+7 (499) 938-56-19  Москва

+7 (812) 467-37-83  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Меры дисциплинарной ответственности госслужащих (государственных гражданских служащих)

Ответственность гос.-гражданских служащих

Основным актом, регулирующим данную сферу является Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», который дает ссылки к иным различным законодательным актам, таким, как Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс, Кодекс РФ об адм. правонарушениях, Уголовный кодекс и др.

Ответственность выражается в применении тех или иных мер наказания, взысканий, мер имущественного характера за виновное совершение правонарушения, т.е. такие действия (бездействие), которые законодательством признаны запрещенными и опасными.

Законодательство, которое регулирует государственную гражданскую службу, не дает ясного определения термина «ответственность государственного гражданского служащего», также нет и четкого определения видов этой ответственности. В пункте 3 статьи 15 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» приводится перечень видов ответственности, наступающих в случае исполнения служащим неправомерного поручения руководителя: дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная. Именно эти виды ответственности приводятся учеными по вопросам гражданской cлужбы как оcновные. Так, В.Д.Граждан в своей работе выделяет четыре вида ответственности государственного гражданcкого cлужащего:

1. Дисциплинарная (применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за совершение дисциплинарного проступка или за другие неправомерные действия, не преследуемые в уголовном праве. В статье 57 ФЗ «о гос гражд службе РФ» — «Дисциплинарные взыскания» говорится, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражд служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить след дисциплинарные взыскания:

3) предупреждение о неполном должностном cоответствии;

4) оcвобождение от замещаемой должности гражданской службы – он отличается от увольнения тем, что при освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием он включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе;

5) увольнение c гражданской cлужбы.);

2.Административная (это применение судьями, органами и должностными лицами установленных государством мер административного наказания к физическим и юридическим лицам за совершение административных правонарушений. Административная ответственность это совокупность административных взысканий, которые налагаются на гражданских служащих за административные правонарушения соответствующими органами и должностными лицами);

3.Материальная (Материальная ответственность наступает за служебный проступок, в результате которого наносится материальный ущерб государству, предприятию, организации, учреждению. Материальная ответственность проявляется в возмещении гражданским служащим причиненного им имущественного ущерба. Наступает или в административном порядке, или в судебном порядке);

4.Уголовная (Уголовная ответственность распространяется на государственных гражданских служащих как наравне со всеми гражданами, так и в специальных случаях, прямо связанных с их должностным статусом в соответствии с установленными нормами Уголовного кодекса Российской Федерации.

ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями»,

ст. 286 «Превышение должностных полномочий»,

ст. 287 «Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ»,

ст. 288 «Присвоение полномочий должностного лица»,

ст. 289 «Незаконное участие в предпринимательской деятельности»,

ст. 290 «Получение взятки» и ст. 291 «Дача взятки»,

ст. 292 «Служебный подлог»,

ст. 293 «Халатность».

Также можно отметить и статью 140 УК РФ «Отказ в предоставлении гражданину информации должностным лицом», за которую государственные служащие могут быть привлечены к уголовной ответственности; воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144 УК РФ); воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 149 УК РФ); воспрепятствование законной предпринимательской деятельности и некоторых других).

Также, можно отметить, что некоторые исследователи выдвигают еще один вид ответственности — конcтитуционную ответcтвенность. В отличие от указанных ранее четырех видов, нормы этой ответcтвенности, также как и процедуры применения ее мер в четком виде не прописаны в каких-либо актах.

Ответственность муниципального служащего

В соответствии с ФЗ «Об основах муниципальной службу в Российской Федерации» за неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на муниципального служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации ФЗ от 08.01.1998г. №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ»

Дисциплинарная ответственность муниципальных служащих — разновидность юридической ответственности, применяемая к муниципальным служащим в порядке подчиненности уполномоченными органами (должностными лицами). Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный (должностной) проступок.

Материальная ответственность.

Административная ответственность согласно ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит должностное лицо в случае совершения им административных правонарушений, установленных КоАП РФ и соответствующими Административными кодексами субъектов РФ.

Уголовная ответственность муниципальных служащих наступает за деяния, совершенными ими как должностными лицами, если нарушение ими служебных обязанностей является уголовно наказуемым.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

193.42.108.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Дисциплинарная ответственность государственного служащего

Наиболее распространенной и широко применяемой в силу ее прямой взаимосвязи с должностным статусом государственного служащего является дисциплинарная ответственность. Основания и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности гражданского служащего содержатся в ст. 57, 58 и 59 Федерального закона № 79-ФЗ. В соответствии со ст. 57 за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей (дисциплинарный проступок) на гражданского служащего могут налагаться представителем нанимателя (органом или руководителем, имеющими право назначать государственного служащего на государственную должность гражданской службы) следующие дисциплинарные взыскания:

  • – замечание;
  • – выговор;
  • – предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • – увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, подп. «а» – «г» п. 3, п. 5–6 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ.

Что касается порядка применения дисциплинарных взысканий для государственных служащих, состоящих на госу-

дарственной гражданской службе, то применяется порядок, установленный ст. 58 и 59 (порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания) Федерального закона № 79-ФЗ, согласно которым до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя, уполномоченный налагать дисциплинарные взыскания, должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт, причем отказ гражданского служащего от дачи объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

В ст. 59 Федерального закона № 79-ФЗ устанавливается, что нри проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

  • 1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;
  • 2) вина государственного гражданского служащего;
  • 3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;
  • 4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;
  • 5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность и правильность ее проведения.

Это важно знать:  Снижение или лишение премии - это дисциплинарное взыскание или нет

Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и представителя профсоюзной организации государственных служащих данного государственного органа.

В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо и косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может временно отстраняться от замещаемой должности с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности государственной гражданской службы.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

  • 1) давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;
  • 2) обжаловать решения и действия (бездействие) государственных гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку;
  • 3) участвовать лично или через своего представителя в служебной проверке;
  • 4) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:

  • 1) факты и обстоятельства, установленные но результатам служебной проверки;
  • 2) предложения о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу государственного гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия на службе по уважительной причине, а также времени проведения служебной проверки.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено после шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки не позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня его издания.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано гражданским служащим в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий нс подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Последнее может быть снято и до истечения одного года по инициативе представителя нанимателя, или по письменному заявлению гражданского служащего, или по ходатайству его непосредственного руководителя.

С дисциплинарной ответственностью может быть связана и административная ответственность гражданского служащего при исполнении им должностных обязанностей.

Меры дисциплинарной ответственности госслужащих (государственных гражданских служащих)

Дисциплинарная ответственность — одна из форм принуждения, применяемого уполномоченными должностными лицами (органами) к лицам, совершившим дисциплинарное правонарушение, и влекущего неблагоприятные последствия для нарушителя.

В отличие от других видов юридической ответственности дисциплинарная направлена на обеспечение дисциплины в основном в рамках служебного подчинения. Меры дисциплинарной ответственности применяются не «надведомственными» органами (судом, арбитражем, инспекциями т.д.), а органами (должностными лицами) организаций, учреждений, предприятий, где работает нарушитель дисциплины, либо вышестоящим органом (должностным лицом).

Закон устанавливает специальную дисциплинарную ответственность государственных служащих. Специальная дисциплинарная ответственность отличается от общей по кругу лиц, подпадающих под действие соответствующих норм, по мерам дисциплинарного взыскания, кругу лиц и органов, наделенных дисциплинарной властью, по установленному порядку обжалования взысканий. Большинством этих особенностей характеризуется и привлечение к дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. — М.: Юристъ, 2001. — с. 340.

В соответствии со статьей 57 Закона о гражданской службе основанием для привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности является совершение им дисциплинарного проступка. Дисциплинарным проступком в сфере государственно-служебных правоотношений в силу той же статьи признается неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей.

В целом дисциплинарное законодательство не содержит исчерпывающего перечня дисциплинарных проступков. В этом проявляется одна из особенностей дисциплинарной ответственности. В то же время в действующем законодательстве можно встретить примеры отдельных деяний, признаваемых дисциплинарными проступками для некоторых категорий работников, например, разглашение государственной тайны.

Объектом посягательства любого проступка в системе государственной гражданской службы являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении того или иного вида государственной деятельности. Посягательства на данные общественные отношения выступают в виде нарушений государственной дисциплины или отдельных ее видов. Государственная дисциплина и ответственность / Под. ред. Л. И. Антоновой, Б. И. Кожонина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. — с. 83. В качестве объекта, на который непосредственно посягает тот или иной дисциплинарный проступок, выступают конкретные правомочия (их неосуществление или превышение) или обязанности (их неисполнение или ненадлежащее исполнение).

Дисциплинарные проступки квалифицируются как умышленные (совершенные с прямым и косвенным умыслом) и неосторожные (явившиеся результатом самонадеянности или небрежности). Умышленным является такое поведение гражданского служащего, когда он сознает противоправный характер своего поведения, предвидит его вредные последствия и желает или сознательно допускает их наступление либо относится к ним безразлично. Неосторожность имеет место, если лицо не предвидит вредных последствий своего поведения, однако могло и должно было предвидеть их наступление.

В отличие от дисциплинарных проступков перечень дисциплинарных взысканий полностью устанавливается законодательством и не подлежит расширительному толкованию. Законодательство о государственной службе предусматривает возможность наложения на государственных гражданских служащих дисциплинарных взысканий, не установленных Трудовым кодексом Российской Федерации. Там же. В соответствии с частью 1 статьи 57 Закона о гражданской службе представитель нанимателя имеет право применить к гражданским служащим следующие дисциплинарные взыскания:

· — предупреждение о неполном должностном соответствии;

· — освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

Следующая
Дисциплинарная ответственностьВыговор за прогул без уважительной причины, за который наказан сотрудник

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector