+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Обеспечение прав граждан в деятельности сотрудников ОВД

Цель занятия: раскрыть понятие конституционно-правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации; рассмотреть международные и российские стандарты в области защиты прав и свобод человека, механизмы обеспечения и защиты прав человека; определить место и роль, задачи и функции органов внутренних дел в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина; рассмотреть правовые основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в деятельности правоохранительных органов, а также вопросы защиты прав свобод человека и гражданина в соответствии с Федеральным законом «О полиции».

Учебные вопросы:

1. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации. Международные и российские стандарты в области защиты прав и свобод человека. Механизмы обеспечения и защиты прав человека.

2. Место и роль, задачи и функции органов внутренних дел в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Правовые основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в деятельности правоохранительных органов. Защита прав свобод человека и гражданина в соответствии с Федеральным законом «О полиции».

Вопрос 1. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации. Международные и российские стандарты в области защиты прав и свобод человека. Механизмы обеспечения и защиты прав человека.

Конституционно-правовой статус человека и гражданина — это совокупность его прав, свобод и обязанностей, закрепленных в Конституции и обеспеченных государственной защитой и иными гарантиями.

Прежде чем рассматривать права человека и гражданина, необходимо соотнести между собой категории «человек», «личность», «гражданин».

Понятие «человек» характеризует его с биологической стороны как индивида с физиологическими свойствами, как представителя живого мира.

Понятие «личность» характеризует человека с социальной стороны как осознающего себя, свое место и роль в обществе, ответственность перед ним (возможны случаи, когда человек в силу различных объективных и субъективных причин не обладает качествами личности, например, признан судом недееспособным вследствие психического заболевания).

Понятие «гражданин» характеризует человека с юридической стороны как находящегося в устойчивой правовой связи с конкретным государством.

Права человека – охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение его интересов. Это универсальная категория, вытекающая из самой природы человека возможность пользоваться наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования. Права человека – общесоциальное понятие, отражающее наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности.

Правам человека присущи следующие признаки:

— они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни и окружающей среды;

— складываются объективно и не зависят от государственного признания;

— принадлежат индивиду от рождения;

— имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные;

— являются непосредственно действующими;

— признаются высшей социальной ценностью;

— выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания;

— представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага;

— их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.

Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное существование, достаточно лишь факта рождения и совсем не обязательно, чтобы человек обладал качествами личности и гражданина; для реализации большинства других прав требуется, чтобы он был гражданином, личностью.

Права гражданина – это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством (в отличие от этого права человека не всегда выступают как юридические категории; они могут существовать и как моральные, социальные понятия независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной).

Свобода личности – это тоже право гражданина, но выражающее собой лишь отсутствие каких-либо препятствий, стеснений.

Положение личности определяется разнообразными социальными нормами (моральные, политические, религиозные, правовые и др.), которые опосредуют ее связи с обществом в целом. Все это характеризует собой общественное положение личности. Частью этого положения является правовой статус, который характеризует отношения личности только с государством.

Под правовым статусом личности, понимается юридически закрепленное положение человека, в обществе, его права, свободы, и обязанности, установленные законодательством и гарантированные государством.

Различают общий, специальный и индивидуальный правовые статусы.

Общий правовой статус (конституционный) – это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется Конституцией и является единым и одинаковым для всех. Конституционное право определяет правовой статус личности во всех основных сферах жизни общества и государства.

Специальный правовой статус – это статус лица, принадлежащего к определенной категории граждан (военнослужащие, судьи, депутаты, государственные служащие, сотрудники органов внутренних дел); он позволяет осуществлять специальные функции. По сравнению с общим специальный статус включает в себя как ограничения, так и преимущества и льготы в зависимости от служебного и иного положения лица.

Индивидуальный статус – это статус конкретного лица, отражающий совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности (в зависимости от пола, возраста, семейного положения, места жительства и т. д.).

Конституция охватывает наиболее важные отношения между индивидом и государством – основные права, свободы и обязанности. Нормы других отраслей права регламентируют эти отношения более детально. Необходимо подчеркнуть, что при этом конституционный статус является исходным, базовым, все остальные статусы производны от него или дополняют его.

Конституция РФ гарантирует равенство прав своим гражданам только на территории России и только тех прав, которые установлены Конституцией России. Это означает, что, несмотря на обязанность государства защищать своих граждан за пределами своей территории, оно не может гарантировать им всей полноты прав за пределами государственной границы, поскольку там действуют законы других государств.

Положение личности в обществе определяется не только правовыми нормами, но и другими видами социальных норм и называется общественным статусом.

Правовой статус личности составляет лишь часть ее общественного статуса и относится исключительно к ее качеству человека и гражданина, к связям личности с государством и с обществом в целом. Но статус человека характеризует одновременно и его связь с государственно-организованным обществом. Если человек – это разумное психофизиологическое и биосоциальное существо, живущее в обществе, то понятие «личность» как научная абстракция подчеркивает факт наиболее полного отделения человека от природы, его опосредованное отношение к природе, определяемое конкретно-историческими условиями и отличающееся определенным уровнем отношений с обществом. Гражданин же – это личность, действующая в политической жизни, имеющая политические права, свободы и обязанности.

Конституционно-правовой статус личности это задаваемое нормами национального права действительное, юридически оформленное положение человека в его взаимоотношениях с государством и обществом.

Конституционный статус личности – это ядро правового статуса личности, определяемое конституционными нормами. Конституционно-правовой статус закрепляется нормами всех отраслей российского права. Дело в том, что основные права, свободы, обязанности людей определяют содержание всех других их юридических прав, обязанностей, должны в них развиваться.

Существуют несколько подходов к определению структуры правового статуса личности, в соответствии с которыми она включает различный набор элементов. Одни ученые включают непосредственно в правовой статус личности гражданство. Другие считают гражданство как определенное политико-юридическое состояние предпосылкой, определяющей правовой статус индивида в полном объеме, без каких-либо изъятий.

Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации представляет собой комплексный институт конституционного права, включающий следующие элементы:

1) правосубъектность, включающая правоспособность и дееспособность;

2) конституционные права, свободы и обязанности личности;

3) гражданство или иную политико-правовую связь лица с государством;

4) конституционные гарантии и ответственность;

5) принципы правового статуса личности.

К предмету конституционного права относится закрепление основ правового статуса личности. Это в прямой форме выражено в ст. 64 – заключительной статье главы 2 Конституции РФ, – где отмечается: «положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации».

Основы правового положения личности представляют собой комплексный государственно-правовой институт, составной частью которого являются основные права, свободы и обязанности граждан.

Для характеристики правового статуса личности имеют значение не только закрепленный за человеком фактический объем прав и свобод, но и те начала, принципы, на основе которых осуществляется их использование.

Таким образом, правовое положение человека и гражданина – положение человека и гражданина в обществе и государстве, урегулированное нормами права. Конституционное положение (статус) – задаваемое конституционными нормами положение человека и гражданина в обществе и государстве.

Система конституционных прав и свобод.

Конституционные права и свободы – это закрепленные в Конституции и гарантированные государством возможности, позволяющие каждому человеку и гражданину свободно и самостоятельно избирать вид и меру своего поведения.

Существует мнение, что конституционные права, свободы и обязанности в совокупности составляют государственно-правовой институт, ибо они все закрепляют место человека, его положение в обществе и государстве. Конституционные права, свободы и обязанности фиксируют правовое положение граждан не в целом, а лишь его основы.

Основными они являются потому, что опосредуют наиболее существенные, коренные отношения между государством и его гражданами в связи с их местом в важнейших областях жизни и деятельности. Но, будучи основными по содержанию, соответствующие юридические возможности могут стать таковыми по форме, если они будут закреплены в Основном законе государства.

Наибольшее значение имеет традиционная классификация соответствующих прав, свобод и обязанностей по содержанию:

– личные или гражданские права, свободы и обязанности (ст. 19–28 Конституции РФ);

– политические (ст. 29–33 Конституции РФ);

– социально-экономические и культурные (ст. 34–44 Конституции РФ) (возможно наименование «социально-культурные»).

Личные права, свободысоставляют первооснову правового статуса личности. Они охватывают фундаментальные аспекты личности, выражают гуманистические основы жизни общества, защищают пространство личной жизни человека, индивидуальную свободу от вмешательства извне. Большинство из них носят абсолютный характер, т. е. являются не только неотъемлемыми, но и не подлежащими ограничению. Отсюда повышенный уровень гарантий и охраны этих прав и свобод.

Большинство конституционных прав, свобод являются личными, да и коллективные права, например, право на объединение, осуществляются в результате личных усилий индивидов, поэтому выделение группы личных прав и свобод имеет особое значение. Они личные в том смысле, что направлены на защиту людей как физических существ, на обеспечение неприкосновенности способов их личного бытия и возможности активно защищать собственные интересы в разных инстанциях. Среди личных прав и свобод – право на жизнь, достоинство личности, личная свобода и неприкосновенность, в том числе неприкосновенность частной жизни, право на личную и семейную тайну, право на защиту чести и доброго имени человека, право на неприкосновенность жилища, право самостоятельно определять и указывать свою национальную принадлежность, право на свободный выбор места пребывания и жительства в пределах РФ, право на свободный выезд за пределы РФ и на беспрепятственное возвращение обратно, свобода совести, свобода вероисповедания.

Политические права, свободы связаны с обладанием гражданства государства в отличие от основных личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку. Связь политических прав и свобод с гражданством не означает, что они вторичны, производны от воли государства. Так же как и личные права и свободы человека, государство признает, соблюдает и защищает политические права и свободы (ст. 2 Конституции РФ).

Естественный характер этих прав вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Эта важнейшая основа конституционного строя реализуется через политические права и свободы каждого гражданина.

К политическим правам, свободам относятся право на народное представительство, право избирать и быть избранным, право голоса на референдумах, право иным образом принимать участие в выборах и референдумах, право нормотворческих инициатив, право на осуществление местного самоуправления, свобода мысли и слова, право на поиск, получение, передачу, производство, распространение информации, свобода массовой информации, право на объединение, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, право на участие в управлении делами государства, в том числе право на доступ к государственной службе и на участие в отправлении правосудия, право на личные и коллективного обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, право на защиту Отечества и др.

Социально-экономические права и свободыпризваны дать возможность людям свободно искать, находить источники дохода и поддержки жизнедеятельности собственной и своих близких. Советская концепция прав человека исходила из первичности этой группы прав. Современное конституционное законодательство выдвигает на первое место личные права, что следует хотя бы из порядка расположения прав, обязанностей в гл. 2 Конституции РФ. Вначале личные права, затем публичные, только потом – социально-экономические права.

Первостепенное значение в числе социально-экономических прав принадлежит праву частной собственности, включая право на объекты интеллектуальной собственности, орудия, средства производства. Вместе с правом собственности в центре социально-экономических прав находится право на свободный труд, означающее, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Конституция запрещает принудительный труд. Советские конституции говорили о запрете эксплуатации человека человеком. Следовательно, сегодня эксплуатация как присвоение продуктов чужого труда частными собственниками допускается, однако если только она носит добровольный, а не подневольный характер и осуществляется в рамках закона.

Ориентир на развитие свободной гражданской экономики тесно увязан в Конституции РФ с той частью прав, что направлены на обеспечение социально-экономических гарантий малоимущим, полностью или частично нетрудоспособным.

Социально-культурные права и свободынацелены на обеспечение людям возможности творческого развития, приобщения к потребностям своего и других народов, цивилизаций, приумножения и совершенствования культурной среды. В их числе право пользования родным языком, право на свободный выбор языка, свободы воспитания, обучения и творчества, право на свободный выбор и распространение религиозных и иных убеждений, право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.

Обеспечение прав человека в деятельности ОВД

В структуре деятельности любого государственного органа вопросы обеспечения прав и свобод граждан занимают значительное место, поскольку это их важнейшая конституционная обязанность. Но решение данных вопросов не входит в круг основного содержания деятельности большинства органов, а подчинено выполнению конкретных задач, являясь одним из условий, способствующих нормальному функционированию государственного органа и достижению поставленных целей.

Среди всего разнообразия различных органов существуют специальные, которые образованы для защиты граждан от преступных посягательств, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности.

В соответствии с компетенцией на органы внутренних дел возложено осуществление довольно широкого круга задач. В качестве основных задач милиции выступают следующие: обеспечение общественной и личной безопасности граждан и охрана общественного порядка (Закон РФ «О полиции», Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении», ФЗ«Об оружии» и др.). Объектами личных прав в этой сфере деятельности милиции выступают такие индивидуальные блага, как жизнь человека, его здоровье, свобода и личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, предметов частной собственности; защита прав и свобод гражданина, интересов общества и государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и других правонарушений; раскрытие и расследование преступлений и осуществление розыска лиц, скрывшихся от следствия и суда (Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности») и др.

Основным видом работы органов внутренних дел в механизме обеспечения прав и свобод личности является их правоохранительная деятельность; предупреждение, выявление, раскрытие, расследование преступлений и иных правонарушений, посягающих на права и свободы граждан.

Содержание охраны прав и свобод граждан применительно к деятельности органов внутренних дел включает в себя предупреждение и профилактику нарушений прав и свобод личности, а также «устранение препятствий, не являющихся правонарушениями и мешающих нормальному осуществлению прав и свобод граждан».

5. Профессионально-этические требования к руководителям ОВД.Руководитель ОВД должен:

1)быть примером неукоснительного соблюдения принципов и норм Кодекса;

2)помнить о традициях, чести и долге российского офицерства, носителем и продолжателем которых он является;

3)считать своей главной привилегией личную ответственность за безусловное выполнение оперативно-служебных задач, обучение и воспитание подчинённых.

Статус должности, занимаемой руководителем, должен подкрепляться его личным авторитетом.

Подлинный авторитет руководителя создаётся его безупречной репутацией, профессиональной компетентностью, служебным опытом, требовательностью и принципиальностью в сочетании с гуманным и уважительным отношением к подчинённым.

Культура профес-го поведения руководителя опред-ся степенью развития его интеллекта, широтой эрудиции, обширностью интересов, уровнем образован-ти и воспитанности.

Позитивный моральный облик руководителя основывается на профессионально-нравственных качествах: честности, порядочности, самокритичности, требовательности, доброжелательности, обязательности, ответственности, принципиальности, справедливости.

Требования профес-ой этики обязывают руководителя:1)соблюдать права и свободы сотрудника как человека и гражданина;

2)относиться к сотруднику как к личности, признавая его право иметь собственные профессиональные суждения;3)проявлять высокую требовательность, принципиальность в сочетании с уважением личного достоинства;4)устанавливать справедливую, равномерную служебную нагрузку на личный состав;

5)помогать сотрудникам словом и делом, оказывать моральнопсихологическую помощь и поддержку, вникать в запросы и нужды;

6)использовать в полной мере психолого-педагогические подходы и методы в воспитательной работе с личным составом;

7)информировать личный состав о складывающейся морально-психологической обстановке в подразделении;

8)регулировать взаимоотношения в служебном коллективе на основе принципов и норм профессиональной этики;9)пресекать интриги, слухи, сплетни, проявления нечестности, подлости, лицемерия в служебном коллективе;

10)рассматривать без промедления факты нарушения норм и принципов профессиональной этики и принимать по ним объективные решения;

11)принимать беспристрастные, справедливые и объективные решения по социально-бытовым проблемам и вопросам поощрения личного состава;

12)организовывать выработку и реализацию комплекса мер по профилактике конфликтов;

13)обращаться к подчинённым, называя их по специальному званию и фамилии или только по специальному званию, добавляя в последнем случае перед специальным званием слово «товарищ», либо по имени и отчеству и только на «вы»;

14)контролировать соблюдение сотрудниками этикетных норм в оформлении и содержании служебных помещений;

15)оставаться скромным в потребностях и запросах, как на службе, так и в быту.

В случае, если подчинённый оказался в трудной жизненной ситуации, его начальник призван оказать всемерную помощь и поддержку. Руководитель не имеет морального права:

1)перекладывать свою ответственность на подчинённых;

2)использовать служебное положение руководителя в личных интересах;

3)проявлять формализм, чванство, высокомерие, грубость, применять рукоприкладство по отношению к подчинённым;

4)создавать условия для наушничества и доносительства в коллективе.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

основная программа профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц среднего и старшего начальствующих составов органов внутренних дел, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел по должности служащего «Полицейский» (на базе среднего юридического образования или высшего неюридического образования).

Тематический план

№ п/пНаименование темВсего часовТеоретич. занятияПрактич. занятияФорма контроля
6.1.Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел
Контрольно-проверочное занятие
Всего:

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 6.1. Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел

Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации. Международные и российские стандарты в области защиты прав и свобод человека. Механизмы обеспечения и защиты прав человека. Место и роль, задачи и функции органов внутренних дел в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Правовые основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в деятельности правоохранительных органов. Цели ограничения прав и свобод человека в соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации.Права и свободы человека, не подлежащие ограничению при любых обстоятельствах. Защита прав свобод человека и гражданина в соответствии с Федеральным законом «О полиции».

Особенности защиты и обеспечения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, в том числе в особых условиях и при проведении массовых спортивных мероприятий.

Виды уполномоченных по правам человека в Российской Федерации, их правовой статус, компетенция и взаимодействие с органами внутренних дел. Правовые основы взаимодействия органов внутренних дел с Общественной палатой Российской Федерации, средствами массовой информации, общественными объединениями.

Правовые основы деятельности общественных советов при органах внутренних дел. Порядок организации отчетов должностных лиц органов внутренних дел перед органами государственной власти, местного самоуправления и гражданами.

ЛИТЕРАТУРА

Нормативные правовые акты:

1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/

3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966г//URL: ttp://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5429/

4. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от
4ноября 1950 г.//URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_30222/

5. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (ред. от 27.07.2014 г.)

6. Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»
(ред. от 03.07.2016 г.) // СПС Консультант Плюс.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 03.07.2016г. № 354-ФЗ) // СПС Консультант Плюс

8.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. 01.09.2016 № 374-ФЗ)// СПС Консультант Плюс.

9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. №63-ФЗ (ред. от 06.07.2016 г. № 375-ФЗ)

10. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 6.07.2016).

11. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 6.07.2016 № 375-ФЗ).

12. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (ред. от 31.01.2016) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.

13. Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»// СЗ РФ, 11.04.2005. № 15. Ст. 1277. (ред. от 28.11.2015 г.)

14. Федеральный закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности» (ред. от 28.11.2015 г.) // СПС Консультант Плюс

15. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 31.07.2016) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) // СПС Консультант Плюс

16. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (ред. от 06.07.2016) // СПС Консультант Плюс.

17. Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2006 г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (ред.28.11.2015 г.) // СПС Консультант Плюс.

18.УказПрезидента Российской Федерации от 23 мая 2011 г. № 668
«Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах» // «Российская газета». Федеральный выпуск № 5489. 27 мая 2011 г. (ред.24.07.2015 г.)

19. Постановление Правительства РФ от 24.10.2002г. № 769 «Об утверждении Правил расходования средств на мероприятия по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации при невозможности установления приглашающей стороны» (с изм. на 1.07.2012 г.). // СПС Консультант Плюс

20. Приказ МВД России от 15 августа 2011 г. № 939 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 2011 г. № 668». (ред.17.09.2015 г.)

21. Приказ МВД России от 2 августа 2012 г. № 754 «О порядке посещения без специального разрешения членами общественных советов при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах помещений, занимаемых органами внутренних дел, а также мест принудительного содержания подозреваемых и подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, задержанных лиц, лиц, подвергнутых административному аресту». (ред.12.02.2012 г.)

22. Приказ МВД России от 31 августа 2011 г. № 988 «Об утверждении порядка присутствия членов общественных советов при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах при проведении должностными лицами органов внутренних дел личного приема граждан».

23. Приказ МВД России от 30 августа 2011 г. № 975 «Об организации и проведении отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России». (ред.10.03.2016 г.)

24. Закон Вологодской области от 28.12.2012 г. № 2947-ОЗ «Об уполномоченном по правам человека в Вологодской области». // СПС Консультант Плюс

Основная:

1. Румянцев Н.В., Кикоть В.Я., Берекашвили Л.Ш., Игнатов В.П., Коршунов Н.М. Обеспечение прав и свобод человека правоохранительными органами Российской Федерации. Учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2012.

2. Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел (профессиональная подготовка полицейских) : учебник в 2 ч. / под общ. ред. В. Л. Кубышко. Часть 1. – М. : ДГСК МВД России, 2014.

Дополнительная:

1. Обеспечение прав человека в деятельности ОВД: учебник / Под общ. ред. Ю.В. Анохина, В.Я. Кикотя. – М.: ЦОКР МВД России, 2010.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector