+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Оплата труда государственных гражданских служащих

Для гражданских служащих установлена особая система оплаты труда. В отличие от Трудового кодекса Российской Федерации, где говорится о заработной плате, оплате труда гражданских служащих именуется денежным содержанием.

Говоря об особой системе оплаты труда гражданских служащих, следует подчеркнуть, что правовая природа оплаты труда гражданских служащих и оплата труда работников организаций, регламентируемая Трудовым кодексом РФ, едина. Несмотря на различное наименование это, по существу, оплата труда осуществляемого по определенной специальности, квалификации и должности. И в том, и в другом случае оплата труда состоит из постоянной части (должностной оклад, тарифная ставка) и переменной части (надбавки к должностному окладу и премии). Их соотношение, условия и порядок выплаты основаны на общих требованиях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Отмечая некоторые особенности оплаты труда тех или иных категорий гражданских служащих следует отметить, что оплата труда зависит от уровня квалификации гражданского служащего и продолжительности стажа его гражданской службы.

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства российской Федерации, а государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

К дополнительным выплатам относятся:

· ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах:

· при стаже от 1 года до 5 лет – 10%

· от 5 лет до 10 лет – 15%

· от 10 лет до 15 лет – 20%

· ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;

· ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;

· премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента;

· ежемесячное денежное поощрение;

· единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указам Президента Российской Федерации.

Размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об индексации размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы принимается Президентом Российской Федерации.

Размеры окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъектов Российской Федерации также ежегодно индексируются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации о бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции.

Источником оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, является фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

В соответствии со ст.51 Закона о государственной гражданской службе при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусма2триваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):

· оклада за классный чин – в размере четырех должностных окладов;

· ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе – в размере четырнадцати должностных окладов;

· ежемесячный процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну – в размере полутора должностных окладов;

· премий за выполнение особо важных и сложных заданий – в размере двух окладов денежного содержания;

· ежемесячного денежного поощрения – в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента российской Федерации;

· единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи – в размере трех окладов денежного содержания.

Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

193.42.108.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Понятие, состав и порядок оплаты труда государственных гражданских служащих

Денежное содержание работников государственной гражданской службы устанавливается централизованно. В соответствии статьей 50 федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из должностного оклада в соответствии с замещаемой им должностью и оклада за классный чин, которые составляют оклад денежного содержания, а также из дополнительных выплат. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента РФ по представлению Правительства РФ. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения.

На уровне субъекта РФ должностные оклады и оклады за классный чин устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта РФ.

К дополнительным выплатам относятся:

1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах:

Это важно знать:  Повременно-премиальная система оплаты труда: пример расчета

при стаже гражданской службы

  • 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;
  • 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;
  • 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);
  • 5) ежемесячное денежное поощрение;
  • 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента РФ.

Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.

Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя.

В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент).

По отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда гражданских служащих, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте.

Согласно статье 51 федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):

  • 1) оклада за классный чин — в размере четырех должностных окладов;
  • 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе — в размере трех должностных окладов;
  • 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы — в размере четырнадцати должностных окладов;
  • 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, — в размере полутора должностных окладов;
  • 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий — в размере двух окладов денежного содержания;
  • 6) ежемесячного денежного поощрения — в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента РФ;
  • 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи — в размере трех окладов денежного содержания.

Основным и единственным источником денежного содержания гражданских служащих является государственный бюджет. Глава государства, обращаясь с посланием к Федеральному Собранию РФ еще в 1998 г., четко определил финансовые источники оплаты труда государственных служащих: «Финансирование всех государственных органов, государственных внебюджетных фондов и Центрального банка Российской Федерации должно осуществляться исключительно за счет средств соответствующего бюджета. Антиконституционна и практика участия органов государственной власти в коммерческой деятельности. Если органам государственной власти законом разрешено оказывать платные услуги, то средства от их оказания должны поступать в соответствующий бюджет и расходоваться на общегосударственные цели».

Оплата труда государственных гражданских служащих

Оплата труда государственных гражданских служащих

Оплата труда является одной из подсистем государственной гражданской службы. Проведение политики оплаты труда должно быть согласовано с другими подсистемами. Важнейшей из них является кадровая политика государственного органа.

Кадровая политика государственного органа направлена на создание главного ресурса государственного управления – профессионального, работоспособного, высоконравственного, интеллектуального, действующего на правовой основе государственного аппарата, на формирование рациональное использование кадрового потенциала государственной гражданской службы.

На политику в оплате труда оказывает влияние то, насколько она адекватна кадровой стратегии государственного органа в целом и ежедневной кадровой работе.

При этом надо учитывать, что государственная служба является не формой занятости населения, а формой обеспечения реализации государственной власти.

Государственные гражданские служащие соответственно не являются типичными работниками по найму. Услуги, оказываемые государственными гражданскими служащими, коренным образом разнятся со сферой услуг народного хозяйства. При подготовке государственных управленческих решений, государственные гражданские служащие используя права определенные должностными полномочиями могут предлагать различные формы государственного принуждения.

Специфика труда государственных гражданских служащих накладывает отпечаток на используемых понятиях и требует уточнения не только определений, но и сущностных сторон денежного содержания государственных гражданских служащих.

Система оплаты труда подчинена выполняемым функциям и выступает средством их реализации. Изменение функций вызывает изменение в системе, а прежде всего в структуре оплаты труда.

Заработной плате присуще четыре функции: воспроизводственная, стимулирующая, социальная и учетно-производственная. Все функции взаимосвязаны и лишь в своей совокупности позволяют правильно понять природу заработной платы.

Воспроизводственная функция заработной платы призвана обеспечить воспроизводство рабочей силы.

Мотивационная функция заработной платы направлена на стимулирование высокопроизводительного труда персонала государственной службы.

Социальная функция заработной платы связана с реализацией принципа социальной справедливости в обществе.

Учетно-производственная функция характеризует меру живого труда в процессе образования цены товара или услуги.

Важным элементом, лежащим в основе величины заработной платы, является обычно степень профессиональной квалификации работника.

Лишь в старшей и младшей группе должностей категории «обеспечивающие специалисты» допускается наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности гражданского служащего. Во всех остальных случаях необходимо наличие высшего профессионального образования.

В системе государственной гражданской службы оплата труда обеспечивается путем связи размеров заработной платы с квалификацией через установление квалификационных требований к замещаемым должностям. Отсутствие гласности в распределении фонда оплаты труда на гражданской службе является своеобразной организационной технологией, позволяющей ограничить влияние социальной функции на служебное поведение государственных гражданских служащих.

Размеры оплаты труда индексируются в административном порядке одновременно по всей структуре должностей государственной гражданской службы. Индексация должностных окладов производится в зависимости от уровня инфляции и возможностей государственного бюджета и представляет собой инструмент власти, а не активизацию мотивационной и социальной функции оплаты труда.

Это важно знать:  Заявление на выплату зарплаты на карту (образец)

Важно отметить принципы оплаты труда государственных гражданских служащих.

Осуществление принципа единства означает одинаковый подход в оплате труда ко всем государственным гражданским служащим в течение их служебной карьеры, что позволяет избегать дискриминации занятых в сфере государственного управления.

Это принцип подтверждает право государственных гражданских служащих с одинаковой профессиональной подготовкой и уровнем профессиональных знаний и умений замещать равные должности государственной службы и получать равное денежное содержание.

Принцип единства позволяет государственным гражданским служащим, замещающим одинаковые категории и группы должностей государственной службы, получать равные оклады денежного содержания.

Принцип нормативности в организации денежного содержания прямо следует из императивного характера института государственной службы: разрешено только то, что прямо прописано в нормативно-правовых актах.

При федеративном типе устройства государства в организации денежного содержания должны быть четко отрегулированы вопросы горизонтальной и вертикальной компрессии.

Вертикальная компрессия отражает разницу между высшим и низшим уровнями денежных выплат государственным служащим в рамках одного государственного органа или реестра должностей гражданской службы. При наличии всех должностей государственной службы – это отношение выплат в высшей группе должностей к выплатам младшей группы должностей. Считается, что для недопущения социальной напряженности в коллективе, разрыв в денежных выплатах внутри одной организации не должен превышать 8 крат. С учетом специфики профессиональной служебной деятельности государственных служащих и значительных различий в мерах ответственности по группам замещаемых должностей государственной службы этот разрыв в системе государственной службы может быть доведен до 10 раз.

Принцип горизонтальной компрессии отражает степень, в которой различается денежное содержание государственных гражданских служащих одного и того же ранга или уровня в одном и том же или разных государственных органах.

Горизонтальная компрессия отражает уровень дифференциации размеров денежного содержания государственных служащих по субъектам Федерации. В Южном федеральном округе – 3,4 (в Волгоградской области – 22,8 тыс. руб.; в Республике Северная Осетия-Алания – 6,7 тыс. руб.).

Принцип обеспечения конкурентоспособности государства как работодателя предполагает сравнение денежного содержания государственных служащих и его соотношения на рынке труда с заработной платой работников соответствующей специальности и квалификации негосударственного (коммерческого) сектора экономики.

Федеральные законы от 01.01.01 года «О системе государственной службы Российской Федерации» и от 01.01.01 года «О государственных гражданских служащих Российской Федерации» сочетают в себе элементы европейской модели (размер денежного содержания зависит от стажа на государственных гражданских служащих) и англосаксонской (вводятся премии за выполнение особо важных и сложных заданий, максимальный размер которых не ограничен, особый порядок оплаты труда в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности).

Впервые на законодательном уровне закреплен механизм особого порядка оплаты труда по результатам деятельности, вводятся премии за выполнение особо важных поручений.

Государственные гражданские служащие получают денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. При этом положения Трудового кодекса РФ распространяются на государственных гражданских служащих только в той части, которая не регулируется нормами названных выше специальных федеральных законов.

Денежное содержание государственного гражданского служащего является основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности.

В Федеральном законе закреплена сложная структура денежного содержания государственных гражданских служащих, включающая должностной оклад и оклад за классный чин, дополнительные выплаты и иные дополнительные выплаты. Должностной оклад и оклад за классный чин вместе составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего. Дополнительные выплаты зависят от наличия у служащего определенной выслуги лет, сложности выполняемой им работы, успешности выполнения служащим поставленных перед ним задач и т. д.

К дополнительным выплатам относятся:

1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размере от 10 до 30%;

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;

3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющую государственную тайну;

4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

5) ежемесячное денежное поощрение;

6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь.

Что касается структуры денежного содержания государственных гражданских служащих, то основными элементами денежного содержания гражданского служащего являются должностной оклад и оклад за классный чин, которые составляют оклад месячного денежного содержания.

Должностной оклад является главным элементом денежного содержания любого служащего и зависит от должностной позиции, замещаемой гражданским служащим.

Оклад за классный чин представляет собой вознаграждение государственного гражданского служащего за соответствующий уровень профессиональной подготовки, отвечающий квалификационным требованиям по занимаемой должности гражданской службы, навыки и знания, которыми он обладает. Размеры надбавки которого зависит от присвоенного государственному гражданскому служащему классного чина.

Дополнительные выплаты устанавливаются в процентном соотношении к должностному окладу. К ним относятся: Ежемесячная надбавка за выслугу лет является дополнительной выплатой госслужащему за продолжительную службу в органах государственной власти, иных государственных органах, а также приравненных периодов работы и иной деятельности, включаемых в установленном порядке в стаж государственной службы.

Размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет составляет от 10 до 30 процентов и зависит от стажа государственной гражданской службы.

Надбавка за особые условия гражданской службы выплачивается государственному гражданскому служащему за прохождение службы в неблагоприятных условиях, а также за сложность, напряженность труда, специальный режим работы.

Размер ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы не может превышать 200 % должностного оклада гражданского служащего.

Обычно в органах государственной власти вводится дифференцированные процентные шкалы по расчету и выплате надбавки за особые условия гражданской службы, предельные размеры которых варьируются в зависимости от замещения гражданским служащим определенной группы должностей.

Порядок выплаты надбавки за особые условия гражданской службы устанавливаются локальными нормативно-правовыми актами госоргана. Конкретные размеры устанавливает представитель нанимателя.

Это важно знать:  Оплата труда при совмещении должностей

Размеры и порядок выплаты госслужащим ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, определены постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. N 573 «О предоставлении социальных гарантий, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны».

Размер надбавки составляет до 75% в зависимости от степени секретности. Выплата ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, производится после получения гражданским служащим соответствующего допуска.

Премии за выполнение особо важных и сложных заданий введены Федеральным законом впервые. Эти премии выплачиваются в порядке и размере, установленных представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций госоргана, исполнения должностного регламента.

Формально размер премий максимальным размером не ограничивается. Премирование государственных гражданских служащих производится, как правило по итогам службы за месяц, квартал и за год.

Новым элементом денежного содержания гражданских служащих является ежемесячное денежное поощрение. Оно выступает формой материального стимулирования добросовестного, полного и успешного выполнения служебных обязанностей по замещаемой должности и относится к выплатам премиального характера.

Ежемесячное денежное поощрение исчисляется, исходя из коэффициентов к должностным окладам соответствующих категорий государственных гражданских служащих Размеры ежемесячных денежных поощрений в Федеральных государственных органах варьируются от 1 до 14 должностных окладов в зависимости от замещаемой должности гр. служащего. В РСО – Алания от 1 до 3,6 должностных окладов.

К дополнительным выплатам также относятся единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих в размере трех окладов денежного содержания. Условия и порядок выплаты устанавливаются локальными нормативно правовыми актами федеральных госорганов и госорганов субъектов РФ.

В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона о государственной гражданской службе производятся другие выплаты (иные выплаты). Так, законодательные акты многих субъектов РФ включают в денежное содержание государственного гражданского служащего выплату ежемесячных надбавок за ученую степень, предоставление государственным гражданским служащим субсидий на приобретение жилой площади, возмещение расходов с санаторно-курортным обслуживанием и т. д.

Законодательство о государственной гражданской службе для отдельных категорий государственных гражданских служащих, предусматривает особые условия оплаты труда.

При таком базовом окладе ежемесячные поощрения и премии являются скорее формой компенсации, а не стимулирования результативности профессиональной деятельности.

Многообразие выплат, которые могут включаться в оплату труда гражданских служащих, порождает определенные трудности в планировании расходов государственного органа. Для преодоления этих трудностей используется понятие фонда оплаты труда, который определяет максимальную сумму расходов госоргана на эти цели.

Источником формирования фонда оплаты труда является средства, выделенные из бюджетов соответствующих уровней. Оплата труда государственных гражданских служащих из других источников, также как и выплаты из фонда оплаты труда на другие цели не допускаются. При неиспользовании средств фонда оплаты труда полностью в текущем году неиспользованные средства подлежат изъятию в бюджеты соответствующих уровней.

Правовое обеспечение денежного содержания государственных гражданских служащих характеризуется сочетанием федерального, регионального и локального регулирования.

В соответствии с правовое регулирование государственной гражданской службы субъектов РФ отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов. При этом в Федеральных законах допускается регулирование вопросов денежного содержания государственных гражданских служащих, как законами субъектов РФ, так и иными нормативными правовыми актами. Федеральный законодатель установил, что размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственного гражданского служащего субъекта РФ устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта РФ. В результате в законодательстве субъектов РФ обозначились разнообразные подходы к установлению формы и содержания базовых нормативных правовых актов об оплате труда государственных гражданских служащих субъектов РФ.

Важным атрибутом являются классные чины. Классный чин, прежде всего, форма квалификационного отличия должностей, дифференцированная по трем классам с соответствующим размером оклада за каждый класс. Классный чин свидетельствует об уровне сложности задач и функций, о мере полномочий и ответственности, которые присущи конкретной должности или группе.

Оплата труда во многом зависит от классификации должностей, как и оклад за классный чин, многие выплаты по оплате труда гражданских служащих дифференцируются по группам должностей.

После политико-экономических преобразований в российском обществе возродился институт государственной гражданской службы. Гражданская служба выделилась в особый вид профессиональной деятельности граждан. Государственные гражданские служащие обеспечивают деятельность лиц, замещающих государственные должности, и государственных органов трех ветвей государственной власти. Следовательно, их деятельность регулируется государственно-служебными отношениями, распространяющими на управленческие отношения внутри государственного аппарата и на управленческие отношения с неопределенным кругом лиц, на который направлены государственные решения, подготавливаемые государственными гражданскими служащими. Эти управленческие отношения имеют вид не столько социально-трудовых, сколько государственно-властных отношений.

Оплата профессиональной служебной деятельности в этом случае не является ценой труда или ценой оказываемых услуг. Глава государства назначает государственным гражданским служащим денежное содержание. Оно назначается исходя из ряда принципов. Во-первых, оно не может не учитывать действие основных рыночных законов – спроса и предложения, свободного перемещения рабочей силы и т. д. Так на теоретико-методологическом уровне формируются общие принципы. Во-вторых, денежное содержание, назначаемое гражданскому служащему, должно соответствовать принципам организации института государственной службы при федеративном устройстве государства и отражать специфику денежных выплат в органах власти и управления. В-третьих, практика денежного содержания формируется на предметно-практическом уровне при помощи единичных принципов.

Денежное содержание, являясь особым видом существования заработной платы государственных гражданских служащих, выполняет все основные функции оплаты труда – воспроизводственную, мотивационную, социальную и учетно-производственную.

Следующая
Заработная платаЕсли день выплаты зарплаты выпадает на воскресенье

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector