+7 (499) 938-56-19  Москва

+7 (812) 467-37-83  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Должностные обязанности инспектора по делам несовершеннолетних (инспектора ПДН)

Введение

В систему органов внутренних дел Министерства внутренних дел РФ в качестве самостоятельной подсистемы входит полиция. Правовой основой ее организации и деятельности является Федеральный Закон № 3 от 7 февраля 2011 года «О полиции» с изменениями и дополнениями.

Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; розыск лиц; производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; обеспечение правопорядка в общественных местах; обеспечение безопасности дорожного движения и др.[1]

Органы внутренних дел в пределах своей компетенции осуществляют деятельность по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Актуальность прохождения практики в органах внутренних дел, а именно в подразделении по делам несовершеннолетних, обусловлена тем, что сама деятельность по профилактике безнадзорности правонарушений несовершеннолетних является достаточно сложной и необходимой областью познания.

Цель прохождения производственной практики – ознакомление с деятельностью подразделения по делам несовершеннолетних.

Объект исследования – Инспекция по делам несовершеннолетних отдела № 3(по обслуживанию Железнодорожного района) УМВД России по г. Рязани.

Предмет исследования – деятельность подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Для достижения цели прохождения производственной практики поставлены следующие задачи:

– освятить общие принципы деятельности подразделения «ПДН»;

– изучить нормативно-правовую базу, устанавливающую общий порядок функционирования;

– ознакомиться с полномочиями должностных лиц «ПДН», в рамках своих обязанностей.

Таким образом, ответив на все вышеназванные вопросы, будет достигнута поставленная цель. А результатом самой практики станут новоприобретенные навыки.

Общая характеристика подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел РФ

В приказе МВД РФ «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел РФ» от 15.10.2013 № 845 расписаны полномочия и порядок организации работы инспекции по делам несовершеннолетних.

Деятельность подразделений по делам несовершеннолетних, далее ПДН, основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления, общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.[2]

К нормативной базе, устанавливающей, порядок деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, относятся: Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон № 3 от 7 февраля 2011 года «О полиции», Федеральный Закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Основной обязанностью данных подразделений МВД является проведение профилактической работы с несовершеннолетними, которые уже совершили преступление или относятся к лицам, состоящим на особом учете. Кроме этого, инспекция организует работу по направлению несовершеннолетних в центры временной изоляции или в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

Функции и полномочия подразделений по делам несовершеннолетних

К функциям подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел можно отнести:

1. Проведение индивидуальной профилактической работы в отношении:

– несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

– других несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей при необходимости предупреждения совершения ими правонарушений и с согласия начальника органа внутренних дел или его заместителя.

2. Выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

3. Осуществление в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения.

4. Рассмотрение в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или иными законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних.

5. Участие в подготовке материалов для рассмотрения возможности помещения в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел несовершеннолетних.

6. Участие в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

7. Внесение в уголовно-исполнительные инспекции предложения о применении к несовершеннолетним, контроль за поведением которых осуществляют указанные учреждения, мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

8. Информирование заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и об условиях, этому способствующих.

9. Принятие участия в установленном порядке в уведомлении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних о доставлении несовершеннолетних в подразделения органов внутренних дел в связи с их безнадзорностью, беспризорностью, совершением ими правонарушения или антиобщественных действий.[3]

Кроме того, необходимо отметить, что российское административное законодательство также уделяет внимание проблемам, связанным с несовершеннолетними. В КОАП РФ включает ряд статей, предусматривающих составы административных правонарушений, относящихся к данной проблематике:

ст. 5.35 КоАП — Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних;

ст. 5.36 КоАП — Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей;

ст. 20.20 КоАП — Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах;

ст. 20.22 КоАП — Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств и психотропных веществ в общественных местах.[4]

Таким образом, мы рассмотрели функции и полномочия деятельности ПДН. Они заключаются в том, чтобы обеспечить защиту прав и свобод несовершеннолетнего, выявить лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений, вести учет родителей несовершеннолетних, которые употребляют наркотики, пьянствуют, дебоширят, тем самым не занимаются воспитанием своих детей и т.д.

Права и обязанности должностных лиц ПДН

Инспектор по делам несовершеннолетних — это должностное лицо, которое является сотрудником органов внутренних дел. Иными словами, это участковый для несовершеннолетних.

За каждым инспектором закреплена своя территория, границы которой может увеличить или расширить руководитель органа МВД в конкретном населенном пункте.

Должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел пользуются следующими правами:

– в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами;

– запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц, а также имеют право в установленном порядке:

– доставлять в подразделения органов внутренних дел несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных. О каждом случае доставления несовершеннолетнего в подразделение органов внутренних дел составляется протокол. Несовершеннолетние могут содержаться в указанных подразделениях не более трех часов;

– вносить в соответствующие органы и учреждения предложения о применении мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации, в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия, их родителей или иных законных представителей либо должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

– вносить в соответствующие органы и учреждения предложения об устранении причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних. Соответствующие органы и учреждения обязаны в месячный срок со дня поступления указанных предложений сообщить подразделениям по делам несовершеннолетних органов внутренних дел о мерах, принятых в результате рассмотрения внесенных предложений;

– принимать участие в рассмотрении соответствующими органами и учреждениями материалов о правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей;

– вести учет правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, лиц, их совершивших, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними, а также собирать и обобщать информацию, необходимую для составления статистической отчетности.[5]

Органы внутренних дел в пределах своей компетенции осуществляют деятельность по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Деятельность подразделения ПДН основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления, общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

К нормативной базе, устанавливающей, порядок деятельности подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, относятся: Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон № 3 от 7 февраля 2011 года «О полиции», Федеральный Закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел пользуются следующими правами: в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами; запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц.

Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел полномочны, проводить индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:

– употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества.

– совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания.

– совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность.

Целью деятельности подразделения «ПДН» является:

– выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

– осуществление в пределах своей компетенции мер по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения.

– рассмотрение в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних.

На основании пройденной практики можно сделать вывод о том, что усвоение теоретического материала административного, уголовного, уголовно-процессуального законодательства в целом проходит более полно и объемно, если есть возможность реально при прохождении практики лично увидеть его (законодательства) применение.

Общее впечатление от пройденной учебной практики – положительное.

Считаю, что цель проделанной работы – углубление и расширение теоретических знаний, получение практического опыта – выполнена.

Подводя итог можно сделать вывод, что все поставленные задачи были выполнены, соответственно цель достигнута.

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.05.2016).

3. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.12.2015) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015).

4. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 26.04.2016) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

5. Приказ МВД России от 15.10.2013 № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации».

[1] Федеральный Закон № 3 от 7 февраля 2011 года «О полиции».

[2] Приказ МВД РФ «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел РФ» от 15.10.2013 № 845.

[3] Федеральный Закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

[4] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.05.2016).

[5] Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 26.04.2016) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Административная деятельность полиции

Обязанности и права сотрудников ПДН

Обязанности сотрудников ПДН. В соответствии с требованиями приказа МВД РФ от 26 мая 2000 г. № 569, утвердившего Инструкцию по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, должностные липа ПДН в целях предупреждения преступлений несовершеннолетних, своевременного выявления и устранения причин и условий, способствующих их совершению, выполняют следующие обязанности:

  1. анализируют состояние правонарушений несовершеннолетних на обслуживаемой территории;
  2. изучают выступления средств массовой информации, сообщения государственных органов, общественных объединений и религиозных организаций, письма и заявления граждан, а также другие материалы, содержащие информацию, необходимую для организации работы но предупреждению правонарушений несовершеннолетних;
  3. принимают участие в подготовке предложений в соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения и религиозные организации по следующим вопросам: (1) совершенствования работы органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних: (2) устранения причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних: (3) участия в организации трудоустройства, оздоровительного отдыха и досуга несовершеннолетних и детей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, другим вопросам, связанным с предупреждением правонарушений несовершеннолетних; (4) участия в разработке и проведении целевых профилактических рейдов и операций: (5) осуществления взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, расположенными на обслуживаемой территории.

При этом особое внимание уделяется организации и осуществлению взаимодействия с администрациями расположенных на обслуживаемой территории образовательных учреждений и специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа. Участвуют они в разработке совместных планов по профилактике правонарушений и предупреждению чрезвычайных происшествий, а также групповых нарушений общественного порядка, самовольных уходов воспитанников из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

Должностные лица ПДН оказывают содействие: органам опеки и попечительства — в выявлении детей и подростков, оставшихся без попечения родителей; различным подразделениям в системе МВД и МЧС — в проводимой ими работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и неосторожного обращения с огнем.

Сотрудники ПДН вносят в соответствующие органы и учреждения предложения о применении мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством ее субъектов, в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия, их родителей или законных представителей либо должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними.

Они также проводят встречи с населением, проживающим на обслуживаемой территории, выступают в образовательных учреждениях, в средствах массовой информации по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних, формируют позитивное общественное мнение о деятельности органов внутренних дел.

Должностные лица ПДН в целях предупреждения групповых правонарушений выявляют во время проведения профилактических мероприятий: принадлежность подростков-правонарушителей к группам антиобщественного и иного характера, лидеров и активных участников этих групп, места их концентрации, лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и (или) антиобщественных действий, склоняющих их к употреблению наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ. Организуют в целях предупреждения конфликтов между различными группировками подростков личные встречи и беседы руководителей правоохранительных органов с несовершеннолетними, используют возможности воздействия на несовершеннолетних с помощью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Принимают меры по переориентации и разобщению антиобщественных групп несовершеннолетних, пресечению фактов отрицательного влияния на подростков со стороны их лидеров.

В целях предупреждения систематического употребления спиртных напитков, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних должностные лица ПДН участвуют в проведении рейдов и операций по выявлению несовершеннолетних, допускающих употребление спиртных напитков, а также лиц, нарушающих правила торговли спиртными напитками в отношении несовершеннолетних; выявлению несовершеннолетних, допускающих немедицинское употребление наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ, мест их концентрации, возможного сбыта, приобретения и употребления указанных средств и веществ; лиц, вовлекающих несовершеннолетних в употребление спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ, организаторов и содержателей притонов.

С помощью сотрудников других подразделений устанавливают обстоятельства, связанные с приобретением и употреблением спиртных напитков, наркотических средств и психотропных или одурманивающих веществ. Информируют органы здравоохранения о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств и психотропных или одурманивающих веществ. Анализируют состояние работы по предупреждению систематического употребления спиртных напитков, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних на обслуживаемой территории.

Права должностных лиц ПДН:

  1. вызывать несовершеннолетних, их родителей, а также лиц, их заменяющих, в органы внутренних дел для выяснения обстоятельств совершения правонарушений;
  2. объявлять несовершеннолетним правонарушителям официальное предостережение о недопустимости такого поведения; посещать местожительство несовершеннолетних правонарушителей, проводить с ними, а также с их родителями соответствующие беседы; запрашивать в соответствующих организациях необходимые сведения;
  3. доставлять несовершеннолетних правонарушителей в органы внутренних дел на срок до трех часов, подвергать их личному досмотру. В ОВД могут быть доставлены несовершеннолетние:

  1. совершившие общественно опасные деяния либо иные правонарушения до достижения возраста, с которого наступает уголовная или административная ответственность;
  2. совершившие правонарушения, влекущие меры административною взыскания, или совершившие антиобщественные действия;
  3. самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
  4. направляемые в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей;
  5. безнадзорные и беспризорные, нуждающиеся в помощи государства, для последующего направления в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, или в учреждения органов здравоохранения, в том числе: оставшиеся без попечения родителей или законных представителей, заблудившиеся, подкинутые, самовольно оставившие семью, ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений; не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию.

ПДН имеет право ставить на учет подростков, систематически совершающих правонарушения, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества.

Следует отметить, что специализация сотрудников ПДН имеет свои особенности, заключающиеся во взаимодействии с государственными, общественными организациями, имеющими заинтересованность в решении проблем детской беспризорности, безнадзорности и профилактики правонарушений. Качество работы и эффективность предупреждения правонарушений несовершеннолетних во многом зависят от такого взаимодействия.

Правовое положение и основные функциональные обязанности инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Распределение сотрудников подразделений по делам несовершенно­летних на территории территориального органа внутренних дел осуществ­ляется по зональному принципу. Размеры и границы обслуживаемых ими зон определяются начальником территориального органа внутренних дел с учетом оперативной обстановки и численности инспекторов. При этом:

— в территориальных органах внутренних дел размеры и границы территории, обслуживаемой сотрудниками ПДН, определяются и пере­сматриваются начальником территориального органа МВД России на межрегиональном и районном уровнях с учетом оперативной обстановки по данному направлению деятельности, численности сотрудников ПДН, предусмотренной штатным расписанием указанного органа; в органах внутренних дел на транспорте размеры участков (зон) обслуживания зависят от количества станций, портов, пристаней и других факторов;

Закрепление инспектора по делам несовершеннолетних за обслужи­ваемой территорией и освобождение его от выполнения обязанностей осуществляется приказом начальника соответствующего органа внутрен­них дел, в обслуживании которого находится территория. В зависимости от оперативной обстановки начальник органа внутренних дел может уменьшить или увеличить размеры обслуживаемой территории.

При назначении на должность инспектора по делам несовершенно­летних начальник органа внутренних дел или начальник органа внутрен­них дел знакомят его с особенностями обслуживаемой территории, опера­тивной обстановкой и представляют его руководителям соответствующих органов местного самоуправления, организаций, образовательных учре­ждений, общественных объединений.

План и график работы инспектора по делам несовершеннолетних утверждаются начальником органа внутренних дел или его заместителем. Каждый инспектор работает по личному (индивидуальному) плану на день.

Не допускается привлечение руководителей, заместителей руково­дителей ПДН, старших инспекторов (инспекторов) по делам несовершен­нолетних для выполнения обязанностей, не связанных с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе при­влечение их для дежурств в следственно-оперативных группах, группах немедленного реагирования, дежурных частях территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также для вы­полнения задач по охране и конвоированию задержанных лиц.

Ключевые моменты по основам организации деятельности инспек­торов по делам несовершеннолетних регламентируются основным ведом­ственным нормативно-правовым актом по работе подразделений по делам несовершеннолетних — приказом МВД России от 15 октября 2013 года № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности под­разделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Рос­сийской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2014 года №31238).

В подразделении по делам несовершеннолетних ведется журнал уче­та профилактических мероприятий, в котором отражается деятельность инспекторов по проведению профилактических рейдов и операций, дру­гих профилактических мероприятий, а также проведение индивидуально­профилактических мероприятий в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, не состоящих на учете в подраз­делении по делам несовершеннолетних.

Кроме того, в каждом подразделении по делам несовершеннолетних обязательно должна вестись следующая документация:

— план обслуживаемой территории;

— нормативные правовые акты, указания, методические рекоменда­ции по деятельности подразделений по делам несовершеннолетних орга­нов внутренних дел;

— журнал учета результатов проверок деятельности подразделения по делам несовершеннолетних;

— наблюдательные дела на группы несовершеннолетних антиобще­ственной направленности;

— списки лиц, с которыми проводится профилактическая работа;

— списки несовершеннолетних, находящихся в розыске.

Осуществляя общую превенцию правонарушений несовершеннолет­них, сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних собирают, обобщают, анализируют информацию о состоянии борьбы с безнадзорно­стью и правонарушениями несовершеннолетних на обслуживаемой терри­тории; прогнозируют тенденции распространения негативных факторов, влияющих на состояние профилактики правонарушений несовершенно­летних; разрабатывают с учетом складывающейся обстановки планы ме­роприятий, направленных на предупреждение правонарушений несовер­шеннолетних, и вносят на их основе в государственные и общественные организации предложения о совершенствовании профилактической дея­тельности заинтересованных ведомств.

Выявление несовершеннолетних правонарушителей и лиц, отрица­тельно влияющих на них, начинается, прежде всего, с ежедневного про­смотра сотрудником подразделения по делам несовершеннолетних:

— книги доставленных в дежурную часть органа внутренних дел;

— суточной сводки о совершенных преступлениях и задержанных лицах;

— книги учета сообщений о происшествиях.

Основаниями проведения индивидуальной профилактической рабо­ты инспекторами по делам несовершеннолетних в отношении несовер­шеннолетних, их родителей или законных представителей являютсяоб­стоятельства, предусмотренные ст. 5 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно­летних», если они зафиксированы в следующих документах:

— заявлении несовершеннолетнего либо его родителей или законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компе­тенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

— приговоре, определении или постановлении суда;

— постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;

— заключении, утвержденном руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно­летних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или дру­гих сообщений;

— документах, определенных законодательством как основания по­мещения подростков в учреждения системы профилактики безнадзорно­сти и правонарушений несовершеннолетних.

Несовершеннолетние, совершившие административные и иные пра­вонарушения, могут быть доставлены в дежурную часть территориального органа внутренних дел или в служебные помещения подразделений по де­лам несовершеннолетних на срок не более трех часов. Разбирательство проводит должностное лицо подразделения по делам несовершеннолетних, а в его отсутствие — оперативный дежурный по органу внутренних дел. При доставлении устанавливаются данные, характеризующие его личность, сведения о родных или законных представителях, условиях воспитания, обучения, в необходимых случаях оформляются материалы для привлече­ния к административной или уголовной ответственности. О задержании лица, не достигшего совершеннолетнего возраста, в обязательном порядке уведомляются его родители или заменяющие их лица. После разбиратель­ства несовершеннолетнего передают в установленном порядке родителям или законным представителям, о чем обязательно делается письменная от­метка в протоколе административного задержания и книге учета лиц, до­ставленных в дежурную часть органа внутренних дел, с указанием времени передачи и совершеннолетнего лица, которому передан подросток.

Инспектора по делам несовершеннолетних органа внутренних дел ведут два основных вида учета:

1). учетно-профилактические карточки (УПК);

2). учетно-профилактические дела (УПД).

На профилактический учет с заведением УПК ставятся несовершен­нолетние:

— употребляющие наркотические средства или психотропные веще­ства без назначения врача либо одурманивающие вещества;

— употребляющие алкогольную и спиртосодержащую продукцию;

— совершившие правонарушение, в том числе до достижения возрас­та, с которого наступает административная ответственность;

— совершившие антиобщественное действие;

— освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии, или в связи с изменением обстановки, или в связи с примирени­ем с потерпевшим, деятельным раскаянием, а также в случаях, когда при­знано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто пу­тем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

— совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уго­ловной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

— совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уго­ловной ответственности вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

— обвиняемые и подозреваемые в совершении преступлений, в от­ношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

— родители или иные законные представители, не исполняющие сво­их обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершенно­летних и отрицательно влияющие на их поведение либо жестоко обраща­ющиеся с ними.

На профилактический учет с заведением УПД ставятся несовершен­нолетние:

— условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания;

— освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

— получившие отсрочку отбывания наказания;

— освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закры­того типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях до­пускали нарушения режима, совершали противоправные деяния;

— освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрыто­го типа и находящиеся после освобождения (выпуска) в социально опасном положении либо нуждающиеся в социальной помощи или реабилитации;

— осужденные за совершение преступлений небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принуди­тельных мер воспитательного воздействия;

— осужденные к ограничению свободы в виде основного наказания;

— осужденные к иным видам наказания, не связанным с лишением свободы.

Кроме того, в целях предупреждения групповых правонарушений может быть заведено одно наблюдательное дело на группу несовершенно­летних антиобщественной направленности тем инспектором по делам несовершеннолетних, в зоне обслуживания которого проживает большин­ство ее участников либо лидер группы.

Лица, поставленные на учет с заведением учетно-профилактических карточек и дел, регистрируются в журнале регистрации лиц, состоящих на учете подразделения по делам несовершеннолетних. Инспектора по делам несовершеннолетних о постановке на учет извещают образовательные учреждения, где учатся подучетные лица, предприятия и учреждения, где они работают. Наркологические учреждения оповещаются о несовершен­нолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические и другие одурманивающие средства. Помимо этого, два раза в год направляются списки подростков от семнадцати до восемнадцати лет, состоящих на уче­те, в военные комиссариаты.

Учетно-профилактическое дело ведется инспектором по делам несо­вершеннолетних в течение шести месяцев, по истечении которых срок ве­дения дела при необходимости продлевается по утвержденному началь­ником территориального органа внутренних дел или его заместителем по­становлению каждый раз на шесть месяцев, но не более чем до достиже­ния лицом восемиадцатилетнего возраста. К этому постановлению в каж­дом случае приобщается план профилактических мероприятий по преду­преждению новых административных и иных правонарушений со стороны подучетного.

К учетно-профилактическим делам, как правило, приобщаются в хронологическом порядке следующие служебные документы:

— постановление о заведении дела;

— документы, содержащие сведения, послужившие основанием для постановки на учет;

— справка об установочных данных несовершеннолетнего;

— акт обследования семейно (жилищно)-бытовых условий;

— план индивидуальной профилактической работы с несовершенно­летним;

— лист учета профилактических мероприятий;

— объяснения несовершеннолетнего, его родителей или законных представителей, полученные при постановке на учет, а также по фактам совершения подучетным административных и иных правонарушений;

— справка о первичной беседе руководителя территориального орга­на внутренних дел с несовершеннолетним, его родителями или законными представителями;

— лист связей, в котором указываются сведения о лицах, с которыми общается несовершеннолетний, характер их влияния;

— лист ежемесячных проверок по информационно-справочным уче­там о совершенных административных правонарушениях;

— информация из информационного центра о наличии судимостей;

— материалы, характеризующие подростка (характеристика с места •жительства, учебы, работы);

— рапорта участковому уполномоченному полиции и оперативному уполномоченному полиции (о постановке несовершеннолетнего на учет и необходимости проведения с ним комплексной совместной профилакти­ческой работы);

— постановление о прекращении ведения учетно-профилактического

При необходимости учетно-профилактические дела могут содержать и иные процессуальные и служебные документы.

Учетно-профилактические дела и учетно-профилактические карточ­ки подлежат прекращению, и несовершеннолетние снимаются с учета в случаях:

— исправления (при этом лица, имеющие диагноз «наркомания» или «токсикомания», снимаются с учета по истечении пяти лет с момента воз­держания от потребления наркотических и других средств, влекущих одурманивание; лица, потребляющие наркотические, другие средства, влекущие одурманивание, алкоголь, но не имеющие диагноза «наркома­ния» или «токсикомания», снимаются с учета по истечении одного года);

— достижения восемнадцати лет;

— вынесения судом определения об отмене условного осуждения или отсрочки отбывания наказания;

— истечения испытательного срока при условном осуждении;

— помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение за­крытого типа;

— совершения преступления, если в отношении лица избрана мера пресечения в виде заключения под стражу или при его осуждении к лише­нию свободы;

— наступления обстоятельств, исключающих возможность соверше­ния правонарушений;

— смерти или признания лица умершим, безвестно отсутствующим.

На должностных лиц отделов по делам несовершеннолетних органов

внутренних дел возложена и обязанность осуществлять первоначальные действия по устройству детей, оставшихся без попечения родителей или их законных представителей. При доставлении таких детей в территори­альные органы внутренних дел или подразделения по делам несовершен­нолетних составляется акт о помещении несовершеннолетнего в специа­лизированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в со­циальной реабилитации. Акт заверяется оперативным дежурным террито­риального органа внутренних дел. На подкинутых детей акт составляется в нескольких экземплярах, один из которых регистрируется в журнале учета происшествий для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и розыска лица, виновного в оставлении ребенка в опасном для жизни со­стоянии, второй направляется вместе с ребенком в учреждение для несо­вершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Качество превенции правонарушений несовершеннолетних в круп­ных городах с развитой транспортной инфраструктурой во многом зави­сит от того, насколько тесно сотрудничают подразделения по делам несо­вершеннолетних органов внутренних дел на транспорте с территориаль­ными подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутрен­них дел.

Должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, наряду с выполнением функций присущих всем сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних, призваны:

— осуществлять меры по выявлению на объектах транспорта безнад­зорных детей, передаче их родителям или лицам, их заменяющим, либо направлению их в специализированные учреждения для несовершенно­летних, нуждающихся в социальной реабилитации, информируя об этом органы внутренних дел но месту жительства несовершеннолетних;

— комплексно анализировать причины совершения несовершенно­летними правонарушений, повлекших нарушение безопасности движения на транспорте, несчастные случаи с подростками, и направлять по таким вопросам в заинтересованные органы и учреждения информацию с пред­ложениями по устранению выявленных причин и условий;

— разрабатывать мероприятия по профилактике детского травматиз­ма, правонарушений и иных деяний, угрожающих безопасной работе транспорта, и взаимодействовать в решении перечисленных задач с ра­ботниками транспортных организаций.

Подводя промежуточные итоги, отметим, что с нашей позиции, ос­новная часть работы в области предупреждения административных и иных правонарушений лиц, не достигших восемнадцати лет не исчерпы­вается деятельностью органов внутренних дел. Предупреждение, осу­ществляемое органами внутренних дел, следует рассматривать в тесной связи с такой же деятельностью органов юстиции, прокуратуры и суда. Предупреждение, осуществляемое ими, также относится к числу задач этих органов, решение которых связано с реализацией ими своих функ­ций. Решающим звеном всякой деятельности является ее организация. Предупреждение административных и иных правонарушений несовер­шеннолетних требует комплексного подхода, объединения усилий многих субъектов, постоянного сочетания мер общего и индивидуального преду­преждения на всех этапах превентивной работы.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector