+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Государственная служба и иная трудовая деятельность

Государственная служба Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации .

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Государственный служащий имеет право на:ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей; получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей; посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности; принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями и другие

Государственный служащий обязан: обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции Российской Федерации, реализацию федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, в том числе регулирующих сферу его полномочий; добросовестно исполнять должностные обязанности; обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан; исполнять приказы, распоряжения и указания непосредственных руководителей, отданные в пределах их полномочий, за исключением незаконных и другие

Государственный служащий не вправе: заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; быть депутатом законодательного органа Российской Федерации, законодательных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц и другие

Понятие и признаки государственной службы

Понятия «служба», «государственная служба» достаточно многогранны и могут использоваться в разных значениях[76]. Принципиальное отличие службы от иной трудовой деятельности обычно объясняют тем, что служба связана не с производством материальных благ, а выполнением иных социально полезных функций.

Официальное определение государственной службы содержится в статье 1 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»[77] (далее – Федеральный закон № 58-ФЗ):



«Государственная служба – это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

субъектов Российской Федерации;

органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (лиц, замещающие государственные должности Российской Федерации);

лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (лица, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации)».

Для правильного понимания сущности государственной службы, ее следует отличать от иных, близких по тем или иным признакам видов деятельности.

Прежде всего, государственную службу следует отличать от деятельности лиц, работающих в различных государственных организациях (научных, образовательных, производственных, медицинских и т.п.), но не связанных с осуществлением публично-властных функций.

Кроме того, государственную службу следует отличать от деятельности лиц, замещающих должности, связанные с осуществлением политической деятельности. Для обозначения этой категории лиц закон использует понятие «лица, замещающие государственные должности». Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона № 58-ФЗ «Деятельность лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, настоящим Федеральным законом не регулируется». Сводный перечень государственных должностей утвержден Указом Президента РФ от 11.01.1995 № 32 «О государственных должностях Российской Федерации»[78]. В него, в частности включены должности Президента РФ, Председателя Правительства РФ, федеральных министров, председателей Совета Федерации и Государственной Думы, членов комитетов комиссий Совета Федерации и Государственной Думы, Генерального Прокурора РФ, судей Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ, Уполномоченного по правам человека, Председателя Счетной палаты РФ, аудиторов Счетной Палаты РФ и др.

Правовой статус лиц, замещающих государственные должности, регулируется различными нормативными правовыми актами[79]. У каждой из этих должностей свой правовой статус и своя система источников, его устанавливающих. Поэтому единый правовой статус государственных служащих на них не распространяется.

Как видно из приведенного выше определения, государственные должности создаются для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. А государственные служащие призваны обеспечивать исполнение ими своих полномочий.

Также государственную службу следует отличать от трудовой деятельности работников, выполняющие технические функции в государственных органах (водители, рабочие по обслуживанию оборудования, уборщики и т.п.). Таким образом, государственную службу нельзя отождествлять с любой деятельностью в государственном аппарате.

Можно выделить следующие признаки государственной службы:

– государственная служба носит публичный характер, т.е. ориентирована на реализацию и защиту интересов всего общества;

– государственная служба осуществляется в государственных органах;

– она связана с реализацией властных полномочий, с подготовкой, принятием управленческих решений, контролем за их исполнением;

– государственная служба – это профессиональная деятельность, требующая специальной подготовки, образования, определенных знаний и практических навыков, этим государственная служба отличается от общественной и политической деятельности;

– государственная служба обеспечивает практическую реализацию функций государства, государственные служащие выступают от имени государства, представляют его в отношениях с гражданами и организациями;

– государственная служба предполагает обеспечение исполнения полномочий государственных органов, а не само их исполнение;

– государственная служба предполагает в основном работу с информацией, ее обработкой и анализом в рамках управленческого цикла, непосредственно материальных благ государственные служащие не создают;

– государственные служащие получают денежное содержание только из государственного бюджета.

Система государственной службы в соответствии с Федеральным законом № 58-ФЗ включает в себя:

1) государственную гражданскую службу, которая подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ;

3) государственную службу иных видов.

Военная служба и государственная служба иных видов являются видами федеральной государственной службы, они регулируются только федеральными законами. Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении, а ее организация — в ведении субъекта РФ.

В статье 3 Федерального закона № 58-ФЗ закреплены основные принципы построения и функционирования системы государственной службы:

1) федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;

3) приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

4) равный доступ граждан к государственной службе;

5) единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

6) взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

7) открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

8) профессионализм и компетентность государственных служащих;

9) защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Перечисленные принципы направлены на обеспечение эффективного функционирования государственной службы как публично-правового института. Они распространяются на все виды государственной службы.

Государственная служба и иная трудовая деятельность

Основу любой современной организации составляют люди, потому что именно они обеспечивают эффективное применение любых видов ресурсов, которые имеются в организации, и определяют ее экономические показатели и конкурентоспособность. Руководители организации могут разрабатывать планы и стратегии, находить оптимальные структуры и создавать эффективные системы передачи и обработки информации, устанавливать в организации самое новое оборудование и использовать самые современные технологии, но все будет сведено на нет, если остальные сотрудники организации не будут эффективно выполнять свои должностные обязанности, стремиться своим трудом достигать цели и выполнять задачи, стоящие перед организацией.

Государственные и муниципальные служащие, при прохождении государственной службы так же как и любые работники в своей деятельности, отчасти преследуют достижение и своих целей, которые должны учитываться в кадровой политике при их мотивации [38].

Трудовая сфера государственной и муниципальной службы имеет свои определенные особенности:

*трудовая деятельность муниципальных и гражданских госслужащих нацелена на реализацию общенациональных интересов, на укрепление и развитие общественного и государственного строя;

*достаточно высокая степень ответственности должностных лиц не только за утверждаемые решения, но и за их реализацию, а также результаты и их последствия;

*жесткая нормативная регламентация управления и трудовой дисциплины;

*для решения управленческих задач использование интеллектуального, а также творческого потенциала.



Под службой в литературе понимается вид общественно полезной деятельности по отправлению определенных полномочий. Служба как специфический вид деятельности заключает в себе понятие ответственности.

Государственная служба Российской Федерации — это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации, направленная на обеспечение исполнения полномочий РФ; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ [3].

Выделяют такие виды государственной службы: государственная правоохранительная, военная и гражданская.

Государственная гражданская служба РФ — это служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы, направленную на обеспечение исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Между гражданской государственной и муниципальной службой в соответствии с конституционными положениями Федеральное законодательство проводит разграничения.

Определение муниципальной службы сводится к тому, что это профессиональная деятельность, реализуемая на постоянной основе на муниципальной должности, которая не является выборной.

Государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ — это должности, которые устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами для прямого выполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Различают следующие категории должностей [35]:

1. Руководители. Имеется в виду, посты руководителей и заместителей руководителей госорганов и их структурных подразделений, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2. Помощники или советники: должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств государственных органов для реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3. Специалисты. Данные должности учреждаются для мастерского обеспечения выполнения государственными органами поставленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4. Обеспечивающие специалисты. Они нужны, чтобы обеспечить деятельность госорганов (организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения) и замещаются без ограничения срока полномочий.

Муниципальная должность — это должность, которая предусмотрена уставом МО в соответствии с законом субъекта РФ, с установленными полномочиями на разрешение вопросов местного значения и ответственностью за реализацию этих полномочий, а также пост в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по выполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

В Законодательстве различаются приведенные ниже виды муниципальных должностей:

1. Выборные должности. Лица, которые избираются непосредственно населением и избираются представительным или другим электоральным органом местного самоуправления из его состава;

2. Замещаемые должности на основе трудового договора. Имеется в виду, непосредственно муниципальная должность муниципальной службы. К ним относятся должности, имеющие полномочия решать вопросы местного значения; должности, имеющие обязанности исполнять и обеспечивать полномочия органов местного самоуправления.

Выделяют следующие принципы гражданской службы:

1. Права и свободы человека и гражданина являются приоритетом;

2. Правовая и организационная база федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ едины;

3. Граждане, владеющих государственным языком РФ, имеют равный доступ к гражданской службе и равные условия прохождения;

4. Профессионализм и компетентность гражданских служащих;

5. Стабильность гражданской службы;

6. Доступность информации о гражданской службе;

7. Взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

8. Гражданские служащие защищены от незаконного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» дает возможность выделить следующие признаки муниципальной службы, которые закрепляются конституционными положениями о статусе местного самоуправления:

1. Существует в сфере публичной власти. Потому что местное самоуправление как и государственное управление есть форма выражения публично-властной деятельности;

2. Имеет особенные задачи по обеспечению полномочий местного самоуправления в масштабах муниципального образования. Является гарантией его самостоятельности;

3. Три уровня имеет система правового регулирования: федеральный, региональный (субъекта Федерации) и местный (муниципальный). Это ведет к различию правового статуса муниципального служащего в различных муниципальных образованиях при наличии общих основ;

4. Муниципальная служба регулируется (формирование, аттестация и др.) муниципальными образованиями самостоятельно на основе федерального законодательства и своей нормативно-правовой базы;

5. Финансируется муниципальная служба из местного бюджета.

Правовую основу муниципальной службы составляет федеральное законодательство, законодательство субъекта Федерации и нормативно-правовые акты муниципальных образований.

Основные принципы муниципальной службы, закреплены в Законе «Об основах муниципальной службы». К данным принципам относятся:

1. Верховенство Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов Федерации над иными нормативными актами (инструкциями, положениями);

2. Приоритетом являются права и свободы человека и гражданина, а также их непосредственное прямое действие;

3. В рамках своих полномочий органы местного самоуправления обладают самостоятельностью;

4. Профессионализм и компетентность муниципальных служащих;

5. Наступление ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей муниципальными служащими;

6. Равный доступ граждан в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой к муниципальной службе;

7. Единство основных требований и положений муниципальной службы, действующих в России, с учетом местных особенностей и традиций;

8. Муниципальные служащие обеспечены правовой и социальной защищенностью;

9. Внепартийность муниципальной службы и недопустимость контроля муниципальной службы партийными и иными организациями.

Как особый вид деятельности муниципальная служба характеризуется определенными чертами:

1. Прикладной характер. То есть отдельно и сама по себе не имеет ценности, а нужна, чтобы реализовывать функции и цели местного самоуправления.

2. Интеллектуальное содержание. С одной стороны данное качество проявляется в выработке решения и его реализация должностными лицами, с другой стороны требует того же от управляемого объекта, то есть людей, осознания ими управленческого воздействия. Помимо этого, главный смысл управленческой деятельности заключается в получении нового качества управляемого процесса, что невозможно без умственных, творческих усилий.

3. Информационность. Управленческая деятельность в своей основе взаимосвязана с поиском и обработкой огромного массива данных, на основании которого принимаются управленческие решения.

4. Социально-психологический характер с явным выражением воли. Особенность муниципальной службы связана с неизменным исполнением обязательных конкретных действий, с подчинением и исполнением, работы в конкретном коллективе, требует подчинения собственного «Я» должностному исполнению, использования личных качеств и увязывания собственных действий с целями местного самоуправления.

5. Коллективность. Формализованное устройство органа местного самоуправления по подразделениям и должностям обеспечивает только логическую схему для регламентирования коллективного труда. Чем выше согласованность отдельных звеньев управленческой системы, отдельных должностных лиц между собой, тем результативность местного самоуправления выше.

6. Комплексное явление. Управленческая деятельность органов местного самоуправления и его должностных лиц состоит из многих компонентов: людей, информации, технических средств и многого другого. Только установив баланс в действиях всех элементов управления, можно придать ему целесообразность и продуктивность.

7. Юридическая заданность. Многие элементы управленческой деятельности закрепляются юридически, присваиваются компетенции, сфере деятельности, приемам выполнения управленческих функций и др.

Исходя из этого, гражданская государственная и муниципальная служба как общественная и государственно-правовая категория является сложным социальным явлением. Ее следует рассматривать как правовой и организационный институт. Как правовой институт она тесно связана с организацией государственной деятельности и является ее частью. Как организационный — продолжает и завершает всю государственную организацию. В качестве важнейшего элемента и атрибута государства она не может быть сведена лишь к характеристике профессиональной служебной деятельности различных категорий государственных и муниципальных служащих, которым и отведена важная роль и к деятельности которых предъявляются особенно высокие требования. Труд государственных гражданских и муниципальных служащих как специфическая профессиональная деятельность требует особой подготовки и непрерывного организационно-научного совершенствования, а также повышения деловой квалификации.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector