+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Федеральный закон о материальной ответственности военнослужащих (161 ФЗ)

В зависимости от размера причиненного ущерба, установленного в ходе административного расследования, по правилам ст. 6 Закона командир воинской части обязан принять решение о привлечении виновного военнослужащего к материальной ответственности своим приказом либо в судебном порядке. Дела по таким искам рассматриваются военными судами в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Закон также обязывает командира воинской части принимать меры по возмещению ущерба независимо от привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб.
Издание приказа или обращение в суд с иском является обязанностью, а не правом командира воинской части. За неисполнение данной обязанности, в том числе за непринятие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного ущерба, командир воинской части может быть привлечен к материальной ответственности на основании п. 3 ст. 4 Закона.
Военнослужащие привлекаются к ограниченной или полной материальной ответственности в соответствии со ст. ст. 4 и 5 Закона.
Так, например, в соответствии с п. 1 ст. 4 Закона за ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет, военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, — не более двух окладов месячного денежного содержания, за исключением случаев, когда Законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих установлены иные размеры материальной ответственности.
В соответствии со ст. 5 Закона военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен:
— военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;
— действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
— в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
— умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в медицинских организациях военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;
— военнослужащими, добровольно приведшими себя в состояние опьянения.
Возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира воинской части путем удержания из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб (абз. 1 п. 1 ст. 8 Закона).
Вопрос о возмещении ущерба, размер которого превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, решается судом по иску командира воинской части (абз. 3 п. 1 ст. 8 Закона).
Приказ командира воинской части о возмещении ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, должен быть издан в двухнедельный срок со дня окончания административного расследования либо поступления решения суда или материалов ревизии, проверки, дознания или следствия, объявлен военнослужащему под роспись и обращен к исполнению по истечении семи дней после объявления его военнослужащему. В случае если приказ не издан в двухнедельный срок, вопрос о привлечении военнослужащего к материальной ответственности должен в обязательном порядке решаться судом по иску командира воинской части, как и вопрос о возмещении ущерба, размер которого превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет (абз. 1 и 3 п. 1 и п. 2 ст. 8 Закона).
Размер оклада месячного денежного содержания и размер месячной надбавки за выслугу лет должны определяться на день издания приказа командира воинской части или принятия судом решения о возмещении ущерба, а не на день причинения ущерба.
В случае когда причинивший ущерб военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы) уволен с военной службы (убыл с военных сборов ввиду их окончания) и не был привлечен к материальной ответственности, взыскание с него сумм причиненного ущерба производится судом по месту жительства данного гражданина по иску командира воинской части. При этом размеры соответствующих окладов и надбавки определяются на день увольнения с военной службы (окончания сборов).
В случае перевода на новое место военной службы возмещение сумм причиненного ущерба военнослужащим, привлеченным к материальной ответственности и не возместившим причиненный ущерб, производится по новому месту службы на основании записи в денежном аттестате военнослужащего.
Если решение о привлечении причинившего ущерб военнослужащего к материальной ответственности не было принято до его перевода на новое место службы, командир воинской части обязан направить в пятидневный срок со дня окончания административного расследования, ревизии, проверки, дознания, поступления материалов следствия или решения суда необходимые материалы по новому месту военной службы военнослужащего для привлечения его к материальной ответственности. Возмещение ущерба в этом случае производится по новому месту службы военнослужащего в порядке, предусмотренном ст. 8 Закона. Приказ командира воинской части о возмещении ущерба издается в двухнедельный срок со дня поступления с прежнего места службы военнослужащего вышеуказанных материалов.
Вызывает интерес вопрос привлечения военнослужащих к материальной ответственности за причинение ущерба вследствие несоблюдения запрета на курение табака в помещениях, занимаемых органами государственной власти, и на рабочих местах, установленного в соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий курения табака» от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ. Военнослужащий, виновный в пожаре из-за курения на рабочем месте (например, в служебном кабинете), в соответствии со ст. 4 Закона может быть привлечен только к ограниченной материальной ответственности (хотя ущерб может быть очень значительным), а не к полной, что, по нашему мнению, в общем противоречит законодательству Российской Федерации.
Так, в соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем» от 5 июня 2002 г. N 14 вред, причиненный пожарами личности и имуществу гражданина либо юридического лица, подлежит возмещению по правилам, изложенным в ст. 1064 ГК РФ, в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом необходимо исходить из того, что возмещению подлежат стоимость уничтоженного огнем имущества, расходы по восстановлению или исправлению поврежденного в результате пожара или при его тушении имущества, а также иные вызванные пожаром убытки (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Суд вправе уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, кроме случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно (п. 3 ст. 1083 ГК РФ).
Таким образом, последствием явного нарушения запрета на курение табака и причиненного в результате этого значительного материального ущерба может быть всего лишь ограниченная материальная ответственность военнослужащего.
По общим правилам, предусмотренным ст. 1068 ГК РФ, действия работника юридического лица при исполнении им трудовых (служебных, должностных) обязанностей, причинившие вред третьим лицам, считаются действиями самого юридического лица. После возмещения потерпевшему причиненного вреда юридическое лицо приобретает право обратного требования (регресса) к работнику, причинившему этот вред, в размере выплаченного возмещения (п. 1 ст. 1081 ГК РФ). Данное право закреплено и ст. 10 Закона, в соответствии с которой военнослужащие, причинившие ущерб третьим лицам, который в соответствии с законодательством Российской Федерации был возмещен воинской частью, возмещают воинской части причиненный ущерб в порядке и размерах, предусмотренных Законом.
Практика показывает, что взыскание ущерба с военнослужащего более эффективно в рамках исполнительного производства. В случае возвращения взыскателю исполнительного документа в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ (если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными) взыскатель вправе повторно предъявить для исполнения исполнительный лист не ранее шести месяцев со дня вынесения постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного листа либо до истечения указанного срока в случае предъявления взыскателем информации об изменении имущественного положения должника.
В соответствии со ст. 12 Закона ежемесячные денежные удержания для возмещения причиненного военнослужащим ущерба производятся в размере 20% месячного денежного довольствия, а для возмещения ущерба, причиненного в случаях, предусмотренных абз. 4 ст. 5 Закона, — 50% месячного денежного довольствия военнослужащего.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие основные выводы:
1. Назначение административного расследования при обнаружении ущерба является обязанностью командира воинской части.
2. Военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в течение трех лет со дня обнаружения ущерба. Несоблюдение установленных Законом процессуальных сроков является основанием к отмене решения о привлечении военнослужащего к материальной ответственности.
3. После установления размера ущерба и виновных лиц командиру воинской части необходимо предпринять все меры к возмещению причиненного ущерба, в том числе в рамках исполнительного производства.

Федеральный закон от 12 июля 1999 г. № 161_ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих»

Данный закон был принят Государственной Думой 22 июня 1999 года. Одобрен Советом Федерации 25 июня 1999 года.

Содержание данного федерального закона включает:

Глава I. Общие положения (ст. ст 1-3)

Глава II. Материальная ответственность (ст. ст. 4 — 5) военнослужащих

Настоящий Федеральный закон устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы (далее — военнослужащие), за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

воинские части — органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, корабли, организации, военные образовательные учреждения профессионального образования, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащие проходят военную службу;

командиры (начальники) — командиры (начальники) воинских частей, их заместители, командиры (начальники) структурных подразделений воинских частей и их заместители;

имущество воинской части (далее — имущество) — все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, топливо, продовольствие, вещевое имущество и иные виды военного имущества, здания, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федеральной собственностью и закрепленные за воинской частью;

реальный ущерб (далее также — ущерб) — утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.

Условия материальной ответственности военнослужащих за причиненный ущерб:

  • 1. Военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб.
  • 2. Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении обязанностей военной службы, несут материальную ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
  • 3. Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.
  • 4. Военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом в течение трех лет со дня обнаружения ущерба.

Федеральный закон о материальной ответственности военнослужащих (161 ФЗ)

Комментарий к ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих»

Закон о материальной ответственности военнослужащих был принят 22 июня 1999 года. Настоящий Федеральный закон устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы (далее — военнослужащие), за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба.

Действие закона распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

В данном законе предусматривается два вида материальной ответственности военнослужащих — ограниченная или полная.

Статья 4. Ограниченная материальная ответственность военнослужащих.

1. За ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, — не более двух окладов месячного денежного содержания, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих установлены иные размеры материальной ответственности.

2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, виновные в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет.

3. Командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества или не принявшие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.

4. Командиры (начальники) воинских частей, виновные в незаконном увольнении военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы), незаконном переводе лица гражданского персонала на другую работу, незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности, несут материальную ответственность за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, произведенными в результате незаконного увольнения военнослужащего (лица гражданского персонала), незаконного перевода лица гражданского персонала на другую работу, незаконного назначения военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет.

Комментарий к статье 4

Данной статьей устанавливаются основания для привлечения военнослужащих к ограниченной материальной ответственности. Ограниченность ответственности заключается в том, что за ущерб, причиненный воинской части при исполнении обязанностей военной службы, виновные военнослужащие, отвечают в размере такого ущерба, но не более заранее установленных Законом ограничений. Основой для определения пределов материальной ответственности военнослужащих, является один оклад их месячного денежного содержания и одна месячная надбавка за выслугу лет. П. 1 данной статьи устанавливает общее правило, по которому за ущерб, причиненный воинской части при исполнении обязанностей военной службы по неосторожности, военнослужащие, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет. Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, предел возмещения ограничен двумя окладами месячного денежного содержания. Так, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, оклад месячного денежного содержания которого с учетом месячной надбавки за выслугу лет составляет, например, 5000 руб., причинил ущерб в сумме 2000 руб. Он обязан возместить этот ущерб полностью, так как сумма ущерба не превышает установленного предела. Однако если тот же военнослужащий причинил ущерб в сумме 7000 руб., то в соответствии данным законом он возмещает лишь часть суммы ущерба, равную одному окладу его месячного денежного содержания и одной месячной надбавке за выслугу лет, т.е. 5000 руб. В п. 1 не предусмотрены конкретные случаи причинения ущерба, за которые она устанавливает материальную ответственность военнослужащих в наименьших пределах. Как свидетельствует практика, наиболее типичными случаями причинения ущерба являются: 1) Порча или уничтожение по небрежности имущества воинской части, кроме имущества, переданного военнослужащему под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей. К имуществу относятся, например, здания, сооружения, вооружение, боевая и другая техника, боеприпасы и пр. 2) Излишние выплаты, произведенные воинской частью для восстановления первоначального состояния поврежденного имущества.

В п. 2 предусматривается одно из исключений из общего правила определения размера взыскания при привлечении военнослужащего к ограниченной материальной ответственности. Военнослужащие, виновные в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет. К материальной ответственности могут быть привлечены только военнослужащие, проходящие военную службу по контракту. Помимо этого, необходимым условием привлечения к ответственности является возложение на них должностных или специальных обязанностей по организации своевременной отгрузки (выгрузки) железнодорожных или морских контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, по надлежащему учету объемов выполненных работ либо обеспечению своевременности внесения соответствующих обязательных платежей. Имеется в виду только неосторожная форма вины.

В п. 3 устанавливается материальная ответственность для командиров (начальников) воинских частей и подразделений (служб). Для применения Закона необходимо установить, являлось ли это лицо в данном случае командиром (начальником), в полномочия которого входит отдача приказов (распоряжений) относительно установления и изменения порядка учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества либо принятие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних денежных выплат и (или) принятие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба. Излишние денежные выплаты могут возникнуть у воинской части, например, в результате нарушения финансовой дисциплины, ненадлежащего исполнения обязательств по хозяйственным договорам, несоблюдения правил охраны труда и техники безопасности и пр. Если неправильная постановка учета, хранения или использования имущества, непринятие необходимых мер по предотвращению ущерба не повлекли за собой причинения реального ущерба, то материальная ответственность военнослужащего не наступает. Если командир (начальник) допустил несколько случаев причинения вреда либо по одному из них, командир воинской части или суд вправе взыскать в возмещение причиненного ущерба за каждый такой случай.

В п. 4 содержится еще одно исключение из общего правила. Согласно п. 4 данной статьи ответственность в указанном размере несут только командиры (начальники) воинских частей за ущерб, причиненный воинской части в связи с: а) незаконным увольнением военнослужащего; б) незаконным переводом гражданского лица; в) незаконным назначением на должность, не предусмотренную штатом либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности. Положения п. 4 так же направлены на борьбу с незаконными увольнениями и переводами военнослужащих и лиц гражданского персонала, случаями задержки исполнения решения суда, а также служат гарантией реального осуществления гражданами их прав.

Статья 5. Полная материальная ответственность военнослужащих.

Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен:

военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;

действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;

в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;

умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;

военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние наркотического, токсического или алкогольного опьянения.

Комментарий к статье 5

В случаях, описанных в ст.5, военнослужащий обязан возместить воинской части причиненный по его вине реальный ущерб в полном объеме без ограничения заранее установленным пределом.

Норма абзаца 2 статьи особо защищает имущественные интересы воинских частей в случае передачи его военнослужащим под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей. Во-первых, очевидно, что речь в данном случае идет о вручении военнослужащему конкретного имущества воинской части, так сказать, в натуральном виде. При этом передача имущества должна быть четко зафиксирована путем оформления одного из первичных документов. Во-вторых, определенные действия с переданным военнослужащему имуществом должны быть осуществлены им лично (т.е. оно должно быть лично им сохранено, перевезено, использовано, передано другому лицу и т.п.). В-третьих, при передаче имущества военнослужащему под отчет должен быть обязательно предусмотрен его возврат (передача по предназначению) в случае прекращения конкретной обязанности.

Например, при повреждении по неосторожности имущества воинской части военнослужащим, за которым данное имущество не закреплено, он подлежит привлечению к материальной ответственности в ограниченном размере. Если те же действия совершил военнослужащий, в отношении которого соблюдены упомянутые формальности, на него распространяется полная материальная ответственность.

С абзацем третьим военнослужащие несут материальную ответственность перед воинской частью в полном размере причиненного ущерба, если он причинен их действиями, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации. Признаками как, во-первых, общественная опасность этого деяния; во-вторых, противоправность этого деяния, означающая запрещенность его совершения уголовным законом; виновность лица, совершившего данное деяние. Для того чтобы привлечь военнослужащего к полной материальной ответственности по абзацу третьему, факт применения к нему уголовного наказания не имеет значения. Так, например, уголовное наказание к лицу, совершившему преступление, может не применяться в связи с болезнью, в связи с изменением обстановки и др. Не имеют также значения занимаемая военнослужащим воинская должность, звание, характер прохождения им военной службы (по призыву или по контракту), возложенных на него обязанностей. Подразумевается, что преступление, совершенное военнослужащим (различные виды хищения (кража, присвоение или растрата и пр.), уничтожение или повреждение военного имущества умышленно или по неосторожности, утрата военного имущества, злоупотребление должностными полномочиями, служебный подлог, халатность, нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах, нарушение правил пожарной безопасности, правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, и т.д.), должно повлечь за собой реальный ущерб воинской части. Полная материальная ответственность по предусмотренному основанию не может быть возложена на военнослужащего, если его действие (бездействие), хотя и содержит признаки преступления, но в силу малозначительности не представляется общественно опасным и поэтому таковым не является (ч. 2 ст. 14 УК РФ).

Согласно норме, сформулированной в абзаце четвертом ст. 5, военнослужащие несут полную материальную ответственность за ущерб, причиненный их любыми умышленными действиями, в том числе: хищением, умышленным уничтожением, повреждением, порчей, незаконным расходованием или использованием имущества и др. При этом полной материальной ответственности военнослужащие подлежат даже в том случае, когда их действия не содержат признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации. Так, хищение военнослужащим военного имущества на небольшую сумму ввиду его малозначительности может быть признано не общественно опасным, а, следовательно, не являющимся преступлением. Однако военнослужащий подлежит привлечению к полной материальной ответственности, но не по третьему, а по четвертому абзацу данной статьи. Умышленное уничтожение или повреждение военного имущества в соответствии со ст. 346 УК РФ является преступлением тогда, когда это имущество — оружие, боеприпасы или предмет военной техники. За умышленное уничтожение иного военного имущества (например, предметов обмундирования, продовольствия и др.) уголовная ответственность может наступить только в том случае, когда указанными действиями причинен значительный ущерб либо ущерб причинен общественно опасным способом (поджогом, взрывом и т.п.). В остальных случаях умышленное уничтожение или повреждение военного имущества преступлением не является, они возмещают причиненный ущерб.

Абзацем пятым данной статьи предусматривается полная материальная ответственность военнослужащих за ущерб, причиненный их умышленными действиями, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения военнослужащих, пострадавших в результате этих действий. В данном случае военнослужащий своими действиями непосредственно не причиняет имущественный ущерб воинской части — они направлены на причинение вреда здоровью другому военнослужащему, нарушая тем самым личные права последнего. Однако бесплатное лечение военнослужащих является обязанностью федерального органа исполнительной власти, в котором они проходят военную службу. В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» медицинская помощь военнослужащим оказывается в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях, а в случае необходимости — в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. В последнем случае расходы на оказание медицинской помощи названным учреждениям возмещаются федеральным органом исполнительной власти, в котором военнослужащие проходят военную службу. Поэтому действия, причинившие вред здоровью военнослужащего, хотя и опосредованно, однако неизбежно влекут за собой дополнительные расходы указанного органа.

Абзацем шестым статьи предусмотрена полная материальная ответственность военнослужащих за ущерб, причиненный ими в состоянии наркотического, токсического или алкогольного опьянения, в которое они привели себя добровольно.

Военнослужащий, находившийся в состоянии опьянения, несет полную материальную ответственность за причиненный по его вине воинской части любой реальный ущерб. Так же ответственность такого военнослужащего наступает и за ущерб воинской части, возмещающей вред, нанесенный военнослужащим при исполнении обязанностей военной службы другим юридическим или физическим лицам.

Добровольность приведения военнослужащим себя в состояние опьянения является необходимым условием. Она означает, что военнослужащий сознает возможность опьянения и желает его наступления. В случае если опьянение наступило в результате неосторожных действий самого военнослужащего, непреодолимой силы или насильственных действий других лиц, комментируемая норма не применяется. Состояние наркотического, токсического или алкогольного опьянения военнослужащего должно быть доказано командованием воинской части. Доказательством такого состояния военнослужащего перед судом могут быть любые данные, свидетельствующие о наличии указанного факта. В случае если военнослужащий оспаривает факт своего опьянения, он должен быть направлен на медицинское освидетельствование. Медицинское освидетельствование является наиболее объективным доказательством алкогольного, наркотического или токсического опьянения военнослужащего.

Следующая
Материальная ответственностьУсловия наступления материальной ответственности

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector