+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда

Для чего нужна программа

Руководитель предприятия или организации обязан создавать оптимальную и безопасную производственную среду (ст. 163 Трудового кодекса РФ). План мероприятий по охране труда на 2019 год — обязательный нормативный документ для любой организации, если затраты на охрану труда значительны и есть намерение возместить их в ФСС. Наличие документа позволит уменьшить страховые взносы на производственный травматизм в ФСС. Уменьшение возможно на сумму финансирования мер по улучшению условий и сокращению несчастных случаев на производстве.

Ежегодно до 1 августа компания может подать заявление в ФСС в произвольной форме. Порядок возмещения затрат на улучшение условий работы регламентируется Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами (приложение к Приказу Министерства труда и соцзащиты РФ от 10.12.2012 № 580н). Программа по улучшению условий труда на текущий год будет основным документом для возврата взносов на травматизм за прошлый год. Вернуть можно до 20 % фактически перечисленных средств. Перечень дополнительных документов определяется тем же Приказом в зависимости от мероприятий, затраты на которые будут компенсированы.

Какие НПА устанавливают требования

Разработка плана улучшений условий труда регламентируется следующими законами и нормативными актами:

  1. Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон № 197-ФЗ от 30.12.2001 (ст. 212, 226).
  2. Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2012 № 181н (содержит перечень мероприятий, которые могут быть включены в план по улучшению условий работы).

В ст. 226 ТК РФ говорится, что производственное предприятие должно тратить не менее 0,2 % производственных расходов на улучшение условий и охрану труда. Перечень мероприятий утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ № 181н от 01.03.2012. Локальный годовой план мероприятий и определяет, на что будут потрачены средства. Формируется этот плановый документ ежегодно (или раз в два-три года). Порядок его разработки и утверждения вносится в положение об охране труда.

Хорошие и безопасные условия обеспечиваются:

  • рациональным распределением нагрузки между работником и оборудованием;
  • использованием разумных норм работы и отдыха;
  • улучшением технологических процессов и оборудования;
  • подбором профессиональных кадров.

Какие мероприятия по улучшению условий могут быть

Перечень мероприятий по улучшению условий труда закреплен в Приказе № 181н. Перечислим некоторые:

  • специальная оценка рабочих условий;
  • модернизация оборудования;
  • монтаж защиты оборудования от внешних факторов;
  • совершенствование систем сигнализации и оповещения;
  • обеспечение работников специальными средствами защиты от негативных факторов (спецодежда должна быть изготовлена в России и из российских материалов);
  • обучение охране труда (речь идет об опасных производственных объектах и обязательном обучении сотрудников в соответствии подпунктом «в», п. 3 Правил, утв. Приказом № 580н);
  • нормативное освещение рабочих мест;
  • оснащение пунктами первой медицинской помощи;
  • устройство зон для отдыха;
  • установка автоматов с питьевой водой;
  • проведение обязательных профилактических медосмотров.

Приведенный список не является исчерпывающим. Полный перечень улучшений можно посмотреть в Приказе. Он носит рекомендательный характер и предлагает классификацию по группам:

  • организационные;
  • санитарные;
  • технические;
  • общие;
  • частные;
  • индивидуальные.

Как составить план мероприятий

Разработка плана по улучшению условий работы состоит из нескольких этапов:

  • создается рабочая группа, которая будет заниматься формированием перечня направлений совершенствования условий и охраны труда;
  • издается специальный приказ, регламентирующий выполнение работы и определяющий ответственных лиц;
  • разрабатывается проект плана мероприятий по улучшению ОТ;
  • проект плана проходит согласование;
  • принятие и утверждение готовой программы и сметы на ее выполнение.

Важной частью подготовки плана мероприятий по улучшению ОТ на следующий год будет грамотно сформированная смета расходов. Затрачиваемая сумма будет зависеть от:

  • вида деятельности организации;
  • необходимости проводить оценку рабочих мест;
  • наличия предписаний контролирующих органов;
  • проводимых модернизационных мероприятий.

Сформированной рабочей группе для определения необходимых мероприятий и оптимизации их перечня необходимо:

  • провести анализ выполненных мероприятий за предыдущий год и проанализировать расходы;
  • составить план процедур;
  • подготовить смету расходов;
  • согласовать и утвердить смету с соответствующими подразделениями предприятия.

Перед началом планирования следует провести более детальный анализ:

  • расходов на ОТ и на производство продукции, услуг;
  • карт спецоценки условий работы;
  • раздела 8 актов о расследовании несчастных случаев — «Мероприятия по устранению причин несчастного случая»;
  • имеющихся предписаний надзорных органов;
  • имеющихся договоров на закупку средств защиты, проведение медосмотров, обучение работников, специальную оценку рабочих условий.

Анализ позволит оценить предстоящие расходы и вероятные сверхплановые потребности. Их нужно учесть в смете.

Кто разрабатывает план

На каждом предприятии в соответствии с законодательством существуют ответственные за ОТ. Чем больше предприятие, тем сложнее служба ОТ. Специальное подразделение, в соответствии с ст. 217 ТК РФ, создается, если количество работающих превышает 50 человек.

В процесс управления охраной труда и промышленной безопасностью на предприятии вовлечены абсолютно все руководители и специалисты организации. Выделяют три уровня управления системой:

  • высшее звено — руководитель и его заместители, главный инженер, главные специалисты;
  • среднее — руководители структурных подразделений, механики и технологи;
  • младшее — прорабы, мастера, бригадиры.

Рабочая группа, которая будет разрабатывать программу по улучшению рабочих условий, формируется из их числа. Состав утверждается руководителем и фиксируется в приказе.

Соблюдение утвержденного плана будет под контролем государственных органов, профсоюзов, сторон коллективного договора, непосредственно службы охраны труда.

Требования к плану

Приказ Минздравсоцразвития № 181н предлагает типовую форму. При разработке проекта по улучшению условий труда на предприятии следует руководствоваться принятой в организации системой планирования. Структура плана должна учитывать требования статьи 226 ТК РФ и содержать информацию о финансировании запланированных направлений.

Он должен включать в себя информацию об ответственных за его реализацию лицах. Как правило, ими будут руководители подразделений и специалисты, перечисленные в качестве ответственных лиц в Положении об ОТ.

Важной частью плана улучшения условий труда являются сроки его реализации в целом и отдельных его мероприятий в частности.

Как утвердить план

Подготовленный и оформленный проект проходит согласование всех заинтересованных подразделений на предприятии. Затем оформляется акт при участии профсоюзной организации. Этот этап не обязателен, но на крупных предприятиях присутствует.

Детально обсуждаются мероприятия и предстоящие затраты на улучшения. Вносятся необходимые изменения.

План мероприятий может быть оформлен как раздел коллективного соглашения или договора. В него вносятся все ответственные за его исполнение. План оформляется в итоговый документ, подписывается руководителем. Затем идет утверждение приказом по предприятию.

В отчетные документы по СОУТ должен входить перечень мероприятий по улучшению условий труда

Зачем и как эксперт составляет перечень

Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда работников — обязательная часть отчета о СОУТ (далее — Перечень мероприятий). Перечень мероприятий составляет экспертная организация, которая проводит СОУТ, чтобы указать работодателю, как устранить или уменьшить воздействие на работников вредных производственных факторов (п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», далее — Закон № 426-ФЗ).

Обратите внимание

Эксперт сделает формальные рекомендации, если комиссия работодателя не будет участвовать в процессе

При этом закон не содержит конкретных указаний о том, как составлять Перечень мероприятий. Но есть утвержденная табличная форма, которую используют эксперты (приложение 3 к приказу Минтруда от 24.01.2014 № 33н). Таблица состоит из шести граф, но экспертная организация самостоятельно может заполнить только первые три. В них указывают содержание рекомендуемых мероприятий и их цели, а также номера и наименование соответствующих рабочих мест.

Оставшиеся графы может заполнить только комиссия работодателя по проведению СОУТ. В графах комиссия прописывает сведения о сроках выполнения мероприятий, о привлекаемых для этого подразделениях организации, а по истечении запланированных сроков ставит отметки о выполнении того или иного мероприятия. Подписывают Перечень мероприятий эксперты, которые проводили СОУТ, и все члены комиссии работодателя.

При этом в законе нет прямого указания, когда работодатель должен заполнять свою часть Перечня мероприятий — до или после подписания отчета о СОУТ. Логично предположить, что назначить срок и ответственных он может еще до подписания, а вот поставить отметку о выполнении — только после.

Пример. Результаты СОУТ показали повышенный уровень общей вибрации на рабочих местах механического цеха. Эксперт порекомендовал работодателю выстелить полы в цехе виброшумопоглощающими панелями с целью снижения вибрации. Это мероприятие эксперт и указал в перечне. Работодатель определил, что привлечет к реализации мероприятия отдел АХО, а срок исполнения установил до конца текущего года. Пример заполненного перечня на с. 117.

Какие мероприятия указать в перечне — определяет эксперт, исходя из расположения рабочего места, реализуемых технологических процессов, применяемого оборудования и т. п. При этом эксперт должен учитывать, насколько реально работодателю выполнить рекомендованные мероприятия.

Комиссия помогает экспертной организации тщательно изучить технологические процессы, лучше узнать фактические условия производства, организует консультации с ответственными лицами и т. д.

Пример. На рабочем месте кузнеца установили класс условий труда 3.3 по производственному фактору «шум». Превышение громкости было из-за шумного производственного оборудования — паровоздушного молота. Его механизм был частично неисправен.

Экспертная организация разработала мероприятия по улучшению условий труда. В том числе предложила заменить паровоздушный привод оборудования электрогидравлическим, облицевать стены производственного помещения звукопоглощающими материалами, а вместо берушей использовать более эффективные СИЗ, например наушники с активным шумоподавлением.

План мероприятий эксперты обсудили с ответственными лицами работодателя и членами комиссии. Совместно рассмотрели все предложения с учетом финансового положения работодателя и особенностей производства, выбрали разумные альтернативы. Например, вместо облицовки всех стен звукопоглощающими панелями решили использовать шумопоглощающие экраны, которые ограничивали бы только рабочую зону, а вместо покупки нового оборудования предусмотрели ремонт действующего. Для каждого из мероприятий определили ответственных, установили сроки реализации и занесли всю информацию в Перечень мероприятий.

Совместная работа экспертов и комиссии помогла сделать Перечень мероприятий практическим, а не формальным. Работодателю было несложно выполнить рекомендации. По итогам следующей спецоценки условия труда на рабочем месте кузнеца улучшились до класса 3.1.

Обязан ли работодатель выполнить мероприятия из перечня

Закон не требует выполнять предложения конкретно из перечня. С другой стороны, у работодателя есть обязанность реализовывать мероприятия по улучшению условий труда с учетом результатов СОУТ (п. 6 ч. 2. ст. 4 Закона № 426-ФЗ). Каким именно образом нужно выполнять это требование, четко не установлено. Поэтому реализовать рекомендованные мероприятия из Перечня — один из способов выполнить такую обязанность.

Можно ли оспорить Перечень мероприятий

Председатель комиссии утверждает отчет о СОУТ вместе со всеми вложениями, в том числе и Перечень мероприятий. Подписи членов и председателя комиссии подтверждают, что никаких претензий к содержанию документов у компании нет. Поэтому экспертная организация примет возражения по Перечню мероприятий только до утверждения отчета, после оспорить его уже не получится.

Если работодатель не может выполнить рекомендации из Перечня мероприятий или считает, что они будут неэффективны на его предприятии, он может издать соответствующий приказ по организации. Там он должен определить порядок реализации результатов СОУТ. Порядок введет в действие отчет о СОУТ в части гарантий и компенсаций, приведения штатного расписания в соответствие с указаниями квалификационных справочников и т. д. Но в части Перечня мероприятий установит ограниченный порядок, согласно которому работодатель и будет выполнять устраивающие его предложения эксперта.

Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий и охраны труда

СОУТ — 2019: перечень мероприятий по улучшению условий труда

Тезисы
1. Комиссия компании и сторонние эксперты — только совместная работа
2. Как определить содержание мероприятия
3. Пример установления вредных условий труда по производственному фактору «шум»

Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда работников (далее — Перечень), на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда (далее — СОУТ), в силу нормы пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ (далее — Закон № 426-ФЗ), является одной из обязательных составляющих отчета о проведении СОУТ. Форма Перечня установлена приложением № 3 (приложение) к приказу Минтруда России «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» от 24 января 2014 года № 33н (далее — Методика № 33н).

Приложение 1

Форма Перечня рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда работников

Наименование структурного подразделения, рабочего места

Наименование мероприятия

Цель мероприятия

Срок выполнения

Структурные подразделения, привлекаемые для выполнения мероприятия

Отметка о выполнении

Дата составления:
Председатель комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Члены комиссии по проведению специальной оценки условий труда:

Эксперт(-ы) организации, проводившей специальную оценку условий труда:

(N в реестре экспертов)

(N в реестре экспертов)

Перечень как один из документов отчета составляется экспертной организацией (в терминах Закона № 426-ФЗ — «организацией, проводящей специальную оценку условий труда»), согласно части 1 статьи 15 Закона № 426-ФЗ.

Сегодня действующее законодательство по СОУТ не содержит конкретных указаний по порядку составления Перечня. Тем не менее, учитывая, что форма Перечня содержит графы, которые могут быть заполнены только ответственными лицами работодателя, а не экспертной организацией (графы 4, 5, 6 таблицы, приложение 1), а также то, что Перечень подписывается в том числе и членами комиссии работодателя по проведению СОУТ, представляется совершенно очевидной необходимость совместной работы комиссии и сотрудников экспертной организации по составлению Перечня. Однако практика проведения СОУТ, накопленная с момента вступления в действие Закона № 426-ФЗ (с 01.01.2014), свидетельствует, что такая совместная работа фактически не производится.

Это обусловлено, во-первых, тем, что ни Закон № 426-ФЗ, ни Методика № 33н не определяют механизмов взаимодействия экспертной организации и комиссии в ходе проведения СОУТ.

Указание на необходимость регламентирования работы комиссии локальным актом работодателя содержится в части 2 статьи 9 Закона № 426-ФЗ, однако данное положение носит, скорее, декларативный характер. По крайней мере, с 2014 года автору крайне редко попадались разработанные, утвержденные и, главное, «рабочие» локальные документы, содержащие соответствующие положения по организации работы комиссии.

Во-вторых, ни Закон № 426-ФЗ, ни Методика № 33н не устанавливают необходимости обучения членов и председателя комиссии по вопросам организации, проведения и оформления результатов СОУТ, как это было предусмотрено ранее, при аттестации рабочих мест по условиям труда. В свою очередь, данное обстоятельство практически полностью исключает возможность участия в непосредственной работе по СОУТ в целом (а не только в составлении Перечня), в том числе и совместно с экспертной организацией, членов и председателя комиссии. В итоге эта работа сводится к простому подписанию и утверждению документации, самостоятельно (или при некоторой помощи специалиста по охране труда, также входящего в состав комиссии) составляемой экспертной организацией в рамках исполнения заключённого с работодателем договора.

Указанные обстоятельства применительно к рассматриваемым в настоящей статье вопросам приводят к тому, что экспертные организации при оформлении отчета о проведении СОУТ, составляя таблицу Перечня, заполняют только графы 1, 2 и 3 (см. приложение 1) и передают ее для подписи членам и председателю комиссии. При этом пустыми остаются графы 4, 5 и 6, видимо, подразумевается возможность их последующего заполнения вручную комиссией, что противоречит указаниям части 1 статьи 15 Закона № 426-ФЗ и представляет собой потенциальный риск привлечения экспертной организации и работодателя к административной ответственности, предусмотренной статьями 14.54 и 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Следует также отметить, что действующим законодательством в сфере СОУТ не предусмотрена необходимость издания работодателем локального нормативного акта, утверждающего результаты проведенной СОУТ и устанавливающего механизмы их реализации, в том числе и реализации мероприятий, указанных в Перечне (при проведении аттестации рабочих мест такая обязанность предусматривалась).

При этом очевидно, что, помимо прочего, заполнение граф 4, 5 и 6 таблицы Перечня может быть произведено только после составления и утверждения упомянутого локального акта, в то время как, следуя логике, данный акт может быть (в отсутствие установленной обязанности — только при желании работодателя) издан только после составления отчета о проведении СОУТ в полном объеме, в том числе и при заполнении граф 4, 5 и 6 Перечня.

К сожалению, это только одно из многочисленных логических противоречий действующего законодательства о СОУТ, которое практически с момента вступления в силу требует уточнения и пересмотра.

Впрочем, указанные риски привлечения экспертной организации и работодателя к административной ответственности за нарушение требований порядка проведения СОУТ в части составления Перечня рекомендуемых мероприятий носят в значительной степени гипотетический характер. В первую очередь это обусловлено массовостью данных нарушений.

Вероятно, указанные риски могут быть реализованы только в случае, когда органами контроля и надзора при проверке не будут отмечены какие-либо иные нарушения в процедурах и отчетных документах по итогам СОУТ, что в условиях несовершенства законодательства о СОУТ маловероятно.

Основной графой Перечня является графа «Наименование мероприятия», содержащая конкретные мероприятия, рекомендуемые по итогам проведения СОУТ на том или ином рабочем месте.

Практика показывает, что, определяя их номенклатуру, экспертная организация исходит из необходимости указания в Перечне (а также в строке 050 карты СОУТ) мероприятий, соответствующих производственным факторам, по которым установлены вредные и (или) опасные классы условий труда, и направленных на их устранение либо минимизацию последствий их воздействия на работников.

Содержание мероприятия определяется экспертной организацией применительно к конкретным условиям данного рабочего места — технологические процессы, оборудование, инструменты, приспособления, материалы, сырье, расположение рабочего места и др. Кроме того, мероприятие должно исходить из реальных возможностей работодателя по выполнению соответствующих рекомендаций, каковые возможности, в свою очередь, определяются на основе тщательного изучения существующих технологических процессов, а в необходимых случаях — и по итогам консультаций с ответственными лицами работодателя, в том числе и членами комиссии. При этом для повышения релевантности предлагаемых мероприятий фактическим условиям производства можно, например, рекомендовать использование успешно применяющейся в процедурах риск-анализа градации способов контроля рисков в соответствии с иерархией эффективности применяющихся методов (таблица 1).

Таблица 1

Способы контроля рисков согласно иерархии эффективности

Ликвидация опасности

Модификация конструкции / Механизация и автоматизация процессов / Выключение (исключение) процесса, материала

Замена

Замена опасного процесса, материала на менее опасный / Снижение последствий

Технические средства контроля

Вентиляция / Ограждения / Блокировка / Защита

Организационные мероприятия

Знаки / Маркировка / Обучение / Процедуры

Средства индивидуальной защиты (СИЗ)

Применение СИЗ (в крайнем случае, как временная, аварийная мера)

В качестве примера рассмотрим, реальный случай установления вредных условий труда 3-й степени (класс условий труда 3.3) по производственному фактору «шум (эквивалентный уровень звука)» в отношении рабочего места кузнеца на молотах и прессах.

С полной версией статьи читатель может познакомиться в журнале «Охрана труда и пожарная безопасность» №3 (март), 2019

Автор: Роман Владимирович Ушаков, заместитель генерального директора по научно-методической работе, руководитель службы технического контроля департамента охраны труда EcoStandard group

Следующая
Условия трудаАгентство технической экспертизы условий труда - АТЭ СПб

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector