+7 (499) 938-56-19  Москва

+7 (812) 467-37-83  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Лица с ограниченной трудоспособностью

1. Конституция РФ и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» закрепляют право на профессиональную реабилитацию лиц с ограниченной трудоспособностью. Законодательными актами определены:

• федеральная базовая программа реабилитации;

• индивидуальная программа реабилитации лиц с ограниченной трудоспособностью (инвалидов).

2. Инвалидность — любое ограничение или отсутствие (в результате дефекта) способности осуществлять какую-либо деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются. нормальными для человека (определение Всемирной организации здравоохранения — ВОЗ).

В соответствии с российскими законами инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья, обусловленное:

Все инвалиды делятся на несколько групп по разным основаниям:

• причинам происхождения инвалидности;

В свою очередь, существуют группы по трудоспособности:

• инвалиды 1 группы — нетрудоспособные;

• инвалиды 2 группы — временно нетрудоспособные, или трудоспособные в ограниченных сферах;

• инвалиды III группы — трудоспособные в щадящих условиях труда. Присвоение той или иной группы инвалидности зависит от характера нарушений здоровья.

I группа инвалидности:

• стойкое, значительно выраженное расстройство функций организма;

• существенное нарушение способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации в окружающем пространстве, а также способности к обучению, контролю за своими действиями.

II группа инвалидности:

стойкое, выраженное расстройство функций организма;

ограничение возможностей обучения и трудовой деятельности, самообслуживания, передвижения, ориентации, обучения, контроля за своими действиями.

III группа инвалидности:

стойкое, но незначительно или умеренно выраженное расстройство функций организма;

некоторое ограничение способности к обучению, трудовой деятельности, самообслуживанию, передвижению, ориентации в окружающем пространстве и общению.

3. Индивидуальная программа реабилитации — это комплекс мер (медицинских, психологических, педагогических, социальных), направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма и восстановление (или формирование) способности к выполнению определенных видов деятельности, в том числе профессионально-трудовой. Имеет рекомендательный характер и составляется специалистами (медиками, психологами, педагогами, социальными работниками, представителями службы занятости) Государственной службы медико-социальной экспертизы после всестороннего комплексного обследования лица с ограниченной трудоспособностью.

В соответствии с данной программой проводится профессиональная ориентация.

Система профессионального образования лиц с ограниченной трудоспособностью.

Лица с ограниченной трудоспособностью (инвалид) — лицо, имеющее любое ограничение или отсутствие (в результате дефекта) способности осуществлять какую-либо деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормальными для человека.

Система профессионального образования состоит в России из трех уровней — начального, среднего и высшего. Начальный уровень образуют средние профессионально-технические училища. Средний уровень профессионального образования образуют учебные заведения разных типов: техникумы, колледжи, училищ и др. Высшее профессиональное образование в стране дают различные вузы. Различными формами профессионального обучения на сегодняшний день охвачено большинство инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. При этом наиболее востребованной формой профобразования является обучение в ВУЗе. Вместе с тем возможности людей данной категории получения высшего профессионального образования зависят от степени тяжести заболеваний.

В зависимости от характера и степени тяжести нарушения человек с ограниченной трудоспособностью может получать разные виды профессионального образования — от начального до высшего профессионального. При наличии интеллектуальной нормы возможно говорить о равных возможностях обучения для лиц с ограниченной трудоспособностью в высших и средних профессиональных образовательных учреждениях. Современная зарубежная практика показывает, что для лиц с ограниченными возможностями, не имеющих нарушений интеллекта, можно создавать специальные образовательные условия и специальную среду жизнедеятельности, которые снимают барьеры и ограничения для этих людей в получении высшего и среднего специального образования (специальное переоборудование городской среды, специальные коррекционные и реабилитационные программы, наличие ассистентов, переводчиков и др.). Лица с ограниченной трудоспособностью имеют в этом случае действительно равные с остальными возможности образования и последующей трудовой деятельности. В нашей стране люди с ограниченной трудоспособностью не всегда имеют равные с остальными возможности для получения профессионального образования. Многие из них не имеют возможности поступать в вузы вследствие некачественного школьного образования или отсутствия в вузах необходимой для них среды жизнедеятельности и условий образования.

Одновременно формируется традиция специального вузовского образования для студентов с ограниченными возможностями жизнедеятельности в виде специализированных высших учебных заведений.

Эти вузы не только решают задачи профессионального образования, но и обеспечивают социально-экономическую и медико-психологическую защиту студентов с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Помимо этого существует опыт включения групп студентов с ограниченными возможностями в общий образовательный поток вуза в виде отдельной группы или факультета. Более доступна для лиц с ограниченными возможностями трудоспособности система среднего профессионального образования. По сравнению с европейскими странами в России резко сужен перечень профессий, которые реально могут осваивать лица с ограниченной трудоспособностью. Здесь существует небольшой выбор профессий для лиц с нарушениями слуха, опорно-двигательного аппарата, зрения. Это технические специальности, специальности культуры и образования. В процессе получения профессионального образования молодежь с особыми образовательными потребностями нуждается в специальном психолого-педагогическом сопровождении. Возникает потребность в проведении коррекционной работы, оказании специализированной помощи в освоении тех предметов, которые трудны в связи со спецификой ограничения возможностей той или иной группы студентов.

Профессиональная ориентация, система профессионального образования, профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью

Жизненное самоопределение человека с ограниченными воз­можностями жизнедеятельности и с ограниченными возможно­стями в выборе профессии, видов и форм труда.

Право на профессиональную реабилитацию лиц с ограничен­ной трудоспособностью закреплено в Конституции Российской федерации, а также в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», принятом 24 ноября 1995 г.

Этим законом определена деятельность Государственной служ­бы медико-социальной экспертизы и Государственной службы реа­билитации инвалидов.

В соответствии со статьями 10 и 11 закона предусмотрены фе­деральная базовая программа реабилитации и индивидуальная программа реабилитации лиц с ограниченной трудоспособностью (инвалидов).

Содержание федеральной базовой программы реабилитации и порядок ее выполнения определяются Правительством Россий­ской Федерации.

Индивидуальная программа реабилитации — это комплекс мер (медицинских, психологических, педагогических, социальных), направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма и восстановление (или формиро­вание) способности к выполнению определенных видов деятель­ности, в том числе профессионально-трудовой. В рамках индиви­дуальной программы реабилитации проводится профессиональ­ная ориентация человека с учетом его иных, особых возможно­стей трудоспособности.

Индивидуальная программа реабилитации для каждого чело­века с ограниченной трудоспособностью имеет рекомендатель­ный характер, не являясь обязательной. Другими словами, чело­век может отказаться как от всей программы, так и от отдельных составных ее частей.

Одна часть индивидуальной реабилитационной программы является бесплатной, другая часть может быть оплачена самим человеком, учреждением или организацией, где он работает, или благотворителем.

Индивидуальная программа реабилитации составляется спе­циалистами Государственной службы медико-социальной экспер­тизы после всестороннего обследования человека с ограниченной трудоспособностью. В составлении программы принимают уча­стие медики, психологи, педагоги, социальные работники, пред­ставители службы занятости.

Предварительно учреждение медико-социальной экспертизы, проведя обследование, определяет группу инвалидности, в соот­ветствии с которой строится индивидуальная реабилитационная Программа.

Первая группаинвалидности присваивается лицам, имеющим стойкое и значительно выраженное расстройство функций орга-

ограниченными возможностями, поскольку нет единого банка данных, единого механизма их учета.

Социальный педагог — сотрудник специального (коррекционного) образовательного учреждения — взаимодействует с предста­вителями всех социальных институтов (педагогами, психологами, врачами, социальными работниками, сотрудниками правоохра­нительных органов, трудовыми коллективами, родителями и дру­гими заинтересованными лицами.

Основной задачей социального педагога является оказание помощи в становлении взаимодействия между личностью, разви­вающейся в условиях недостаточности (физической, психической, интеллектуальной), и обществом для содействия обеспечению не­зависимой жизни и повышению уровня социальной адаптации детей и подростков, нуждающихся в особой поддержке.

Для достижения своих профессиональных целей социальный педагог устанавливает контакт с представителями государственных органов управления, общественными организациями, образова­тельными учреждениями, учреждениями здравоохранения, соци­альной защиты населения, муниципальными службами и иными предприятиями и организациями, в которых необходимо пред­ставлять интересы своих воспитанников.

Содержание работы социального педагога включает следую­щие направления:

формирование здоровых, воспитывающих, гуманных отноше­ний в социуме;

содействие саморазвитию личности ребенка;

оказание помощи в социальной адаптации и реабилитации учащихся (воспитанников) и выпускников;

направление усилий на оздоровление и нормализацию отно­шений в семье, устранение дефицита общения;

решение личных и социальных проблем учащихся (воспи­танников);

выявление и разрешение конфликтных ситуаций в межлично­стных отношениях;

организация правового просвещения педагогов, учащихся (воспитанников) специального (коррекционного) учреждения, разъ­яснение их прав и обязанностей;

представление интересов учащихся (воспитанников) от имени специального (коррекционного) учреждения в органах милиции или в суде;

сотрудничество с администрацией, психологом, педагогами и другими работниками специальных (коррекционных) учреждений в подготовке необходимых документов для дальнейшего трудо­устройства или учебы учащихся;

патронаж детей, нуждающихся в социально-медицинской помощи.

Важнейшим аспектом инновационной стратегии в организации социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в преодолении межведомственных барьеров в дея­тельности государственных структур, занимающихся проблемами инвалидности, является образование принципиально новых форм учреждений, работающих на междисциплинарной основе. Это комплексные психолого-медико-педагогические консультации, реабилитационные и психолого-медико-социальные центры.

Психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК) является диагностико-коррекционным учреждением. Это межведомственная, постоянно действующая структура. Основные задачи МПК заключаются в выявлении и комплексном обследовании детей с отклонениями в развитии, а также детей группы риска, в разработке индивидуальных реабилитационных программ, в ре­комендации форм обучения и воспитания «проблемных» детей, подростков, юношей. ПМПК разрабатывают и реализуют на практике комплекс мер психолого-медико-педагогического содействия развитию личности, социально-педагогической помощи по реабилитации, социальной адаптации лиц с различными формами отклонений в развитии психических функций, нарушениями речи, интеллекта, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с проблемами в обучении, общении, поведении. МПК работают в сотрудничестве с органами и учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты населения, комиссиями по делам несовершеннолетних, органами по трудоустройству, общественными организациями.

Реабилитационные центры (см. раздел II, гл. 2, п. 2.3).

В системе Министерства труда и социального развития РФ также существует сеть специальных учреждений для детей и взрос­лых с инвалидностью. Это дома-интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью, детские дома для детей с тяжелыми фи­зическими отклонениями, специальные профессионально-техни­ческие училища, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты. В этих учреждениях помимо медицинских программ реабилитации в настоящее время вводятся программы развития познавательных возможностей детей и подростков, привития трудовых и социально-бытовых навыков и умений. В частности, в московских домах-интернатах для детей с глубокой степенью умственной отсталости и физическими нарушениями апробируются программы по развитию навыков самообслуживания, бытовой ориентации, формированию элементов нравственного воспитания, основ эстетического воспитания. Однако подобная форма социальной поддержки детей и подростков с инвалидностью все же не обеспечивает оптимальных условий для их развития и полноценной социальной адаптации. Содержа­ние ребенка вне семьи, в условиях закрытого социума, без опреде­ленной средовой и коммуникативной стимуляции, приводит к обострению патологических проявлений дефекта, становится фак­тором торможения социального становления личности.

Опыт Псковского лечебно-педагогического центра для детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями, рабо­тающего в режиме дневной (приходящей) школы показывает, что если понимание учения только как овладения навыками письма, чтения, счета переосмыслить и рассматривать обучение как про­цесс формирования жизненно необходимых способностей у де­тей с глубокими и множественными нарушениями, то их можно научить:

познавать себя и управлять своим физическим и психическим «Я»:

обслуживать себя и принимать помощь других;

вступать в контакт и поддерживать его с окружающими;

ориентироваться в пространстве и познавать окружающий мир;

участвовать в созидательной деятельности.

Атмосфера домашнего уюта и присутствие родных (большин­ство педагогов этой школы — родители этих детей) способствуют мотивации активной деятельности учеников.

Анализируя современную ситуацию в России в сфере социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями, можно выделить инновационные направления в ее стратегии:

становление государственно-общественной системы социально-педагогической помощи (создание образовательных учреждений, социальных служб государственного и общественного секторов);

совершенствование процесса социального воспитания в усло­виях специальных учебно-воспитательных учреждений на основе внедрения вариативности и разноуровневости образования, про­должения образовательного процесса за рамками специальной школы и за рамками школьного возраста в зависимости от осо­бенностей психофизического развития и индивидуальных воз­можностей ребенка;

создание принципиально новых (межведомственных) форм уч­реждений для оказания социально-педагогической помощи (по­стоянно действующих психолого-медико-социальных консуль­таций, реабилитационных и медико-психолого-социальных цент­ров и др.);

организация служб ранней диагностики и ранней помощи в це­лях профилактики нарушений развития и снижения степени инва­лидности;

появление опытных моделей интегрированного обучения включение одного ребенка или группы детей с ограниченными возможностями в среду здоровых сверстников;

переориентация системной организации управления воспитательным процессом на основе формирования субъектных отношений всех его участников (ребенок — специалист — семья).

2.5.3. Опыт организации системы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями за рубежом.

Система социально-педагогической помощи лицам со специальными потребностями на Западе построена на принципах инте­грации и нормализации и основана на интегральном подходе к ее организации как к сфере деятельности, в которой взаимодействуют социальные службы, образовательные учреждения, общест­венные объединения, семьи и частные лица.

Важным аспектом социально-педагогической помощи является создание особых условий для поддержки семьи, в которой имеется человек с отклонениями в развитии. Дети и взрослые со значи­тельными ограничениями возможностей здоровья получают це­лый комплекс мероприятий по социально-педагогической помо­щи в условиях родной или приемной семьи (семьи Фостера).

В частности, в Швеции на основании существующего законодательства каждая семья, имеющая ребенка с особыми образо­вательными потребностями, имеет право на помощь персональ­ного ассистента, дополнительную материальную и медицинскую помощь. В детских поликлиниках по месту жительства осуществляются не только комплексное обследование детей и контроль за их развитием, но и социальная диагностика окружающей среды с привлечением специалистов соответствующего профиля. Для каждого ребенка, начиная с раннего возраста, составляется индивидуальная программа образования, которая включает обу­чение родителей специфическим навыкам общения и занятий с малышом. Здесь же осуществляются различные формы семейной терапии.

Во взрослом возрасте люди даже со значительными ограниче­ниями жизнедеятельности и трудоспособности имеют возможность выбора места и сферы проживания (вместе с родными или самостоятельно), проходят пролонгированный курс обучения по подготовке к независимой жизни и профориентации в соответствии с индивидуальными возможностями.

В европейских странах действуют частные школы и социаль­ные службы, которые используют собственные программы и ме­тоды специального обучения Одним из интересных примеров организации жизни лиц с тя­желыми нарушениями развития является использование вальдорфской педагогики для создания поселений — кэмпхиллских общин для лиц, нуждающихся в особой помощи и поддержке (см. раздел IV, гл. 3, п. 3.2.3).

2.5.4. Стратегия государственной социальной политики в области социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России

Стратегия государственной социальной политики на современ­ном этапе нацелена на создание долгосрочных мер помощи тем слоям населения, которые в силу обстоятельств не могут само­стоятельно преодолеть объективные ограничения жизнедеятель­ности и трудоспособности. Проводимая в последнее время интен­сивная ликвидация государственного попечения происходит на фоне смены идеологии покровительства «сверху» на либеральную идеологию суверенитета семьи и личности. Важнейшей особенно­стью современной государственной политики является перенос центра тяжести в системе социальной помощи с денежных выплат на оказание прямых социальных услуг. Причем именно благопо­лучие отдельного человека становится критерием оценки всех общественных явлений и социальных преобразований.

Начало развитию системы социальной защиты в нашей стране положено в 1990 г., когда был сформирован Комитет по делам семьи и демографической политики при Совете Министров России. С этого момента в обществе начинает целенаправленно склады­ваться мнение, что в сложных социально-экономических условиях необходимо создать систему социальной защиты наиболее уязви­мых слоев населения. В 1991 г. выходит ряд правительственных документов, которые оформляют правовую и нормативную базу системы социальной защиты в Российской Федерации. Тем самым действующая до этого периода советская модель социального обеспечения была реорганизована в современную модель соци­альной защиты населения, которая предполагает новый для на­шей страны вид социальной помощи — социальное обслуживание.

В связи с этим важно разграничить понятия «социальная защи­та» и «социальное обслуживание».

Социальная защита — это система чрезвычайных мер, призван­ных обеспечить выживание человека, семьи на уровне принятых в обществе минимальных стандартов потребления.

Социальное обслуживание носит нематериальный характер, предполагает индивидуальную поддержку в решении социально-педагогических, психологических, правовых, медико-социаль­ных и других проблем и осуществляется через сеть социальных служб.

Практика социальной защиты и социального обслуживания интенсивно развивается, стирая грани между этими сферами.

Важное место в современной государственной системе соци­альной защиты в соответствии с действующим законодательством отводится целевым программам (федеральным, региональным), ориентированным прежде всего на помощь наименее защищен­ным слоям населения, к числу которых относятся лица с ограни­ченными возможностями. Наиболее эффективно для этих групп населения в нашей стране реализуются федеральные программы:

«Социальная защита инвалидов» и «Дети-инвалиды».

Программа «Дети-инвалиды» направлена на создание эффек­тивной системы профилактики детской инвалидности, а также на создание системы реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности; оказание различных видов консультативной и иной помощи семьям, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии; создание равных возможностей для получения детьми с отклонениями в развитии медицинской по­мощи, образования, беспрепятственного доступа ко всем сферам жизнеобеспечения; интенсификацию научных исследований в об­ласти профилактики, ранней диагностики, своевременной реаби­литации и успешной интеграции детей с ограниченными возмож­ностями в общество.

Целью программы «Социальная защита инвалидов» являются формирование основ комплексного решения проблем инвалидно­сти и инвалидов; создание необходимых условий для полноцен­ной жизни в обществе, доступности пользования элементами сло­жившейся социальной инфраструктуры.

Реализация мероприятий, предусмотренных в этих федераль­ных программах, должна привести к качественному изменению положения лиц с ограниченными возможностями в структуре рос­сийского общества.

1. Что такое социальная помощь и социально-педагогическая деятель­ность

2 Охарактеризуйте структуру современной социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности в нашей Стране.

3 Каковы задачи и содержание деятельности социального педагога в ра­боте с лицами, имеющими ограниченные возможности жизнедеятельности?

4. Каковы новые направления в развитии социально-педагогической по­мощи в России?

5. Охарактеризуйте организацию и содержание системы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями жизнедея­тельности за рубежом.

Литература для самостоятельной работы

1. Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

2. Информационный бюллетень по реализации Федеральной целевой про­граммы «Дети России», подпрограммы «Дети-инвалиды». — М., 1995.

3. Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации № 245 от 25 марта 1993 г. «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».

4. Постановление Министерства труда и занятости населения РФ № 21 от 11 июня 1992 г. «Об утверждении Временного положения о порядке квотирования рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, нуждаю­щихся в социальной защите».

5. Психолого-медико-педагогическая консультация: Методические рекоменда­ции / Науч. ред. Л. М. Шипицина. — СПб., 1999. .

6. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестома­тия / Сост. Л. М. Шипицина. — СПб., 1997.

7. Реабилитационные службы помощи детям. — СПб., 1993

8. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г.

9. Степашов Н.С. Состояния социально-групповых затруднений жизнедеятельности человека. — Курск, 1996.

10. Указ Президента Российской Федерации № 802 от 27 июля 1992 г. «О науч­ном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов».

11. Шипицина Л. М. Старое и новое: социальная защита в России. — СПб., 1997.

Раздел III

следующая лекция ==>
Дошкольное образование детей с ограниченными возможностямиОпределение понятия «задержка психического развития» и клинико-психолого-педагогическая характеристика детей
Следующая
НетрудоспособностьДокумент, служащий основанием оплаты периода нетрудоспособности

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector