+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Периодичность прохождения повышения квалификации сотрудников организации

Обучение персонала — это развитие профессиональных знаний, умений и навыков сотрудников исходя из целей развития соответствующих подразделений, которые в свою очередь привязаны к стратегии компании. Обучение может быть разным по форме, содержанию и способу организации. Все это зависит от конкретных целей, временных и финансовых ресурсов.

Содержанием обучения могут быть как узкоспециальные профессиональные знания, управленческие и коммерческие навыки, так и корпоративные ценности. Обучение может проходить в форме лекций, семинаров, тренингов, а также в модной теперь дистанционной форме — посредством Интернета, когда обучаемые выполняют определенные задания и проходят тестирование на сайте обучающей организации, после чего по почте получают официальный документ о квалификации.

Возможны разные способы организации — силами внутренних специалистов и менеджеров, силами внутреннего тренера, с приглашением внешних преподавателей, тренеров, экспертов. Компании обычно используют смешанные формы обучения, а крупные организации создают для себя собственные учебные центры и корпоративные университеты.

Формы обучения персонала:

— Лекции используются, когда за короткое время нужно передать большой объем информации с возможностью ответа преподавателя на дополнительные вопросы. Это может быть информация о продуктах для менеджеров по продажам, теория управления для менеджеров, финансовые и юридические знания. Современные лекции обычно отличаются по форме от тех, которые раньше читались в институтах. Сейчас принято использовать интерактивные формы — проводить групповые дискуссии по рассматриваемой проблеме, предлагать к решению бизнес-кейсы. Кроме того, используется большое количество наглядных материалов — демонстрация слайдов, раздаточные материалы с основным содержанием курса и заданиями, актуальные статьи по теме.

— Семинары предполагают большую активность участников и используются в первую очередь, когда стоит задача совместного обсуждения проблемы, выработки общих решений или поиска новых идей. Наиболее известны и популярны такие мероприятия, как корпоративный семинар для развития корпоративной культуры, стратегические сессии, мозговой штурм. На рынке услуг предлагаются семинары по очень конкретным проблемам, возникающим в компаниях. Например, с приглашенными экспертами можно обсудить проблемы сбора долгов, оптимизацию документооборота, управленческий учет. Есть спрос и, естественно, предложение на очень узкие профессиональные вопросы.

— Тренинги главным образом используются для развития конкретных управленческих и коммерческих навыков — управление исполнением, планирование, делегирование, мотивирование, тайм-менеджмент, эффективные продажи, переговоры, презентация. Посредством тренингов также можно повысить личную эффективность сотрудников — ориентацию на результат, стрессоустойчивость, управление конфликтами, коммуникативные навыки, лидерство.

На тренингах более 70 процентов времени посвящено деловым играм и их анализу, а также закреплению наиболее эффективных стратегий поведения в типичных деловых ситуациях. Эффективность усвоения новой информации на тренингах несравненно выше, чем на лекциях и семинарах, так как новые знания здесь не только объясняются ведущим и обсуждаются участниками, но и проигрываются в различных примерах с постоянным контролем эффективности поведения и достигнутого результата. Повышению действенности тренингов способствует применение видеоаппаратуры, когда участники могут анализировать видеозапись деловых игр.

Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов.

Повышение квалификации проводится по специальности полученного высшего образования по дополнительным профессиональным образовательным программам повышения квалификации двух типов: повышения квалификации и краткосрочного повышения квалификации.

Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов) от 26 июня 1995г. № 610.

Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:

— Краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;

— Тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;

— Длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубления изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Профессиональная переподготовка – это приобретение дополнительных знаний и навыков в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, предусматривающими изучение научных и учебных дисциплин, разделов техники и новых технологий, необходимых для осуществления нового вида профессиональной деятельности и получения новой квалификации в пределах имеющегося у обучающихся профессионального образования.

— Согласно «Положению о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов» профессиональная переподготовка проводится с учетом профиля полученного образования специалистов и осуществляется по дополнительным профессиональным образовательным программам двух типов, один из которых обеспечивает совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности, другой – для получения дополнительной квалификации.

— Профессиональная переподготовка для выполнения нового вида профессиональной деятельности осуществляется на основании установленных квалификационных требований к конкретным профессиям или должностям по дополнительным профессиональным образовательным программам, формируемым образовательными учреждениями при лицензировании.

— Нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности должен составлять свыше 500 часов аудиторных занятий.

— Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится по дополнительным профессиональным образовательным программам, формируемым в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для присвоения дополнительной квалификации, устанавливаемыми Министерством образования Российской Федерации совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции, и реализуется для специалистов, освоивших одну из основных образовательных программ высшего или среднего профессионального образования, для которых предназначена данная дополнительная квалификация.

— Нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки для получения специалистами дополнительной квалификации должен составлять не менее 1000 часов трудоемкости.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Какая периодичность повышения квалификации?

Здравствуйте. периодичность повышения квалификации раз в 5 лет где прописано? Спасибо.

Вопрос относится к городу Южно-Сахалинск

Ответы:

Здравствуйте. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. № 37) регламентирует требования, предъявляемые к каждой конкретной должности, в том числе и к периодичности повышения квалификации.

Статья 196. Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников, по направлению работников на прохождение независимой оценки квалификации

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 03.07.2016 N 239-ФЗ)

Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 03.07.2016 N 239-ФЗ)

Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 03.07.2016 N 239-ФЗ)

Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, в том числе для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 03.07.2016 N 239-ФЗ)

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации работодатель должен предоставлять ему гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

(часть шестая введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 239-ФЗ)

Повышение уровня квалификации работников в организации

Повышение квалификации рабочих — это профессионально-техническое обучение рабочих, что позволяет расширять и углублять полученные знания, умения и навыки на уровне требований производства или сферы услуг [11]. Особенностью процесса повышения квалификации является то, что в этом случае преподаватели ведут занятия с рабочими, а не с учениками, же в профтехучилище или при первичной подготовки кадров в организации. Слушатели системы повышения квалификации имеют определенные знания, умения и практические навыки по выбранной профессии, поэтому они критически относятся к организации и содержания учебного процесса, пытаются прежде всего получить те новые знания, которые им нужны на рабочем месте.

Повышение квалификации имеет определенные преимущества перед первичной подготовкой и переподготовкой персонала. Повышение квалификации происходит в более короткие сроки по сравнению с первичной подготовкой или переподготовкой, что значительно удобнее для работников организации и стоит дешевле для работодателя. В 2013 г.. В Украине среди тех, кто прошел обучение на производстве, удельный вес лиц, повысили свою квалификацию, составила 83,8%. Дальнейшее повышение требований к качеству рабочей силы приведет более высокие темпы роста численности работников, повышать свою квалификацию, по сравнению с теми, кто будет проходить обучение по новым профессиям.

Планированию повышения уровня квалификации работников на предприятии должно предшествовать работа службы персонала по анализу эффективности использования рабочей силы в структурных подразделениях по профессиям и уровням квалификации, причин снижения среднего разряда рабочих, отставание разряда рабочих от разряда работ, возникновения брака продукции по вине рабочих и нерационального использования фонда рабочего времени и т.

Повышение квалификации рабочих в организации осуществляется по формам, приведенным на рис. 10.3.

Рис. 10.3. Формы повышения квалификации рабочих в организации

Производственно-технические курсы проводят с целью повышения уровня квалификации, углубление и расширение знаний, навыков и умений работников по имеющейся у них профессии до уровня, отвечающего требованиям производства. Успешное окончание курсов является необходимым условием для присвоения рабочим высшего квалификационного разряда (класса, категории) и профессионального роста. Это должно обеспечить материальное стимулирование работников к повышению квалификации, дифференциацию уровня заработной платы в зависимости от квалификации работников.

Комплектование учебной группы осуществляется с рабочих одной или родственных профессий близкой квалификации и примерно одинакового общеобразовательного уровня на основе заявлений работников и рекомендаций руководителя структурного подразделения. Занятия на курсах проводятся с группами рабочих численностью от 5 до 30 человек или индивидуально. Рабочие, которые направляются на производственно-технические курсы, должны иметь стаж работы по профессии в организации не менее одного года.

Продолжительность обучения на производственно-технических курсах определяется учебными планами и программами и не должна превышать одного года. Формы и метода организации и проведения теоретического и производственного обучения, формы итогового контроля аналогичные тем, что применяются в процессе подготовки и переподготовки рабочих кадров.

По профессиям, связанным с обслуживанием современной сложной техники и технологий, предприятия сверх указанных сроки повышения квалификации на производственно-технических курсах могут организовывать стажировку работников. Стажировка происходит на рабочих местах под руководством бригадира, мастера или другого высококвалифицированного рабочего.

Курсы целевого назначения организуются для изучения рабочими нового оборудования, изделий, товаров, материалов, услуг, современных технологических процессов и информационных технологий, средств механизации и автоматизации, используемых на производстве, правил и требований их безопасной эксплуатации, технической документации, эффективных методов организации труда, вопросам экономики, законодательных и нормативно-правовых актов и тому подобное.

Основными учебно-методическими документами по планированию курсов целевого назначения на производстве является учебная программа, график (расписание) проведения занятий.

Учебная программа курсов целевого назначения разрабатывается предприятием в соответствии со стратегией управления организацией, стратегии развития персонала, цели и задач повышения квалификации рабочих, может предусматривать теоретическое и практическое обучение. Учебная программа определяет перечень тем с указанием количества часов, отведенных на их изучение, содержание учебного материала. Программа курсов целевого назначения утверждается руководителем подразделения, в полномочия которого принадлежат функции профессионального развития персонала предприятия.

Комплектование учебных групп рабочими осуществляется в соответствии с тематической направленности курсов целевого назначения. Занятия на курсах проводятся в группах слушателей численностью от 5 до 30 человек или индивидуально. Продолжительность обучения на курсах целевого назначения для рабочих устанавливается в объеме не менее 8 учебных часов.

Обучение на курсах целевого назначения заканчивается итоговым занятием, если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами. Рабочим после окончания курса обучения выдается удостоверение.

Поддерживающее обучение рабочих организации является разновидностью повышения квалификации персонала в контексте подтверждения уровня компетентности работника, обеспечивает постоянное приведение в соответствие уровня его знаний, умений и практических навыков требованиям рабочего места, постоянно меняются в условиях экономики знаний. Этот вид обучения распространен среди рабочих тех предприятий, где предъявляются высокие требования к качеству продукции или услуг, на работах с повышенной опасностью.

Специальное обучение — это ежегодное изучение работниками, привлеченными к выполнению работ с повышенной опасностью или там, где есть потребность в профессиональном отборе, требований соответствующих нормативно-правовых актов по охране труда.

Повышение квалификации работников по вопросам охраны труда осуществляется по учебному плану и программе по предмету «охрана труда». Работники, привлеченные к выполнению работ с повышенной опасностью, теоретическую часть этого предмета во время повышения квалификации изучают объемом не менее 15 часов, а те, работа которых не связана с повышенной опасностью — не менее 8:00.

Продолжительность и содержание повышения квалификации работников определяются рабочими учебными планами и программами. При этом периодичность обучения рабочих на долгосрочных курсах повышения квалификации (72 часа и более) устанавливается обычно не реже одного раза в пять лет.

Периодичность краткосрочного повышения квалификации рабочих (менее 72 часов) устанавливается организацией в зависимости от производственной необходимости. Но желательно, чтобы эта периодичность была не реже одного раза в год. Достижение такого состояния на предприятии свидетельствует о том, что оно трансформировалось в организацию, учится.

Таблица 10.3

Всего работников, тыс. Человек

В том числе рабочих, тыс. Человек

% От общего количества тех, кто повысил квалификацию

Указанное обусловлено тем, что работодатели, решая вопрос о том, кого направить на повышение квалификации, предпочитают не рабочий, а руководителям, профессионалам и специалистам. Такой подход не способствует повышению уровня профессионального мастерства рабочих.

Работодатели в условиях усиления конкуренции на рынке все больше предпочитают повышению квалификации персонала в учебных заведениях, несмотря на более высокую в них стоимость обучения квалификации работников. Это свидетельствует о том, что именно такая форма повышения квалификации обеспечивает высокое качество обучения, а значит, и более высокий уровень конкурентоспособности рабочей силы.

В странах с развитой рыночной экономикой периодичность повышения квалификации персонала составляет один раз в три-пять лет и является одним из решающих условий выживания компании в жесткой конкурентной борьбе. В этом показательно опыт США в профессиональном обучении рабочих. В этой стране в нерабочее время учится 26-43% рабочих в зависимости от квалификационного уровня. Частные компании США, прежде всего крупные корпорации, все чаще рассматривают расходы на образовательные программы как непременную часть своей долгосрочной экономической стратегии [21, с. 78].

Обучение рабочих вторым ( смежным ) профессиям — это обучение лиц, уже имеющих профессию, с целью получения новой профессии с начальным или более высоким уровнем квалификации [23, с. 17]. Оно направлено на повышение конкурентоспособности рабочей силы.

Если исходить из сущности повышения квалификации, когда повышается разряд рабочего (или профессиональное мастерство в пределах разряда) по имеющейся у него профессии, то освоение смежных профессий, кажется, не имеет ничего общего с повышением квалификации. Но здесь важно, что это за профессии и с какой целью человек овладевает их [20, с. 193].

Если рабочий изучает смежные профессии, тесно связанные с основной, то есть они касаются комплекса взаимосвязанных работ, на выполнении которых начинает специализироваться работник, то это можно рассматривать как повышение квалификации кадров. Если изучаются далекие друг от друга профессии (вторые, третьи и т.д.) как

условие мобильности рабочего, предпосылка его трудоустройства на другое рабочее место, то это уже переподготовка рабочих.

Школы передовых приемов и методов труда создаются в целях массового овладения рабочими приемами и методами труда передовиков и новаторов производства, а также коллективов, достигших высоких технико-экономических показателей. Учатся в этих школах обычно рабочие одной или смежных профессий. Подготовка в школах предусматривает практические занятия на рабочем месте, проводимых передовиками и новаторами производства, а также теоретические занятия (консультации). Последние осуществляются специалистами организации.

Учебные программы для школ передовых приемов и методов труда разрабатываются и утверждаются организацией. Подготовка в этих школах проводится с отрывом от работы и завершается итоговым занятием.

Курсы бригадиров создаются с целью повышения уровня квалификации бригадиров (звеньевых) по вопросам применения прогрессивных форм организации и стимулирования труда, повышение эффективности производства и качества продукции, анализа результатов работы бригады, законодательства о труде, управление коллективом, а также из других производственных вопросов. На курсах бригадиров осуществляется и подготовка резерва бригадиров. Направление работников на эти курсы с целью подготовки резерва бригадиров проводится по рекомендации руководителей соответствующих структурных подразделений с учетом мнения совета бригады.

Для повышения профессионального мастерства рабочих широко используются кружки и группы качества, лектории, выставки, систематическое обучение (самообразование ) и другие формы повышения квалификации рабочих.

Кружки и группы качества получили заметного распространения в Японии и других развитых индустриальных странах [24, с. 104]. Они обеспечивают непрерывное «развивающее» обучение, тесно связано с решением практических задач по совершенствованию техники, технологии, организации производства. Рабочие получают в кружках и группах качества навыков творческого поиска и активности.

Кружки качества, в состав которых входят несколько работников, рассматривают ряд проблем (иногда специфических, в частности сокращение расходов сырья на конкретной стадии производства), проводят эффективный мозговой штурм и находят правильные решения. Для стимулирования творческого мышления здесь также могут использоваться элементы соперничества и различные поощрения (например, группа, которая предложила лучшую идею, получает денежную премию) [25, с. 123].

Такая форма повышения квалификации рабочих усиливает творческий эффект на основе рационального разделения и кооперации труда в группе с учетом способностей и наклонностей каждого ее члена, повседневную тесное сотрудничество специалистов инженерных служб и рабочих, направленную на достижение общей цели — повышение эффективности производства, укрепляет трудовую мотивацию через развитие и реализацию творческих стимулов, а также расширение возможностей для социального самоутверждения рабочих.

Соответствующие записи о повышении квалификации работников вносятся в трудовую книжку работника.

Показателями, характеризующими эффективность повышения квалификации рабочих в организации, являются: удельный вес рабочих, повысивших свой уровень квалификации в общем количестве рабочих; периодичность повышения квалификации рабочих на производственно-технических курсах; соотношение учащихся по долгосрочным и краткосрочным формами повышения квалификации; доля тех, кто повысил разряд (категорию, класс) в общем количестве рабочих, прошедших повышение квалификации; удельный вес расходов на повышение квалификации работников в общей сумме затрат организации на обучение работников; рост производительности труда; снижение процента брака, текучести кадров.

Выводы

Профессиональное обучение рабочих на производстве осуществляется в виде формального, неформального и информального обучения. Формальное обучение персонала осуществляется в соответствии с образовательно-профессиональным программам и сроком обучения, мерами государственной аттестации, что подтверждается получением соответствующих документов.

Неформальное обучение — это систематизированное обучение по целям, продолжительности и средств обучения. По его результатам субъект подтверждение выдает лицу, подтвердила квалификацию, свидетельство или сертификат о присвоении (подтверждении) рабочей квалификации. Информального обучение происходит где угодно: на рабочем месте, в семейном кругу или во время досуга. Относительно целей, продолжительности и мер поддержки оно неструктурированным и в основном неосознаваемым.

В Украине с целью регулирования обучение персонала на производстве принят Закон Украины «О профессиональном развитии работников». В нем определены основные термины по развитию персонала, государственную политику в этой сфере, что должно способствовать активизации соответствующей деятельности предприятий.

Первичная профессиональная подготовка рабочих на производстве осуществляется по рабочим учебным планам и программам, которые разрабатываются и утверждаются работодателем на основе типовых учебных планов и программ. Она проводится на предприятиях в форме курсового или индивидуального обучения.

Формальное обучение рабочих в организации завершается квалификационной аттестацией. Она предусматривает составление лицами квалификационных экзаменов. Подтверждение результатов неформального обучения лиц по рабочим профессиям осуществляться предприятиями (субъектами подтверждение) независимо от формы собственности.

Переподготовка рабочих — это профессионально-техническое обучение, направленное на овладение другой профессии рабочими, которые получили первичную профессиональную подготовку. На переподготовку работников в настоящее время приходится большая часть тех, кто проходит на производстве обучение по новым профессиям.

Повышение квалификации рабочих — это профессионально-техническое обучение их, что позволяет расширять и углублять полученные знания, умения и навыки на уровне требований производства или сферы услуг. Оно осуществляется по следующим

формами: производственно-технические курсы, стажировки, курсы целевого назначения и смежных профессий, школы передовых приемов и методов труда, курсы бригадиров, кружки и группы качества, другие формы повышения квалификации рабочих, определяются организацией. Повышение квалификации работников охватывает большую часть тех, кто проходит обучение на производстве.

Формальное обучение; типы, виды, формы формального профессионального обучения; неформальное обучение; информального обучения; курсовое и индивидуальное обучение; дуальная система подготовки; квалификационная аттестация; учебно-производственная база; переподготовка рабочих; модульная система обучения; повышение квалификации; производственно-технические курсы.

Следующая
Повышение квалификацииБудет ли повышение МРОТ в 2 раза: чем грозит

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector