+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Назначение на высшую воинскую должность

Назначение на высшие воинские должности как правовой стимул исполнения обязанностей военной службы

, капитан юстиции, адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университет

В теории права под привилегией понимается «исключительное, монопольное право, предоставляемое конкретным субъектам», которое также «является своеобразным правостимулирующим средством»[1].

Известный российский ученый-цивилист привилегией называл «право, предоставленное отдельному лицу как изъятие из общего закона, установленное в его пользу по исключению»[2]. Он полагал, что привилегия представляет собой исключение из общего закона, и, предоставленная одному лицу, она может быть не предоставлена другому, хотя бы обстоятельства, в которых находятся оба лица, и были совершенно сходны.

полагает, что привилегия — это «право на особые и лучшие условия получения какого-либо субъективного права»[3].

Такое правовое средство, как привилегия, имеет весьма сильный стимулирующий исполнение обязанностей военной службы потенциал, так как по своей сути привилегия должна предоставляться лишь отдельным категориям лиц, в частности, отдельным категориям военнослужащих. Привилегии — специальные льготы, особые преимущества, которые предоставляются как исключение из общих правил, и критерием включения в круг специальных субъектов, которым они предоставляются, должно являться качество исполнения военнослужащими своих обязанностей.

Таким образом, под привилегией в военном праве следует понимать преимущественное право отдельных военнослужащих (по отношению к иным военнослужащим) на приобретение какого-либо значимого для них блага.

В частности, в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, назначение на высшие воинские должности с учетом условий заключенного ими контракта в соответствии с полученной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе, т. е. данная норма содержит правовое средство, которое можно охарактеризовать как привилегию, предоставляемую только тем военнослужащим, которые достаточно добросовестно, с точки зрения командиров и начальников, исполняли свои обязанности.

Приведенная правовая норма призвана оказать информационно-психологическое воздействие на сознание военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, и тем самым вызвать у него заинтересованность в добросовестном исполнении обязанностей военной службы, совершенствовании воинского мастерства, продолжении нахождения на военной службе, в том числе посредством заключения новых контрактов. В данном случае мотивационной основой заинтересованности военнослужащего выступают такие образования, как мотив власти и мотив достижения успеха[4].

Продвижение по государственной службе в научных исследованиях также является стимулирующим правовым средством[5].

В настоящее время порядок назначения военнослужащих на высшие воинские должности регулируется п. 13 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 000 (с последующими изменениями и дополнениями). В соответствии с данной нормой назначение военнослужащего на высшую воинскую должность производится:

— в порядке продвижения по службе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, — с его согласия);

— по итогам конкурса (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту).

Преимущественное право при назначении на высшую воинскую должность предоставляется военнослужащему, рекомендованному на такую воинскую должность аттестационной комиссией воинской части, в которой он проходит военную службу, проявившему при исполнении обязанностей военной службы высокие профессиональные качества и организаторские способности или ранее назначенному на низшую воинскую должность в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Более высокая воинская должность предполагает собой наличие более высокого тарифного разряда и, следовательно, возможность увеличения денежного довольствия военнослужащих[6].

Кроме того, факт назначения на некоторые воинские должности в порядке продвижения по службе порождает право на приобретение также ряда материальных благ (например, назначение на должности командиров части, преподавателей военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования дает военнослужащим право в соответствии с п. 8 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 квадратных метров и не более 25 квадратных метров).

В настоящее время отсутствие нормативного закрепления условий продвижения по службе, по мнению более 70 % из опрошенных офицеров, является одним из самых серьезных недостатков системы стимулирования добросовестного исполнения обязанностей военной службы[7].

Неэффективность нормативно-правовой базы в системе стимулирования военно-служебных отношений отрицательно влияет на обеспечение военной безопасности государства[8]. Обязательность согласия военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, для назначения на высшую воинскую должность (в том числе и в интересах военной службы) создает серьезные препятствия для формирования условий преемственности военно-управленческих кадров, сдерживает продвижение по службе молодых офицеров.

Исследуем позиции ряда зарубежных законодателей по вопросам стимулирования исполнения обязанностей военной службы посредством создания системы продвижения по службе.

Карьера офицера в Соединенных Штатах Америки зависит от ряда факторов, среди которых главными являются два: его командирские качества и степень соблюдения им военного законодательства и Конституции США[9].

Одним из главных условий служебного роста офицера американской армии является систематическое повышение уровня военного образования. Поскольку в США нет военных академий в европейском и российском представлении, их роль выполняют штабные колледжи, готовящие военачальников высшего звена для оперативного и стратегического управления войсками. К ним относятся: Военный колледж армии, Национальный университет обороны, Национальный военно-штабной колледж и Индустриальный штабной колледж вооруженных сил.

Система продвижения по службе офицеров вооруженных сил США основана на состязательности по принципу: чем выше воинское звание и должность, тем более жесткими должны быть критерии отбора. Соревнование в психологической науке считается достаточно сильным стимулирующим фактором, имеет значительный мотивационный потенциал[10]. Военнослужащие, дважды признанные комиссиями в соответствии с кадровой программой «вверх или вон» (top or out) в аттестациях не достойными выдвижения, подлежат увольнению. Аналогичные меры могут быть применены к лицам, не сдавшим нормативы по физической подготовке более 2 раз. Аттестация офицерского состава проводится ежегодно[11]. Командование вооруженных сил США требует от командиров и начальников избегать формального подхода к написанию аттестаций, внимательной и объективной оценки деловых и человеческих качеств офицера.

В вооруженных силах Дании в соответствии со сложившейся практикой перед назначением на вышестоящую должность командный состав обязан пройти специальный курс в центре повышения квалификации вооруженных сил. Офицеры и генералы, занимающие должности в высшем звене военного управления, как правило, проходят подготовку в военных учебных заведениях США, ФРГ, Великобритании и НАТО[12].

В армии Израиля для офицеров существует система «две карьеры», предусматривающая создание условий, при которых офицер, сделав в армии карьеру, увольняется в запас в сравнительно молодом возрасте (чаще всего в 30 — 40 лет) и имеет возможность сделать еще одну карьеру в гражданской сфере[13].

Таким образом, в результате анализа зарубежного законодательства, регулирующего порядок продвижения по службе, можно сделать следующие выводы:

1) положительное заключение по итогам аттестации — необходимое условие продвижения по службе;

2) повышение уровня военного образования — необходимый промежуточный элемент процесса стимулирования карьерного роста;

3) состязательность, конкуренция — основные способы стимулирования исполнения обязанностей военнослужащими при решении вопроса о назначении на высшие должности;

4) при принятии решения о назначении на должность учитывается «принцип Питера» — в любой иерархической системе каждый служащий достигает своего уровня некомпетентности[14]. На этом основаны действия вышестоящего командования по увольнению «бесперспективных» военнослужащих.

Какова же ситуация в сфере правового регулирования продвижения по военной службе в настоящее время в Российской Федерации?

Основной недостаток системы регулирования продвижения по службе — отсутствие нормативного закрепления необходимого требования о наличии положительного решения аттестационных комиссий о назначении на вышестоящую должность. Данный недостаток порождает пассивное отношение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы, и как следствие утрачивается мотивационный потенциал такого стимулирующего средства, как продвижение по военной службе. Следует отметить, что ранее действовавшее советское законодательство придавало гораздо большее значение заключениям по итогам аттестации военнослужащих при решении вопросов о включении их в резерв офицерского состава для выдвижения на вышестоящие должности[15].

Данная проблема как одна из наиболее актуальных для Вооруженных Сил Российской Федерации уже затрагивалась рядом ученых — военных юристов[16].

Существует также некоторое противоречие между нормой абз. 2 п. 2 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которая говорит о государственной гарантии военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, назначения на высшие воинские должности с учетом условий заключенного ими контракта в соответствии с полученной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе (т. е. конкурс, исходя из смысла данного Закона, должен проводиться во всех случаях назначения на высшие должности), и нормой подп. «в» п. 10 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы, которая предусматривает проведение конкурса лишь при занятии вакантных должностей профессорско-преподавательского состава и научных работников в высших военно-учебных заведениях, в научно-исследовательских организациях и на испытательных полигонах[17]. Таким образом, заложенное в норме вышеназванного Закона требование о конкурсном порядке замещения должностей в процессе продвижения по службе за единственным исключением не находит своего развития в подзаконных актах.

В конечном итоге такое положение дел способно привести к созданию ситуации, о которой писал профессор : «при этих условиях выбор … всегда граничит с произволом, причем несправедливый выбор всегда порождает неудовольствие, дает повод подозревать протекционизм и пристрастие, развивает карьеризм, подрывает дух товарищества, а у обойденных отбивает охоту к работе и службе. Следовательно, при отсутствии надлежащих гарантий эта система повышения в чинах дает самый широкий простор для протекционизма и личных отношений и создает опасность занятия высших должностей людьми неспособными»[18].

Подводя итог состоянию правового регулирования стимулирующего потенциала такого средства, как продвижение по службе, представляется возможным сделать следующие выводы:

1) в настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации отсутствует четко сформированная система продвижения по службе[19];

2) необходимо нормативно установить минимальное время пребывания в должности для ее полного освоения;

3) перед назначением на командные должности в низшие структуры следует осуществлять назначение на штабные должности и должности по видам обеспечения в войсковые структуры более высокого уровня с тем, чтобы должностные лица знали на практике систему работы вышестоящих органов военного управления. Такой порядок назначения на должности будет способствовать укреплению принципа единоначалия в войсках;

4) следует ввести возрастные лимиты (например, не моложе 30 лет) для назначения на отдельные командные должности с тем, чтобы на таких должностях находились люди, социально и психологически готовые управлять воинскими коллективами;

5) кадровым органам надлежит разработать систему ротации между преподавательскими, штабными и командными должностями в целях распространения и передачи профессионального опыта и знаний в войсках;

6) в состав комиссии по сдаче правового минимума перед назначением на вышестоящую должность необходимо включать компетентное должностное лицо того органа военного управления, в который предполагается назначить военнослужащего.

[2] . Русское гражданское право. Петроград, 1914 // Справочная правовая система «ГАРАНТ-Максимум».

[3] Мирошник С. В. Правовые стимулы в российском законодательстве: Дисс. … канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 1997. С. 44.

[4] Влияние правовых стимулов на исполнение обязанностей военной службы было подробно рассмотрено автором в следующей статье: . Механизм действия правовых стимулов на исполнение обязанностей военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2004. № 8. С. 61—62.

[5] См., например: Теория правового стимулирования: Дисс. … докт. юрид. наук. Ростов н/Д, 2003. С. 173—193.

[6] Размеры месячных окладов в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, в настоящее время установлены приказом Министра обороны Российской Федерации «Об установлении окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и о выплате ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы некоторым категориям военнослужащих» от 5 февраля 2005 г. № 33.

[7] Информация приведена на основе обработки полученных ответов на вопросы анкеты, опубликованной на страницах 63 — 64 номера 8 журнала «Право в Вооруженных Силах» за 2004 г.

[8] . Юридические опасности военной безопасности Российской Федерации (О некоторых аспектах влияния права на военную безопасность государства) // Право в Вооруженных Силах. 2003. № 12. С. 62 — 63.

[9] Кодекс чести американской армии. Любое использование служебного положения в личных целях является военным преступлением // Независимое военное обозрение. 2004. 12 марта.

[10] Мотивация и мотивы. М., 2004. С. 304 — 305.

[11] Военное право: Учебник. М., 2004. С. 566 — 567.

[12] Вооруженные силы Дании // Зарубежное военное обозрение. 2001. № 3.

[13] Сухопутные войска Израиля // Зарубежное военное обозрение. 2001. № 5.

[14] ж. Принцип Питера // Иностранная литература. 1971. № 8.

[15] Например, приложение № 4 к ст. 24 Инструкции о порядке применения в Советской Армии и Военно-Морском Флоте Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР, утвержденной приказом Министра обороны СССР от 6 апреля 1985 г. № 000, определяет механизм проведения аттестации для 168 воинских должностей (для каждой конкретно).

[16] См., например: Военное право: понятие, актуальные проблемы направления исследований // Российский военно-правовой сборник. 2004. № 1. С. 7; Военная безопасность Российской Федерации и правовые режимы ее обеспечения (теоретико-правовое исследование). М., 2004. С. 83—84.

[17] Порядок проведения указанных конкурсов в Министерстве обороны Российской Федерации регулируется Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 мая 2000 г. № 000.

[18] . Военно-административные законы: конспект лекций. СПб, 1909. С. 35 — 36.

[19] В части этого вывода представляется возможным согласиться с автором следующей публикации: Чернышов М. Лейтенант запаса поневоле. Объективный взгляд на реформу военного образования // Независимое военное обозрение. 2001. 31 августа.

О переводе военнослужащего на вышестоящую должность

О переводе военнослужащего на вышестоящую должность

Хочу перевестись в своей части на более высокую воинскую должность в другом подразделении. Командир того подразделения не возражает. Имеет ли право командир моего подразделения мне препятствовать?

В вашем случае речь идет не о переводе, поскольку планируемое перемещение осуществляется в пределах одной воинской части, а о назначении на воинскую должность (продвижении по службе).

Назначение военнослужащего на воинскую должность регулируется ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы.
Руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, назначает военнослужащих на следующие воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания полковника, капитана 1 ранга:
— командир полка, другой равной воинской части (арсенала, испытательного центра, базы хранения и снабжения), бригады;

— заместитель командира бригады, дивизии, корпуса и им равных соединений, заместитель командующего армией и ей равных объединений;
— заместитель (помощник) командующего (командира), начальника рода войск и службы, начальник управления, направления и его заместитель, начальник штаба тыла, начальник отдела военного округа (группы войск, округа Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны), флота (группировки войск и сил), Воздушно-десантных войск, главного командования вида Вооруженных Сил РФ, главного, центрального управления, начальник, заместитель начальника самостоятельного направления (отдела, службы) Министерства обороны РФ (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба);
— заместитель начальника штаба, начальник рода войск и службы, начальник отдела кадров корпуса, армии и им равных объединений;
— военный комиссар;
— начальник, его заместитель и помощник, начальник отдела и службы, начальник управления научной организации;
— заместитель начальника и его помощник, начальник отдела и службы, начальник и заместитель начальника факультета, начальник кафедры и заместитель начальника кафедры военной академии и военного университета;
— начальник, его заместитель и помощник, начальник отдела и службы, начальник кафедры военного института, филиала военной академии и университета, военного училища;
— начальник, его заместитель и помощник, начальник отдела, службы, отделения и лаборатории медицинского учреждения Министерства обороны РФ (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба);
— начальник военной кафедры (факультета) при образовательном учреждении высшего профессионального образования;
— военнослужащий главного, центрального и другого управления Министерства обороны РФ или Вооруженных Сил РФ (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба), непосредственно подчиненного руководителю федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, а также военнослужащий, непосредственно подчиненный руководителю федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Полномочия должностных лиц по назначению военнослужащих на не предусмотренные п. 1 и 2 настоящей статьи воинские должности устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Перечень должностных лиц, имеющих право издавать приказы по личному составу, определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Таким образом, при принятии решения о назначении на вакантную воинскую должность, ваш командир не сможет повлиять на ваше назначение и препятствовать этому он не вправе.

Однако следует иметь в виду, что назначение военнослужащего на высшую воинскую должность производится:
— в порядке продвижения по службе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, — с его согласия);
— по итогам конкурса (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту).
Преимущественное право при назначении на высшую воинскую должность предоставляется военнослужащему, рекомендованному на такую воинскую должность аттестационной комиссией воинской части, в которой он проходит военную службу, проявившему при исполнении обязанностей военной службы высокие профессиональные качества и организаторские способности или ранее назначенному на низшую воинскую должность в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Многое зависит от того, какую характеристику даст ваш начальник при вашей аттестации.
Поскольку имеется вакантная должность, вы вправе предложить свою кандидатуру для ее замещения.
Так, согласно п. 3 ст. 43 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, вправе предложить на рассмотрение соответствующей аттестационной комиссии свою кандидатуру для назначения на освобождающуюся или вакантную воинскую должность.

В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 30.10.2015 N 660 «О мерах по реализации правовых актов по вопросам организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах РФ», военнослужащий вправе предложить на рассмотрение соответствующей аттестационной комиссии свою кандидатуру для назначения на освобождающуюся или вакантную воинскую должность. При этом он представляет командиру (начальнику) воинской части рапорт с ходатайством о рассмотрении его кандидатуры для назначения на воинскую должность. Рапорт военнослужащего рассматривается аттестационной комиссией воинской части, которая готовит предложения командиру (начальнику) воинской части о целесообразности назначения военнослужащего на воинскую должность. Военнослужащий, ходатайство которого отклонено, уведомляется аттестационной комиссией воинской части о принятом решении в письменной форме.

Таким образом, вам нужно подать рапорт на имя командира части с просьбой назначить вас на вакантную должность в другом подразделении.
В отношении вашей аттестации при решении вопроса о назначении на должность необходимо сказать следующее.
При назначении военнослужащего на высшую воинскую должность, направлении на учебу, представлении его к награждению государственной наградой РФ, присвоению воинского звания досрочно или на одну ступень выше занимаемой воинской должности аттестационный лист не составляется. В этих случаях осуществляется рассмотрение аттестационной комиссией представления (наградного листа) либо решения командира (начальника) о направлении военнослужащего на учебу. Вывод аттестационной комиссии заносится в представление (наградной лист).

Командир (начальник), аттестующий подчиненного военнослужащего, в соответствии с порядком аттестации обязан:
— всесторонне изучить и оценить деловые и личные качества аттестуемого военнослужащего;
— определить на основе всестороннего изучения военнослужащего содержание выводов по его аттестации;
— представить по команде в утверждающую инстанцию все экземпляры аттестационных листов для получения заключения и утверждения.
При изучении и оценке деловых и личных качеств аттестуемого военнослужащего командир (начальник) обязан:
— проанализировать и оценить конкретные показатели работы аттестуемого военнослужащего по занимаемой им воинской должности, состояние дел в воинской части (подразделении), которой он командует, или на участке работы, за который он отвечает;
— провести с аттестуемым военнослужащим индивидуальную беседу по вопросам прохождения им военной службы, совершенствования профессиональной подготовки, стиля и методов его работы;
— дать необходимые советы и рекомендации по устранению недостатков аттестуемого военнослужащего, улучшению личной подготовки и выполнению им служебных и должностных обязанностей.

Командир (начальник) несет ответственность за объективность аттестации и обоснованность излагаемых в ней выводов и рекомендаций.
Непосредственные начальники должны требовать от подчиненных устранения недостатков и оказывать им в этом помощь, обеспечивать реализацию аттестационных выводов, не допускать необоснованной задержки в назначении достойных военнослужащих на высшие должности и направлении на учебу.
Аттестационные выводы и порядок проведения аттестации могут быть обжалованы военнослужащим вышестоящему командиру (начальнику) в течение месяца со дня объявления ему результатов аттестации, а также в суд.
Таким образом, помешать вам ваш командир не может, т.к. назначение на должность не входит в его полномочия, это компетенция, как минимум, командира части.

Если командир части придет к выводу, что использование вас на иной должности будет отвечать интересам службы, то, скорее всего, такое назначение состоится.
Но, если командир вашего подразделения будет против этого и сможет обосновать нецелесообразность вашего назначения, то командир части вряд ли вас назначит, т.к. в таких случаях всегда учитывается мнение командира подразделения, поскольку именно он отвечает за его боеготовность, обученность и т.п.
Иными словами, вопрос в данном случае целиком и полностью лежит в области усмотрения командования.

Другие новости и статьи

Запись создана: Пятница, 7 Сентябрь 2018 в 5:05 и находится в рубриках Новости.

Порядок прохождения военной службы

Порядок прохождения военной службы в Российской Федерации регулируется Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами. Особенности прохождения военной службы при введении чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами.

Военную службу граждане проходят в Вооруженных Силах РФ, иных органах и войсках. Особенности прохождения военной службы военнослужащими, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, определяются Уголовным кодексом РФ, Уголовно-исполнительным кодексом РФ, законодательными и другими нормативными правовыми актами РФ.

Под прохождением военной службы понимают изменение правового положения гражданина на основе его призыва в Вооруженные Силы РФ или добровольного желания поступить на военную службу по контракту на определенный срок. Прохождение военной службы сопровождается обязательными действиями (юридическими фактами) военнослужащего или органа военного управления.

Среди юридических фактов (обстоятельств) прохождения военной службы следует выделять:

  • а) назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей;
  • б) присвоение воинских званий и лишение воинских званий;
  • в) аттестацию военнослужащих;
  • г) приведение к военной присяге;
  • д) переводы и перемещения военнослужащих;
  • е) приостановление военной службы;
  • ж) исполнение обязанностей военной службы;
  • з) сроки военной службы;
  • и) порядок ношения военной формы;
  • к) увольнение с военной службы и другие обстоятельства.

Рассмотрим более подробно некоторые из данных обстоятельств.

Назначение на воинские должности

Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» определено, что военнослужащие проходят военную службу на воинских должностях, за исключением случаев:

  • – нахождения в распоряжении командира (начальника) – не более трех месяцев;
  • – нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий – не более шести месяцев;
  • – нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела – до вынесения решения по уголовному делу.

Военнослужащий может занимать только одну воинскую должность. Каждой воинской должности должно соответствовать одно воинское звание.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, вправе предложить на рассмотрение соответствующей аттестационной комиссии свою кандидатуру для назначения на освобождающуюся или вакантную воинскую должность.

Законодательством определены виды воинских должностей, на которые могут быть назначены военнослужащие:

  • – первая воинская должность;
  • – высшая воинская должность;
  • – равнозначная воинская должность;
  • – низшая воинская должность.

Назначение на первую воинскую должность осуществляется после окончания процедуры поступления гражданина на военную службу. Правом назначения на данную должность обладает руководитель, уполномоченный заключать контракт о прохождении военной службы с данным гражданином. При этом должно соблюдаться правило о том, что одновременно с моментом подписания контракта обеими сторонами должен быть подписан приказ о назначении на воинскую должность и присвоения (при необходимости) воинского звания.

Воинская должность военнослужащего считается высшей, если для нее штатом предусмотрено более высокое воинское звание, чем звание по прежней воинской должности, а при равенстве предусмотренных штатом воинских званий – более высокий месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.

Назначение военнослужащего на высшую воинскую должность производится:

  • – в порядке продвижения по службе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, с его согласия);
  • – по итогам конкурса (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту).

Преимущественное право при назначении на высшую воинскую должность предоставляется военнослужащему, рекомендованному на такую воинскую должность аттестационной комиссией воинской части, в которой он проходит военную службу, проявившему при исполнении обязанностей военной службы высокие профессиональные качества и организаторские способности или ранее назначенному на низшую воинскую должность в связи с организационно-штатными мероприятиями.

В целях комплектования воинских должностей профессионально подготовленными военнослужащими, повышения качества отбора кандидатов и подготовки их для назначения на высшие воинские должности и направления на учебу создается резерв офицеров для выдвижения на высшие воинские должности и направления на учебу. Резерв на следующий календарный год создается руководителем и подразделением кадров к первому декабря текущего года и утверждается руководителем, уполномоченным назначать офицеров на данные воинские должности. Предложения по включению в резерв офицеров для выдвижения на высшие воинские должности и направления на учебу представляются соответствующим должностным лицам. Основанием для персонального включения военнослужащих в резерв в предстоящем году является решение соответствующего должностного лица, принимаемое с учетом выводов аттестационных комиссий. При этом определяются мероприятия по подготовке офицеров, включенных в резерв, на определенную воинскую должность или на учебу. Военнослужащие, включенные в резерв, рассматриваются при назначении на высшие воинские должности в приоритетном порядке. Решение о включении в резерв и об исключении из резерва доводится до военнослужащего в личной беседе с командиром воинской части.

Назначение военнослужащего на равнозначную воинскую должность производится без его согласия. Равнозначной считается воинская должность, если для нее штатом предусмотрено равное воинское звание, по отношению к воинскому званию по прежней воинской должности, а также равный оклад по занимаемой воинской должности. Назначение военнослужащих на воинские должности должно обеспечивать их использование по основной или однопрофильной военно-учетной специальности и с учетом имеющегося опыта служебной деятельности.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, могут быть в порядке, определенном руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, переведены на равную должность без их согласия.

Назначение военнослужащих на низшие воинские должности производится в порядке исполнения дисциплинарного взыскания – снижение в воинской должности, определенного ст. 54 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ или в порядке реализации решения аттестационной комиссии, утвержденной приказом командира воинской части, для военнослужащих, не соответствующих требованиям к занимаемой должности.

Условия назначения на воинские должности.

  • 1. На воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками, мичманами и офицерами, назначаются военнослужащие соответствующего состава. При невозможности назначения на указанные воинские должности военнослужащих соответствующего состава на них могут быть назначены военнослужащие нижестоящего состава в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
  • 2. Военнослужащие могут быть назначены на воинские должности, подлежащие замещению военнослужащими нижестоящих составов, в случае, предусмотренном Положением о порядке прохождения военной службы.
  • 3. Военнослужащие женского пола назначаются на воинские должности, предусмотренные соответствующими перечнями воинских должностей.
  • 4. Комплектуемые офицерами вакантные должности профессорско-преподавательского состава и научных работников в высших военно-учебных заведениях, в научно-исследовательских организациях и на испытательных полигонах замещаются на конкурсной основе. Порядок и условия проведения конкурса на замещение указанных вакантных должностей определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
  • 5. Назначение на воинские должности военнослужащих, зачисленных в распоряжение соответствующих командиров (начальников), производится в возможно короткий срок, не позднее срока трех месяцев, а в случае организационно-штатных мероприятий – шести месяцев.
  • 6. Военнослужащий, признанный военно-врачебной комиссией по состоянию здоровья годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями, но негодным к военной службе по избранной военно-учетной специальности, назначается с его согласия (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву) на другую воинскую должность, обязанности по которой он может исполнять с учетом состояния здоровья, или увольняется с военной службы.
  • 7. В случае если военнослужащему отказано в допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, или он лишен указанного допуска, он назначается в установленном порядке на воинскую должность, не связанную с допуском к сведениям, составляющим государственную тайну, или увольняется с военной службы.
  • 8. Военнослужащим, состоящим между собой в близком родстве (родители, супруги, дети, родные братья, родные сестры, а также родные братья, сестры, родители и дети супругов), не разрешается проходить военную службу в одной воинской части, если один из них непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен другому.
  • 9. Назначение на воинские должности военнослужащих (за исключением высших офицеров) производится приказом по личному составу (но строевой части) должностного лица в пределах предоставленного ему права назначения на воинские должности.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector