+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Порядок назначения на должность судьи

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он осуществляет судебный надзор и дает разъяснения по вопросам судебной практики, а также обладает правом законодательной инициативы по вопросам своего ведения. Как вышестоящий суд он наделен правом проверять законность и обоснованность вынесенных решений. В свою очередь его решения являются окончательными и обжалованию не подлежат, они вступают в законную силу с момента провозглашения.

Полномочия: рассматривает в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции; осуществляет надзор и кассацию для всех судов нижестоящей инстанции; рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам; обобщает судебную практику; дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства; разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров РФ; осуществляет иные полномочия предоставленные ему законодательством.

Структура: Председатель ВС, Пленум ВС; Президиум ВС; Судебная коллегия по гражданским делам (судебные составы); Судебная коллегия по уголовным делам (кассационная палата и судебные составы); Военная коллегия (судебные составы), Судебный департамент при ВСРФ, научно-консультативный совет, «бюллетень ВСРФ (печатный орган). Аппарат ВСРФ:

-отдел обобщения судебной практики

-отдел работы с законодательством

-отдел проверки судебных решений в порядке надзора

-отдел контроля и исполнения решений

-отдел приема граждан

— хозяйственное управление и.т.д.

Состав ВСРФ: Председатель, Первый заместитель, заместитель, председатели судебной коллегии, Заместители председателей Военной коллегии, Председатель судебных составов Военной коллегии, секретарь Пленума, Судьи, Работники Аппарата ВСРФ, Ген. Директор и работники судебного департамента при ВСРФ.

Вопрос 36.Пленум Верховного Суда РФ, его состав и компетенция.

Пленум действует в составе Председателя Верховного суда РФ, его заместителей и всех членов этого суда. В его заседаниях участвуют Генеральный прокурор РФ, председатель Высшего Арбитражного суда и министр юстиций. Участие генерального прокурора обязательно. Пленум Верховного Суда имеет следующие полномочия:

1)Рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и статистики, дает разъяснения по законодательству.

2) Утверждает (по представлению председателя Верховного суда) составы судебных коллегий и секретаря Верховного суда.

3) утверждает научно-консультативный совет при Верховном суде РФ

4) Решает вопросы о внесении представлений в порядке осуществления законодательной инициативы, о толковании законов.

5) заслушивает сообщения о работе президиума и отчеты председателей коллегий, и их деятельности.

Созывается не реже 1 раза в месяц. Заседания пленума правомочно при наличии не менее 2/3 его состава. Постановления принимаются открытым голосованием большинством голосов. Иногда для подготовки проекта постановления Пленум образует редакционную комиссию из числа пленума. Секретарь Пленума осуществляет организационную работу по подготовке заседаний, ведет протоколы. Пленум не обладает судебными полномочиями.

Вопрос 37.Приостановление и прекращение полномочий судьи. Отставка судьи.

Приостановление полномочий судьи

Полномочия судьи в соответствии со ст. 13 Закона РФ «О статусе судей в РФ» могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:

1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечения его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

3) участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ;

4) избрания судьи в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ.

Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия.

Прекращение полномочий судьи

Перечень оснований, по которым полномочия судьи могут быть прекращены, содержится в ст. 14 Закона РФ «О статусе судей в РФ». Для отдельных категорий судей, например военных судов, Конституционного Суда РФ, могут быть предусмотрены специальные основания прекращения.

Все основания прекращения полномочий можно условно подразделить на две группы:

1. Основания, при наличии которых полномочия прекращаются, однако своего звания судья не лишается, а считается ушедшим или удаленным в отставку. К числу таких оснований относятся:

а) письменное заявление судьи об отставке;

б) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;

в) истечение срока полномочий, если они были ограничены определенным сроком;

г) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

д) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

е) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда;

ж) достижение предельного возраста пребывания в должности судьи.

Очевидно, что в указанных выше случаях судья не совершал каких-либо поступков, порочащих его звание, однако имеются объективные причины, по которым он далее не может выполнять свои обязанности действующего судьи. Поэтому он считается судьей в отставке.

2. Основания, при наличии которых не только прекращаются полномочия судьи, но и судья одновременно лишается этого звания: он уже не может считаться и называться судьей. К числу таких оснований относятся:

а) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

б) прекращение гражданства РФ;

в) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

г) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

д) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

В случае отмены решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи или отмены состоявшегося в отношении судьи обвинительного приговора суда либо судебного решения о применении принудительных мер медицинского характера судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы.

Отставка судьи

Отставкой судьи, по смыслу ст. 15 Закона РФ «О статусе судей в РФ», признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняется звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу, соответствующее материальное обеспечение и иные привилегии, установленные законодательством РФ. Судья, находящийся в отставке, должен соблюдать требования, предъявляемые к судьям. В противном случае квалификационная коллегия по месту прежней работы или постоянного места жительства пребывающего в отставке судьи может прекратить отставку судьи.

Отставка судьи прекращается также в случае повторного его назначения на должность судьи.

Порядок назначения на должность судьи

артикул.docx

Порядок назначения на должность судьи

Судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое обр азование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет (ст. 119 Конституции РФ). Данное требование является общим для всех судей, независимо от суда, где они осуществляют свою деятельность. Закон “О статусе судей РФ” дополнил эти требования следующими: кандидат на должность судьи ранее не совершал порочащих его поступков, сдал квалификационный экзамен и получил рекомендацию квалификационной коллегии судей.

Эти требования закона достаточны для кандидатов на должность cyдей районных (городских) судов, военных судов гарнизонов, соединений, армий и флотилий, арбитражных судов субъектов Российской Федерации.

Для кандидатов на должность вышестоящих судов установлены повышенные требования, что связано с большей сложностью осуществляем ими работы.

Во-первых, повышен возрастной ценз. Судьей среднего звена системы судов общей юрисдикции и системы арбитражных судов может быть лицо, достигшее 30 лет, а судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ — 35 лет. Судьей Конституционного Суда РФ может быть лицо, достигшее 40 лет. Во-вторых, более высокие требования предъявляются и к профессиональной подготовке. Судьей вышестоящих судов (как общей юрисдикции, так и арбитражных) может стать лицо, имеющее стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Для кандидатов на должность судьи Конституционного Суда РФ установлен стаж работы по юридической профессии 15 лет. Кроме того, он должен обладать признанной высокой квалификацией в области права. Это связано с тем, что Конституционный Суд РФ рассматривает такие дела, которые требуют применения разносторонних и глубочайших знаний, для овладения которыми недостаточно обычного высшего юридического образования.

Закон предъявляет определенные требования и к лицам, уже работающим судьями. Во-первых, судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы. Это требование является общим для всех должностных лиц и граждан, но в деятельности судей оно имеет особое значение. Во-вторых, судьи при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должны избегать всего, что может умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности справедливости и беспристрастности. Совершение позорящего поступка может послужить основанием для прекращения полномочий судьи. В-третьих, судья не может быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и другой творческой деятельности. Данное положение относится и к кандидатам на должность судьи, которые предупреждаются об этом. В случае, если они прекращают свое членство в партии, занятия предпринимательской деятельностью, они могут быть рекомендованы к назначению на должность судьи.

Для судей Конституционного Суда РФ установлены еще более жесткие требования. Судьи этого суда не имеют права осуществлять защиту, представительство в суде, арбитражном суде, иных органах, оказывать кому-либо покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей. Судья Конституционного Суда РФ не только не может быть членом политической партии, но и не имеет права поддерживать ее материально, вести политическую пропаганду, присутствовать на съездах. Он не может даже занимать руководящий пост в общественных объединениях, даже если они и не преследуют политические цели.

Все судьи военных судов должны состоять на военной службе и подчиняться требованиям воинских уставов с учетом особенностей, установленных Законом “О статусе судей РФ” и другими нормативными актами.

Механизм назначения на должность судьи включает в себя несколько этапов:

1) отбор и выдвижение кандидатов;

2) сдача квалификационного экзамена;

3) рассмотрение квалификационной коллегией заявления о даче рекомендации для занятия должности судьи;

4) вынесение заключения квалификационной коллегией о даче рекомендации или отказе в нем.

Положительное заключение представляется председателю соответствующего суда. В случае несогласия председателя суда с заключением оно возвращается для повторного рассмотрения. При повторном положительном заключении председатель суда вносит кандидатуру для дальнейшего рассмотрения.

Судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, с учетом мнения председателей этих судов.

Президент в месячный срок со дня поступления материалов назначает судей Федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ представляет для назначения Совету Федерации либо отклоняет представленную кандидатуру, о чем сообщает председателю соответствующего суда.

Судьи Конституционного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Представления о кандидатах на должность судей Конституционного Суда Президенту вправе вносить депутаты Совета Федерации и Государственной Думы, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, высшие судебные органы, федеральные юридические ведомства, юридические научные и учебные заведения.

Судья, впервые назначенный на должность, приносит торжественную присягу.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Подавляющее большинство дел рассматривается районным, городским, областными судами. Создание чрезвычайных судов не допускается. Судьи несменяемы, неприкосновенны, независимы и подчиняются только закону.

Разбирательство дела во всех судах открытое. В судопроизводстве осуществляются принципы состязательности и равноправия сторон. Предусмотрено участие присяжных заседателей в судопроизводстве — в случаях, предусмотренных федеральным законом. Присяжные заседатели участвуют, например в рассмотрении дел о тяжких преступлениях.

В систему судебной власти РФ входят следующие суды: Конституционный Суд РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.

1. Исключить согласование кандидатур судей с местными законодательными органами — их влияние возможно в виде делегирования юридической и научной общественности в квалификационные коллегии судей, где эта общественность будет составлять одну треть общего состава (это предложение очень коварно, за первую половину судьи голосуют двумя руками, со второй частью судейский корпус как минимум молчаливо не согласен. )

2. В субъектах федерации в квалификационных коллегиях судей должен быть один представитель Президента России

3. Ограничить срок пребывания в должности: для судей районных судов — 65 годами, остальных — 75 годами

4. Пребывание в должности председателя суда ограничить

а) для Верховного суда и Высшего арбитражного — 10 годами

б) для судов субъектов федерации — 7 годами

в) для районных судов — 5 годами

5. Проводить первичное назначение судей на 3 года (кроме лиц, назначаемых с судейских должностей и в высшие суды).

6. Установить порядок назначения и освобождения председателей районных судов (их замов) как не имеющих процессуальных полномочий по должности председателем ВС.

7. Сформулировать в законе перечень прав и обязанностей председателей судов всех уровней.

8. Предусмотреть возможность досрочного освобождения председателей судов с сохранением полномочий судьи, предусмотрев перечень оснований для такого освобождения.

9. В законе «О статусе судей» привести исчерпывающий перечень оснований для досрочного прекращения полномочий судьи.

10. Предусмотреть основания для осуществления медицинского освидетельствования судьи для определения его пригодности по состоянию здоровья.

11. В качестве основания для досрочного прекращения полномочий предусмотреть наличие судимости близких родственников при условии осведомленности судьи о преступном событии.

12. Предусмотреть возможность перевода судей федеральных судов с их согласия в суд того же уровня на равную должность в упрощенном порядке — приказом председателя ВС.

13. Дисциплинарная ответственность для судей, налагаемая в порядке, предусмотренном для досрочного освобождения.

14. Право возбуждения уголовного дела в отношении судей не только для генпрокурора, но и для его заместителей.

15. Установить, что привлечение судьи в качестве обвиняемого по уголовному делу, осуществления в отношении судьи следственных действий и оперативно- разыскных мероприятий, предусмотренных главами 22, 23 и 25 Конституции РФ, производится на основании судебного решения вышестоящим судом в коллегиальном составе.

16. Законодательно урегулировать регламент проверки профкачеств кандидата в судьи.

17. Принять Положение о конкурсе на замещение судейских вакансий.

18. Ввести принцип «роста судьи на месте», обеспечив его рядом мер, например, введением вознаграждения за квалификационный класс.

19. Для всех федеральных судей ввести должность помощников.

20. Отказ Квалификационной Коллегии Судей в приеме на должность судьи не может быть опротестован в судебном порядке.

При внимательном изучении можно понять следующее. Рабочая группа

а) продумала механизмы повышения ответственности судьи за отправление правосудия;

б) разделалась тремя абзацами с пожизненным статусом судей;

в) а главное, чтобы избежать волокиты, предложила отменить согласование новых кандидатур судей с законодательным органом субъекта РФ.

Принципиальна дискуссия о «пожизненном статусе судьи».

Считается, что если судья лишится «пожизненного статуса», он станет зависим, поскольку, скажем, торговать в ларек бывшего судью уже никто не пустит. Однако вопрос этот специально запутывается ньюсмейкерами, а проблема подменяется.

Изначально предложения были направлены не против пожизненного статуса судей, а против пожизненного статуса начальников судей — председателей судов и членов президиумов. Многие судьи сами говорят: уберите от нас пожизненных начальников, которые к тому же, вопреки логике правого государства, имеют право отменять судебные решения. Судя по всему, авторы концепции пытались с этим вопросом разобраться.

Однако конечный результат — это равнодействующая многих усилий. Это надо четко понимать.

Поправки в концепцию радикальной судебной реформы, которые делаются в дискуссии, организованной по правилам междусобойчика, диаметрально меняют ее суть. И даже не по злому умыслу — так функционирует бюрократия. Совет судей не только пытается сохранить пожизненный статус начальников, но и право Президиума отменять судебное решение. А реформаторы, вынимая одни «надсудебные органы», почему-то пытаются прибавить другой — Совет судебной власти.

«Интересно, что в » раздаточный материал» не попало еще одно фигурировавшее вначале предложение администрации Президента, — пишет «Страна.Ru». — Речь в нем шла о создании Совета судебной власти — некоего триумвирата из руководителей трех ветвей судебной власти. Совету предполагалось отдать очень важные функции. Например, в его ведение попадали решение вопроса о приостановке полномочий судей, разрешения на привлечение судьи к уголовной ответственности (сейчас находящиеся в руках квалификационной коллегии, состоящей исключительно из судей) и практически все вопросы материально-технического обеспечения судебной системы. Президиум Совета судей резко восстал против такого предложения, усмотрев в нем 17 января «попытки создать орган контроля, стоящий над судами», противоречащий Конституции и ограничивающий самостоятельность судебной системы.

Отвлечемся ненадолго от судебной реформы.

Либеральные журналисты «набросились» на Путина за то, что тот отозвал свой законопроект, ограничивающий права прокуратуры. «Беда в том, что у Путина явно отсутствует четкая позиция по ключевому вопросу объявленной им правовой реформы, — пишет Дмитрий Пинскер в журнале «Итоги». — Свидетельством тому та легкость, с которой глава государства уступает требованиям различных лоббистских группировок и вносит-отзывает столь принципиальный законопроект. Но беда еще и в том, — и это, наверное, самый главный вывод, который можно сделать из всей этой истории, — что Владимир Путин, демонстрируя жесткость и непреклонность в отношении бизнеса, СМИ и губернаторов, пасует перед силовиками, на которых за минувший год уже привык опираться».

После такого комментария можно сделать вывод, что прокуратура, отбив либеральную атаку, немыслимо укрепилась. В действительности, дело обстоит не так.. Работники прокуратуры тоже читают концепции и приходят к прямо противоположному к выводу, что прокурора из процесса скоро будут убирать. Коме тех случаев, когда сам прокурор инициирует судебное разбирательство и выступает истцом.

И дело не только в том, что, элементарно, они лишатся работы, а еще и в том, что судебный процесс лишается «стороны», представляющей в процессе позицию государственного органа. Хорошо это будет или плохо? Между прочим, сами заявители обычно требуют участия прокурора в процессах, по принципу «одна голова хорошо, а три лучше», и очень часто требуют коллегиального рассмотрения дела, особенно в тех случаях, когда считают, что попираются справедливость и принципы демократии.

Порядок назначения на должность судьи и наделение полномочиями судьи

Читайте также:

  1. IV. СОВЕТЫ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ БЕЛОРУССКОЙ ССР И ПОРЯДОК ИХ ИЗБРАНИЯ
  2. Автоматизация процесса назначения IP-адресов
  3. Брачно-семейные отношения. Условия и порядок заключения брака. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак
  4. Бухгалтерский баланс, его сущность и порядок отражения в нем хозяйственных операций
  5. В апреле 1912 г. Луцкевич ушел в отпуск и оставил должность инспектора народных училищ. Летом А.А.Луцкевич преждевременно умер.
  6. Виды инструктажей по охране труда, порядок их проведения. Проверка знаний работников по вопросам охраны труда
  7. Виды инструктажей по охране труда, порядок их проведения. Проверка знаний работников по вопросам охраны труда
  8. Виды отпусков и порядок их предоставления
  9. Виды отпусков, их продолжительность, порядок предоставления
  10. Виды риска. Аудиторский риск, его составные элементы и порядок оценки.
  11. ВЛИЯНИЕ ЦЕРКВИ НА ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК.
  12. Вопрос 1.Назначение и порядок проведения экологического аудита.

Правовой статус судей судов РФ, присяжных и арбитражных заседателей

Закон о статусе судей устанавливает, что судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе (п. 3 ст. 1).

Судейский корпус российской судебной системы включает:

судей федеральных судов:

— судов общей юрисдикции (включая военные суды);

судей судов субъектов РФ:

— судей конституционных (уставных) судов.

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, также сформулированы в Законе о статусе судей. Кандидат в судьи должен быть:

— гражданином Российской Федерации;

— не иметь гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

— иметь высшее юридическое образование;

— достичь возраста, установленного законом для занятия должности судьи соответствующего суда;

— иметь определенный стаж работы по юридической профессии, установленный законом для занятия должности судьи соответствующего суда;

— сдать квалификационный экзамен на должность судьи в соответствующей экзаменационной комиссии и др. (ст. 4).

Судья не должен иметь заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи. Для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование.

Кандидатом в судьи не может стать гражданин, имеющий или имевший судимости, либо уголовное преследование в отношении него должно быть прекращено по реабилитирующим основаниям; признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным, состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств, имеющий иные заболевания, препятствующие осуществлению полномочий судьи.

Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.

Кандидат, претендующий на должность судьи арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мирового судьи, должен достичь возраста 25 лет и иметь стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет (ст. 4 Закона о статусе судей).

Судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа должны иметь возраст не менее 30 лет и стаж работы по юридической профессии не менее семи лет. Судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ — достичь возраста 35 лет и иметь стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.

Судьи Конституционного Суда РФ — возраста не менее 40 лет и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет.

Об открытии вакансии на должность судьи председатель суда сообщает в соответствующую квалификационную коллегию судей. Квалификационная коллегия судей после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности указанных документов и сведений, и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких претендентов на должность судьи. Если в процессе проверки этих документов и сведений установлена их недостоверность, то гражданин, представивший такие документы и сведения, не может быть рекомендован на должность судьи.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный Законом о статусе судей порядок отбора претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина на должность судьи направляется председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

Председатель Верховного Суда РФ или Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ — каждый для своего сегмента судебной власти, направляют представление на претендента Президенту РФ.

Президент РФ по результатам рассмотрения представления назначает (наделяет судейскими полномочиями) судей федеральных судов общей юрисдикции (от районного до областного уровня), судей военных судов, судей арбитражных судов субъектов РФ, арбитражных апелляционных судов и федеральных арбитражных судов округов, председателей и заместителей председателей всех федеральных судов, за исключением судей, председателей и заместителей председателей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ (ст. 6 и 6.1 Закона о статусе судей).

Процедура назначения судей и руководителей высших судов (Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов РФ) несколько отличается от описанной, так как по законодательству РФ правом наделять граждан судейскими полномочиями в высшие суды обладает не Президент РФ, а Совет Федерации Федерального Собрания РФ.

Правовой статус судей и его содержание

Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом. Особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов РФ.

Статус судьи — совокупность требований, предъявляемых к претенденту на должность судьи, правил отбора кандидатов в судьи, норм, регулирующих правовое положение и ограничения, накладываемые на гражданина, облаченного судейскими полномочиями, его права, обязанности, гарантии и иммунитеты.

Конституционно-правовые основы статуса судьи сформулированы в Конституции РФ. Основное в этом статусе — независимость судьи. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120). Статус судьи является основным правовым средством обеспечения независимости судьи.

Судьи несменяемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом; судьи неприкосновенны. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Правовые нормы, обеспечивающие статус российского судьи можно разделить на три группы. Это нормы, обеспечивающие:

— гарантии независимости судьи в его процессуальной деятельности по осуществлению правосудия (гарантии процессуальной независимости судьи);

— организационно-правовые гарантии независимости судьи как субъекта самостоятельной государственной судебной власти;

— независимость социально-правового положения судьи как гражданина.

Гарантии процессуальной независимости судьи — установленная законом процедура осуществления правосудия, предусматривающая полную свободу и самостоятельность судьи в рамках судебного процесса; запрет под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; неподотчетность судьи непосредственно при осуществлении им правосудия и др.

Организационно-правовые гарантии независимости судьикак субъекта самостоятельной государственной судебной власти — это установленные законом порядок отбора кандидатов в судьи, ограничения гражданских прав и свобод судьи как гражданина, порядок продвижения по службе (судейская карьера), включая порядок присвоения квалификационных классов, неприкосновенность судьи, особый усложненный порядок привлечения судьи к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, а также применения в отношении судьи оперативно-розыскных мер, приостановления и прекращения полномочий судьи и т.д.

Все ограничения гражданских прав имеют своей целью устранить всякие основания, которые позволили бы усомниться в непредвзятости и независимости судьи при осуществлении правосудия, убрать возможность влияния на судью через любую форму зависимости от кого бы то ни было, и от чего бы то ни было.

За совершение дисциплинарного проступка на судью, за исключением судьи Конституционного Суда РФ, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:

— досрочного прекращения полномочий судьи.

При решении вопроса о мере дисциплинарной ответственности судьи учитываются все обстоятельства совершенного проступка, ущерб, причиненный авторитету судебной власти и званию судьи, личность судьи и его отношение к совершенному проступку.

Приостановление полномочий судьи — это временное отстранение судьи от исполнения судейских полномочий.

Решение о приостановлении полномочий судьи принимается квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:

— признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

— возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

— участие судьи в качестве кандидата в выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, представительный орган муниципального образования, а также главы муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления;

Законодательство о статусе судей различает два понятия, связанные с прекращением деятельности судьи по осуществлению правосудия:

1) прекращение полномочий судьи

Отставкой судьи по смыслу Закона о статусе судей признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу (п. 1 ст. 15).

Прекращение полномочий судьи по всем иным основаниям, предусмотренным ст. 14 Закона о статусе судей, отставкой не является. К таким основаниям относятся следующие:

— письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

— прекращение гражданства Российской Федерации, приобретение гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

— занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

— избрание судьи Президентом РФ, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, представительного органа муниципального образования, а также главой муниципального образования или выборным должностным лицом местного самоуправления;

— вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

— смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

Социально-правовые гарантии независимости судьи. Объем социально-правовой защиты судей установлен целым рядом российских законов, иных нормативных правовых актов и включает в себя:

— обеспечение жильем и компенсация расходов, связанных с наймом жилой площади;

— льготы при переходе на судейскую должность в другой суд; обеспечение служебным обмундированием;

— медицинское и санаторно-курортное обслуживание; специальные виды государственного страхования судей и пособий;

— ежемесячное возмещение в случае потери трудоспособности или гибели судьи; обеспечение жильем;

— обеспечение судьи и членов его семьи при уходе в отставку и в период отставки, которое состоит из выходного пособия, ежемесячного пожизненного содержания, медицинского и санаторно-курортного обслуживания.

Следующая
Условия трудаМинтруд: реестр организаций, проводящих спецоценку условий труда

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector