), устанавливающими порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также нормами гражданского процессуального законодательства, регламентирующими судебный порядок разрешения трудовых споров.

12. Обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности

13. Обеспечение права на обязательное социальное страхование работников

Данное право регламентируется законом РФ от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования». Обязательное социальное страхование — это часть государственной системы социальной защиты населения, предполагающая страхование работающих граждан от возможного изменения материального или социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Право на обязательное социальное страхование имеют все граждане, работающие по трудовому договору, с момента его заключения.

Страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию охватывает: оплату медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи; пособия по временной нетрудоспособности; пособия по беременности и родам, ежемесячные пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременные пособия при рождении ребенка; пенсии по возрасту, инвалидности, при потере кормильца.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Запрещение дискриминации в сфере труда, принудительного труда. Трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

контрольная работа [22,1 K], добавлен 28.12.2008

Понятие принципа запрещения принудительного труда в сфере трудовых отношений граждан. Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников, подверженных дискриминации. Проблема недостаточной урегулированности вопроса приема на работу.

дипломная работа [48,9 K], добавлен 31.03.2016

Запрет принудительного труда в международном и российском законодательстве. Запрет дискриминации в трудовых отношениях. Признаки принудительного или обязательного труда. Перечень работ, попадающих под определение принудительного труда, в правовых актах.

курсовая работа [57,3 K], добавлен 12.09.2014

Исследование особенностей правового регулирования трудовых отношений, отвечающих требованиям правового регулирования социально-трудовых отношений в условиях рынка. Проявление принципа свободы и оплаты труда. Ограничение всех форм принудительного труда.

дипломная работа [141,9 K], добавлен 08.06.2014

Предмет и метод трудового права. Отношения по профессиональной подготовке кадров на производстве. Международно-правовое регулирование труда. Договорное регулирование отношений в сфере труда. Дифференциация правового регулирования трудовых отношений.

курсовая работа [38,7 K], добавлен 29.06.2012

Принципы правового регулирования трудовых отношений. Заключение гражданско-правовых договоров между физическими и юридическими лицами. Новые коллизии законодательства в сфере возникновения трудовых отношений. Обеспечение условия труда на предприятии.

курсовая работа [50,8 K], добавлен 27.01.2016

Понятие и виды дискриминации трудовых отношений. Общая характеристика принципа запрещения дискриминации в сфере труда, его реализация и правовое закрепление, а также анализ его нарушений по материалам судебной практики и средств массовой информации.

курсовая работа [62,2 K], добавлен 16.04.2010

Понятие и сущность трудовых отношений. Их правовое регулирование в России. Развитие международных норм труда, влияющих на национальное трудовое законодательство. Системы обеспечения реализации, надзор и контроль соблюдения международных стандартов труда.

курсовая работа [60,9 K], добавлен 20.01.2015

Коллективно-договорная система регулирования трудовых отношений. Правовое регулирование в сфере труда. Возникновение коллективных трудовых споров. Стороны коллективного договора и их представительство. Трудовой договор и обеспечение занятости населения.

контрольная работа [34,0 K], добавлен 13.01.2011

Принципы внешней трудовой миграции. Трудоустройство иностранцев в РБ. Порядок получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы. Заключение трудового договора с трудящимся-иммигрантом. Право на справедливые и благоприятные условия труда.

реферат [16,3 K], добавлен 21.01.2015

Правовое регулирование трудовых отношений. Поступление на работу

Законодательное регулирование трудовых отношений

Ответственным и серьезным шагом в жизни каждого человека является выбор вида занятий, места работы, характера труда. От всего этого во многом зависит рост его благосостояния, новые деловые и дружеские контакты, возможность реализации интересов, перспектива творческого роста.

Вступая в сферу трудовых отношений, человек должен знать, что правовое регулирование трудовых отношений существует в виде целой системы правовых норм. Базовые принципы отношений в области труда закрепляет Конституция РФ, являющаяся основой правовых актов трудового права.

Трудовое право представляет собой отрасль права, которая регулирует различные отношения, имеющие связь с трудовой деятельностью граждан. Основной правовой акт трудового права представлен Трудовым кодексом РФ.

В нашей стране основа законодательного регулирования отношений в области труда представлена конституционными нормами.

Так, Конституция РФ содержит положения о том, что:

  1. Труд является свободным, при этом каждый человек обладает правом свободно распоряжаться собственными способностями к труду, осуществлять выбор рода деятельности и профессии.
  2. Запрещен принудительный труд.
  3. Любой человек вправе трудиться в условиях, которые соответствуют требованиям гигиены и безопасности, иметь вознаграждение за труд, исключая дискриминацию, в размере не ниже, чем тот, который установлен ФЗ. Человек вправе быть защищенным от безработицы.
  4. У каждого есть право осуществлять индивидуальные и коллективные трудовые споры, применяя способы их разрешения, которые установлены ФЗ, включая право на забастовку.
  5. Любой человек обладает правом на отдых. Для работающего по трудовому договору (контракту) даются гарантии, которые установлены ФЗ. Они касаются длительности времени работы, выходных и праздников, оплачиваемого отпуска.

В области труда положение человека можно охарактеризовать уровнем его образования, способностями, квалификацией, профессией. Любому гражданину РФ предоставляется право заниматься предпринимательством. Статус предпринимателя может быть получен после государственной регистрации. Предпринимательская деятельность должна регистрироваться в качестве работы предприятия, если ее осуществление происходит с привлечением наемного труда. Если он не используется, то предпринимательство может быть зарегистрировано индивидуальная трудовая деятельность.

Предпринимательская деятельность представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан (объединений граждан). Она концентрируется на получении прибыли.

Человек, который желает стать наемным работником, должен обратиться к работодателю с предложением принять его на работу. Работодатель вправе заключить трудовой договор только с человеком, которого он считает пригодным для такой работы. Исключениями являются случаи, особо оговариваемые законодательством.

Поступление на работу рассматривается в рамках ТК РФ. При поступлении на работу человека можно считать участником трудовых отношений.

Статья 15 рассматривает трудовые отношения в качестве таких отношений, которые имеют в основе соглашение работника и работодателя, касающееся личного выполнения сотрудником за плату трудовой функции.

Трудовые отношения могут возникнуть на основе трудовых договоров, которые заключает работодатель с работниками в соответствии с ТК РФ. Статья 20 содержит положение о том, что сторонами трудовых отношений могут являться работник и работодатель. Первый из них представляет собой физическое лицо, которое вступает в трудовые отношения с работодателем. Второй может быть юридическим или физическим лицом (предприятием, организацией), которое вступило с работником в трудовые отношения.

Статья 56 определяет понятие трудового договора и его сторон. В соответствии с ней трудовой договор представляет собой соглашение будущего сотрудника и работодателя, по которому второй из них принимает на себя обязанность предоставить первому работу по обусловленным трудовым функциям, обеспечивая условия труда, выплачивая своевременно и в полном размере зарплату. В свою очередь, сотрудник обязуется лично выполнять трудовые функции, которые обозначены в этом соглашении, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и др.

Особенности поступления на работу

Порядок поступления на работу характеризует начало трудовых отношений, которые должны быть оформлены с помощью трудового договора. Законодатель определяет возраст, с которого трудовой договор может быть заключен. Заключение трудового договора допускается с лицами, которые достигли 16 лет.

Для лиц, достигших 15 лет, предусмотрено заключение договора только в случаях, если они получают основное общее образование или оставляют общеобразовательное учреждение.

Если есть согласие одного из родителей и органа опеки и попечительства, то допустимо заключение трудового договора с учащимися, которые достигли 14 лет. Они могут выполнять легкий труд, который не способен причинить вреда здоровью и не нарушает процесс обучения, в свободное от учебы время .

С целью заключения трудового договора поступающие на работу должны предъявить несколько документов:

  • паспорт (документ, удостоверяющий личность);
  • трудовая книжка (исключением являются ситуации, когда в первый раз заключается трудовой договор, когда сотрудник поступает работать по совместительству);
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • документы воинского учета (предусмотрено для лиц, которые подлежат призыву на службу, для военнообязанных граждан);
  • документ, подтверждающий образование, квалификацию или наличие специальных знаний (предусмотрено для работы, которая требует специальной подготовки или знаний).

Если договор заключается в первый раз, то работодатель должен оформить работнику трудовую книжку и СНИЛС.

В трудовую книжку необходимо вносить информацию о работнике, выполняемой работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении, включая основания прекращения работы и информацию о награждениях за успехи. Информация о взысканиях не заносится в трудовую книжку, исключая случаи, когда в качестве него выступает увольнение.

Если гражданин достиг 16 лет, то он вправе полностью реализовать собственное право на труд посредством поиска подходящей работы. В случае ее отсутствия работы гражданин признается безработным и у него появляется право на поддержку государства.

Безработные граждане признаются людьми, находящимися в в трудоспособном возрасте. Они в силу не зависящих от них причин не имеют трудового дохода (заработка).

Для признания человека безработным необходимо наличие 3 условий:

  • регистрация гражданина в государственной службе занятости как лица, которое занимается поиском работы;
  • способность и готовность трудиться со стороны человека;
  • отсутствие подходящей работы, которую может предложить служба занятости.

Важным является представление о том, какую работу можно признать подходящей.

Решение, касающееся признания гражданина безработным, может принимать служба занятости по месту жительства гражданина. Это происходит не позднее 11 дней с момента, когда гражданин предъявил в службу занятости паспорт, трудовую книжку или документы, которые их заменяют, а также документы, которые удостоверяют профессиональную квалификацию, справку о средней зарплате за последние 2 месяца на последнем месте работы. Для тех, кто первый раз ищет работу и не имеет профессии, в службу необходимо предъявить паспорт и документ об образовании. Гражданина признают безработным с момента предъявления перечисленных документов.

Для несовершеннолетних лиц предусмотрена помощь, которая направлена на подбор работы, подходящей их возрасту и возможностям. Ее оказывает комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, молодежная биржа труда, имеющаяся во многих регионах.

Правила поступления на работу

Ответственным шагом является поступление на работу и заключение трудового договора. Для этого необходимо соблюдение нескольких правил:

  1. До момента заключения трудового договора, необходима встреча с работодателем (представителем работодателя), который имеет полномочия решать вопросы о приеме на работу. Будущий работник выясняет условия труда на этом предприятии, включая правила внутреннего трудового распорядка, оплату труда, трудовые обязанности.
  2. Необходимо внимательно прочитать текст трудового договора. Если лицу не исполнилось 18 лет, то важно обратить внимание на то, прописаны ли в договоре особые условия труда, которые предусмотрены Трудовым кодексом РФ. Далее уточняется дата начала работы для своевременного осуществления своих обязанностей.
  3. Человек считается принятым на работу с того времени, когда он реально начинает работать. Это не зависит от того, произошло ли издание работодателем приказа о приеме на работу своевременно (в течение 3 дней после заключения трудового договора).
  4. Работник должен получить один экземпляр трудового договора. В нем содержится подпись работодателя и печать.
  5. После начала работы, важно проверить, оформлена ли трудовая книжка. Это предусмотрено для случаев, когда ее раньше не было.
  6. В число следствий заключения трудового договора входит возникновение прав и обязанностей, предусмотренных для работодателя и работника. Обязанности распространяются на любого работника, вне зависимости от его возраста.
Следующая
СпорыКонфликт в системе трудовых отношений

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector