+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Договор ЕАЭС от 29.05 2019: трудовая деятельность

Открытая общественная правовая информационная система

  • Главная ›
  • Правовая энциклопедия ›
  • Основы трудового права ›
  • Особенности труда работников – граждан иностранных государств ›
  • Как принять на работу гражданина государства – члена ЕАЭС?

Как принять на работу гражданина государства – члена ЕАЭС?

Как принять на работу гражданина государства – члена ЕАЭС?

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация 29.05.2014 подписали «Договор о Евразийском экономическом союзе» в г. Астане. Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — международная организация, создаваемая на базе Таможенного союза. В настоящий момент в нее входят:

Договор о ЕАЭС вступил в силу с 1 января 2015 года, а со 2 января 2015 года вступил в силу Договор о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС.

Иностранные граждане работники из стран ЕАЭС имеют право вступать в трудовые отношения в качестве работников по достижении ими возраста 18-ти лет (ч. 3 ст. 327.1 Трудового кодекса РФ).

С иностранным работником, который является гражданином государства – члена ЕАЭС, заключается трудовой договор на неопределенный срок или срочный трудовой договор (при наличии оснований, предусмотренных ст. 59 Трудового кодекса РФ) (ч. 5 ст. 327.1 Трудового кодекса РФ).

Для заключения трудового договора граждане — работники из стран ЕАЭС должны представить работодателю документы, предусмотренные ст. 65 Трудового кодекса РФ. Согласно ее положениям лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;

документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

Из вышеуказанного перечня документов для граждан — работников из стран ЕАЭС есть исключения. Так, они не обязаны представлять документы воинского учета, так как иностранные граждане не являются военнообязанными в России.

Документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) государств – членов ЕАЭС, признаются в РФ без проведения процедур признания документов (п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 г., абз. 2 п. 1 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России № 4 от 22 июня 1996 г.).

Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования нужно требовать у иностранных граждан, в том числе граждан государств – членов ЕАЭС, если они являются:

а) временно пребывающими на территории России. При этом они не должны относиться к высококвалифицированным специалистам;

б) либо постоянно проживающими, временно проживающими на территории России.

Если указанное свидетельство требуется, но у гражданина оно отсутствует, его нужно оформить после приема на работу.

По общему правилу наряду с документами, предусмотренными ст. 65 Трудового кодекса РФ, при заключении трудового договора поступающие на работу иностранный гражданин или лицо без гражданства предъявляют работодателю:

договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории Российской Федерации, за исключением случаев, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с временно пребывающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, должен обеспечивать оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме;

разрешение на работу или патент, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с временно пребывающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства;

разрешение на временное проживание в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с временно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства;

вид на жительство, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Разрешение на работу может быть предъявлено иностранным гражданином или лицом без гражданства работодателю после заключения ими трудового договора, если заключенный и оформленный в соответствии с Трудовым кодексом РФ трудовой договор необходим для получения разрешения на работу. В этом случае трудовой договор вступает в силу не ранее дня получения иностранным гражданином или лицом без гражданства разрешения на работу, а сведения о разрешении на работу вносятся в трудовой договор в порядке, установленном ч. 3 ст. 57 Трудового кодекса РФ.

Однако, граждане — работники из стран ЕАЭС, желающие работать в РФ, имеют ряд преимуществ (преференций), в том числе и при трудоустройстве.

Так, организации, которая вступает в трудовые отношения с гражданами государств – членов ЕАЭС, не требуется получать разрешение на привлечение иностранных работников, а самим гражданам не нужно получать разрешения на работу (патенты) для заключения в России трудовых договоров (п. 5 ст. 96, п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС). Отметим, что эти положения распространяются как на работодателей, заключающих трудовые договора с гражданами из стран ЕАЭС, так и гражданско-правовые на выполнение этими лицами работ (услуг).

Кроме того, для граждан — работников из стран ЕАЭС предусмотрены следующие преимущества (преференции):

1) работник и члены его семьи освобождаются от обязанности регистрации (постановки на миграционный учет по месту пребывания) в течение 30 суток с даты въезда на территорию России;

2) срок временного пребывания (проживания) работника и членов его семьи определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного работником;

3) в случае досрочного расторжения трудового или гражданско-правового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию России гражданин имеет право без выезда с территории России в течение 15 дней заключить новый трудовой или гражданско-правовой договор.

Таким образом, из перечня документов, предусмотренных ст. 327.3 Трудового кодекса РФ, при заключении трудового договора с иностранцем – гражданином одной из стран ЕАЭС, работодатель вправе потребовать:

договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории Российской Федерации, за исключением случаев, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с временно пребывающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, должен обеспечивать оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме

Отметим, что для временно пребывающих иностранных граждан установлено правило о необходимости оформлять миграционную карту. Но из этого правила есть исключение. Оно установлено для граждан Республики Беларусь. Гражданам Белоруссии, пребывающим в России, миграционные карты не выдаются (Письмо ФМС России от 21.01.2005 N МС-2/559 и Приложение N 1 к Соглашению между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006).

Граждане государств – членов ЕАЭС имеют равные с гражданами России права на трудоустройство, оплату труда, режим рабочего времени и времени отдыха, охрану и условия труда на территории России (Соглашение между Россией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 г., ст. 7 Договора между Россией и Республикой Беларусь от 25 декабря 1998 г., п. 1-3 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России № 4 от 22 июня 1996 г., п. 4 ст. 97 Договора о ЕАЭС).

Кроме того, граждане Белоруссии, Казахстана или Армении, временно пребывающие в РФ и работающие в РФ по трудовым договорам, являются застрахованными лицами для целей страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и имеют в этой сфере те же права, что и граждане РФ, в том числе право на получение указанных выше пособий. И российская организация (предприниматель), заключившая с гражданином Белоруссии, Казахстана или Армении, временно пребывающим в РФ, трудовой договор, обязана уплачивать страховые взносы на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с выплат, облагаемых страховыми взносами, начисленных в пользу такого работника, по тем же тарифам, что и работникам — гражданам РФ (Письма Минтруда России от 31.03.2015 N 17-3/В-155, от 13.03.2015 N 17-3/ООГ-268).

Работодатель обязан в установленном порядке уведомлять территориальное подразделение ФМС России о приеме на работу иностранного гражданина. Это правило распространяется и на иностранных граждан, которые для ведения трудовой деятельности не обязаны получать разрешение на работу или патент (в частности, граждан государств – членов ЕАЭС).

При этом работодателю не требуется уведомлять службу занятости населения и налоговую инспекцию о заключении (расторжении) трудового договора с иностранными работниками – гражданами государств – членов ЕАЭС.

Полис для работника из страны-участницы ЕАЭС

Граждане государств – членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), работающие в России по трудовым договорам, являются застрахованными в системе обязательного медицинского страхования (далее – ОМС). В связи с этим у работодателей при приеме на работу таких иностранцев возникает вопрос: вправе ли они требовать у указанных граждан, имеющих статус временно пребывающих в Российской Федерации, полис добровольного медицинского страхования (далее – ДМС)?

Застрахованы в системе ОМС

Согласно абз. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 326-ФЗ) застрахованными в системе ОМС являются:

–постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей, а также иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со ст. 13.5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»);

Одновременно ч. 2 ст. 2 Закона № 326-ФЗ определено, что «в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации».

С 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее – Договор о ЕАЭС). Участниками Договора о ЕАЭС являются:

В силу положений п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.

При этом согласно п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС понятие «социальное обеспечение (социальное страхование)» включает в себя, в частности, и ОМС.

Таким образом, граждане Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения и Кыргызской Республики, работающие по трудовым договорам на территории РФ, независимо от своего статуса являются застрахованными в системе ОМС Российской Федерации наравне с гражданами РФ (Письмо ФНС России от 14.02.2017 № БС-4-11/2686).

Полагается полис ОМС

В связи с изданием Приказа Минздрава России от 27.10.2016 № 803н «О внесении изменений в Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 г. № 158н, с целью реализации положений Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29 мая 2014 года» с 1 января 2017 года подлежат обязательному медицинскому страхованию временно пребывающие на территории РФ в соответствии с Договором о ЕАЭС трудящиеся иностранные граждане государств – членов ЕАЭС (Письмо Минздрава России от 20.07.2017 № 11-8/3077).

Согласно п. 33.1 Приказа Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 № 158н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» данной категории иностранных граждан выдается бумажный полис со сроком действия до конца календарного года, но не более срока действия трудового договора, заключенного с таким трудящимся.

Полис ОМС дает право застрахованному иностранному гражданину на бесплатное оказание медицинской помощи в объеме, который предусмотрен базовой программой ОМС (первичная медико-санитарная помощь, скорая медицинская помощь и специализированная медицинская помощь) (ч. 6 ст. 35 Закона № 326-ФЗ).

Необходим полис ДМС

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 327.3 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) наряду с документами, предусмотренными ст. 65 ТК РФ, при заключении трудового договора поступающий на работу временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин предъявляет работодателю договор (полис) ДМС, действующий на территории РФ, за исключением:

– случаев, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином;

– случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ.

Договор (полис) ДМС либо заключенный работодателем с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином, должен обеспечивать оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме (ч. 2 ст. 327.2, абз. 2 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ).

ДМС или ОМС?

Относительно вопроса о том, должны ли временно пребывающие в Российской Федерации граждане из стран – членов ЕАЭС при трудоустройстве предъявлять работодателю договор (полис) ДМС, существует две точки зрения.

Согласно одному подходу работники – граждане стран, входящих в ЕАЭС, но не являющихся участниками Союзного государства (то есть Армении, Казахстана и Киргизии), при заключении трудового договора должны иметь договор (полис) ДМС либо работодатель должен иметь заключенный с медицинской организацией договор о предоставлении таким работникам платных медицинских услуг, а застрахованными в системе ОМС они признаются только после заключения указанного трудового договора (Письмо Минтруда России от 17.12.2015 № 16-4/В-823; далее – Письмо Минтруда России № 16-4/В-823). При этом срок действия полиса ДМС, представляемого иностранным гражданином при заключении трудового договора, должен быть не менее срока действия трудового договора (Письмо Минтруда России от 26.09.2016 № 16-4/В-465).

Согласно другому подходу граждане государств – членов ЕАЭС при заключении трудового договора обеспечены ОМС, поэтому они не обязаны представлять работодателям договор (полис) ДМС.

Данное суждение основано на том, что временно пребывающие в Российской Федерации трудящиеся государств – членов ЕАЭС являются застрахованными в системе ОМС (Письмо Минтруда России от 07.05.2015 № 17-3/В-235). А система ОМС предполагает бесплатное оказание застрахованным лицам медицинской помощи в пределах базовой программы ОМС, в рамках которой, как уже отмечалось выше, оказывается первичная медико-санитарная помощь, скорая медицинская помощь и специализированная медицинская помощь (ч. 6 ст. 35 Закона № 326-ФЗ).

Соответственно, полис ОМС обеспечивает предоставление иностранному работнику тех видов медицинской помощи, которые предусмотрены ст. 327.2, 327.3 ТК РФ.

Следует также обратить внимание на то, что, как уже указывалось выше, поступающие на работу временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане предъявляют работодателю договор (полис) ДМС, за исключением случаев, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг иностранному работнику, и случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ (ст. 327.2, 327.3 ТК РФ). То есть случаи, когда временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане являются застрахованными в системе ОМС, должны рассматриваться как установленные федеральными законами и международными договорами РФ исключения.

Выгоды Союзного государства

У граждан Республики Беларусь, входящей в Союзное государство, на территории РФ имеются дополнительные привилегии.

Так, на подобных работников требование о наличии у них договора (полиса) ДМС или заключенного работодателем договора с медицинской организацией о предоставлении платных медицинских услуг соответствующему работнику не распространяется.

Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства» и Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25.12.1998 «О равных правах граждан» предусмотрено обеспечение равных прав граждан на получение медицинской помощи.

Кроме того, в настоящее время действует Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 24.01.2006 «О порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации», в ст. 6 которого определено, что граждане Республики Беларусь, временно пребывающие и временно проживающие в Российской Федерации и работающие в учреждениях (организациях) Российской Федерации по трудовым договорам, имеют равные права с гражданами РФ, работающими в данных учреждениях (организациях), на получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения РФ.

В связи с вышеизложенным при заключении трудового договора с гражданином Республики Беларусь наличие договора (полиса) ДМС, действующего на территории РФ, или соответствующего договора работодателя с медицинской организацией не требуется (Письмо Минтруда России № 16-4/В-823).

Во избежание споров

Подводя итог, следует отметить: вопрос о том, что граждане государств – членов ЕАЭС при заключении трудового договора с российскими организациями обеспечены ОМС и не обязаны представлять работодателю договор (полис) ДМС, на законодательном уровне должным образом пока не урегулирован. Поэтому во избежание конфликтов с проверяющими из государственной инспекции труда работодателю при приеме на работу гражданина страны – члена ЕАЭС, не входящей в Союзное государство (Армении, Казахстана и Киргизии), необходимо запросить у него договор (полис) ДМС.

Статья 96. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 11.04.2017)

Статья 96. Сотрудничество государств-членов в сфере трудовой миграции

Статья 96

Сотрудничество государств-членов в сфере трудовой миграции

1. Государства-члены осуществляют сотрудничество по согласованию политики в сфере регулирования трудовой миграции в рамках Союза, а также по оказанию содействия организованному набору и привлечению трудящихся государств-членов для осуществления ими трудовой деятельности в государствах-членах.

2. Сотрудничество государств-членов в сфере трудовой миграции осуществляется путем взаимодействия государственных органов государств-членов, к компетенции которых относятся соответствующие вопросы.

3. Сотрудничество государств-членов в сфере трудовой миграции в рамках Союза осуществляется в следующих формах:

1) согласование общих подходов и принципов в сфере трудовой миграции;

2) обмен нормативными правовыми актами;

3) обмен информацией;

4) реализация мер, направленных на предотвращение распространения недостоверной информации;

5) обмен опытом, проведение стажировок, семинаров и учебных курсов;

6) сотрудничество в рамках консультативных органов.

4. По согласованию государств-членов могут быть определены иные формы сотрудничества в сфере миграции.

5. Понятия, используемые в настоящем разделе, означают следующее:

«государство въезда» — государство-член, на территорию которого следует гражданин другого государства-члена;

«государство постоянного проживания» — государство-член, гражданином которого является трудящийся государства-члена;

«государство трудоустройства» — государство-член, на территории которого осуществляется трудовая деятельность;

«документы об образовании» — документы государственного образца об образовании, а также документы об образовании, признаваемые на уровне государственных документов об образовании;

«заказчик работ (услуг)» — юридическое или физическое лицо, которое предоставляет трудящемуся государства-члена работу на основании заключенного с ним гражданско-правового договора в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством государства трудоустройства;

«миграционная карта (карточка)» — документ, который содержит сведения о гражданине государства-члена, въезжающем на территорию другого государства-члена, и служит для учета и контроля за его временным пребыванием на территории государства въезда;

«работодатель» — юридическое или физическое лицо, которое предоставляет трудящемуся государства-члена работу на основании заключенного с ним трудового договора в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством государства трудоустройства;

«социальное обеспечение (социальное страхование)» — обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязательное медицинское страхование;

«трудовая деятельность» — деятельность на основании трудового договора или деятельность по выполнению работ (оказанию услуг) на основании гражданско-правового договора, осуществляемая на территории государства трудоустройства в соответствии с законодательством этого государства;

«трудящийся государства-члена» — лицо, являющееся гражданином государства-члена, законно находящееся и на законном основании осуществляющее трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, гражданином которого оно не является и в котором постоянно не проживает;

«член семьи» — лицо, состоящее в браке с трудящимся государства-члена, а также находящиеся на его иждивении дети и другие лица, которые признаются членами семьи в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector